Золотое кольцо как градостроительное достояние
У всех на слуху архитектурные шедевры Золотого кольца, среди которых особое место занимают белокаменные памятники Северо-Восточной Руси. Но в этом посте городские историки хотят сказать, что города маршрута ЗК сами по себе являются уникальным градостроительным достоянием. Суть в том, что каждый из этих городов сохранил в своем ландшафте историческую оригинальную планировку.
В первую очередь это касается крепостных земляных валов Ростова, Переславля, Суздаля и Владимира. Они – ландшафтные доминанты, на них можно забраться, охватить взором город, но самое крутое, что они помогают представить, как эти города выглядели раньше, погрузить человека в градостроительный контекст прошлых эпох.
Ростовский кремль, заточенный в фортификационный бастион, построенный голландцами в XVII веке, наглядно свидетельствует о допетровском окне в Европу. Высоченный Козлов вал XII века во Владимире, что начинается прямо у Золотых ворот, еще помнит осаду города Батыем и показывает масштаб средневековой столицы. Стоя на Валовом кольце в Переславле можно легко увидеть городскую жизнь времен Юрия Долгорукого и Александра Невского. А с кремлевских валов Суздаля видна вся красота города Владимира Мономаха.
Однако такое историческое воображение через ландшафт едва ли доступно большинству туристов. По факту земляные валы вообще исключены из репрезентации древних городов и почти не позиционируются как архитектурное наследие, которое могло бы стать туристической машиной времени. Есть робкие попытки защитить валы в Ростове и Суздале, а во Владимире можно даже купить по ним экскурсию.
При этом города реализуют разную политику к валам: в Ростове и Владимире они доступны, но не благоустроены; в Переславле они «облагорожены», то есть тропинка по ним вымощена щебнем; а в Суздале ходить по ним запрещено, но туристам все равно.
Мы настоятельно рекомендуем подумать, как вернуть валы в городскую ткань. Не правда ли, актуальная задача не только для музейщиков, но также для архитекторов и ландшафтников?
У всех на слуху архитектурные шедевры Золотого кольца, среди которых особое место занимают белокаменные памятники Северо-Восточной Руси. Но в этом посте городские историки хотят сказать, что города маршрута ЗК сами по себе являются уникальным градостроительным достоянием. Суть в том, что каждый из этих городов сохранил в своем ландшафте историческую оригинальную планировку.
В первую очередь это касается крепостных земляных валов Ростова, Переславля, Суздаля и Владимира. Они – ландшафтные доминанты, на них можно забраться, охватить взором город, но самое крутое, что они помогают представить, как эти города выглядели раньше, погрузить человека в градостроительный контекст прошлых эпох.
Ростовский кремль, заточенный в фортификационный бастион, построенный голландцами в XVII веке, наглядно свидетельствует о допетровском окне в Европу. Высоченный Козлов вал XII века во Владимире, что начинается прямо у Золотых ворот, еще помнит осаду города Батыем и показывает масштаб средневековой столицы. Стоя на Валовом кольце в Переславле можно легко увидеть городскую жизнь времен Юрия Долгорукого и Александра Невского. А с кремлевских валов Суздаля видна вся красота города Владимира Мономаха.
Однако такое историческое воображение через ландшафт едва ли доступно большинству туристов. По факту земляные валы вообще исключены из репрезентации древних городов и почти не позиционируются как архитектурное наследие, которое могло бы стать туристической машиной времени. Есть робкие попытки защитить валы в Ростове и Суздале, а во Владимире можно даже купить по ним экскурсию.
При этом города реализуют разную политику к валам: в Ростове и Владимире они доступны, но не благоустроены; в Переславле они «облагорожены», то есть тропинка по ним вымощена щебнем; а в Суздале ходить по ним запрещено, но туристам все равно.
Мы настоятельно рекомендуем подумать, как вернуть валы в городскую ткань. Не правда ли, актуальная задача не только для музейщиков, но также для архитекторов и ландшафтников?