Прекрасно понимаю, что в нынешней реальности протоиерей Андрей Ткачёв непотопляем, поэтому сначала вообще не хотел включаться в полемику, но послушав некоторых его «защитников», рассказывающих, какой он замечательный проповедник и скольких людей привел к Богу, всё-таки решил написать этот пост.
Начну со ставленнической присяги, которую каждый приносит и перед диаконской хиротонией, и перед священнической. Там есть и такие слова: «Ни в каких политических партиях, движениях и акциях не принимать участия». Все, кто в теме, знают, что сейчас этот пункт постоянно нарушается. Протоиерей Андрей Ткачёв один из самых злостных нарушителей. Не могу сказать про все его публичные выступления, но во многих из них, включая проповеди, он выступает не как пастырь, а как пропагандист.
А его собеседники и единомышленники – Константин Малофеев и Александр Дугин. Не знаю, как сейчас, а в прошлом и позапрошлом году на малофеевском «Царьграде» был цикл «Азбука традиционных ценностей», который Малофеев «скромно» называл беседой трех русских мыслителей: самого Малофеева, Дугина и протоиерея Андрея Ткачёва. И это была не полемика, а разговор друзей-единомышленников. Дугин и Малофеев тоже ведут людей к Богу? Бог есть любовь, а эти люди сеют вражду и ненависть.
Процитирую фрагмент из интервью отца Игоря Гагарина: «От нас, христиан (не только от священников), конечно, зависит много. Митрополит Антоний Сурожский говорил, что никто не уверует, если не увидит на лице хотя бы одного человека сияние вечной жизни. Мое лицо должно стать лицом, на котором сияет вечная жизнь. Это одна из важнейших задач моей духовной жизни, потому что в той мере, в какой это будет на моем лице отражаться, в той мере это кого-то, может быть, убедит, что вечная жизнь есть».
Ну и кто скажет, что на лице протоиерея Андрея Ткачёва он видит сияние вечной жизни? Можете со мной не соглашаться, обижаться на меня, но я считаю, что тот, кто такое скажет, большой фантазер.
Еще один «аргумент» «защитников» протоиерея Андрея Ткачёва – многим он нравится. Не сомневаюсь. Пошлость вообще многим нравится, а уж такой стиль общения с людьми, какой демонстрирует этот «главный народный проповедник Христа» (именно так на днях назвал протоиерея Андрея Ткачёва Роман Голованов), многим знаком с детства. Сначала с ними так общались дома и в школе, потом в армии (кто служил, знает), на работе… Мало в нашей стране счастливчиков, у которых совсем нет такого печального опыта. И многие, увы, воспринимают это как норму и сами с теми, кто хоть как-то зависит от них, общаются точно так же.
А Церковь часть общества, поэтому в церковной жизни встречаются те же негативные явления, которые свойственны нашему обществу. Но печально, когда болезни выдаются не просто за норму, а чуть ли не за особое духовное дарование. В случае с протоиереем Андреем Ткачёвым происходит именно так. «Молодец батюшка, так и надо нас, грешных, смирять», - не раз слышал я не только от его восторженных почитателей, но и от людей, которым в принципе нравится, когда священник разговаривает с людьми грубо и высокомерно. Посмотрел бы я, как эти «смиренные» прихожане смиряются перед своими близкими (особенно нецерковными), перед подчиненными, если они у них есть, перед соседями. Для меня очевидно, что со всеми, кто по каким-то причинам не может адекватно ответить на их хамство, восторженные почитатели протоиерея Андрея Ткачёва общаются, подражая своему кумиру.
Все мы были детьми и подростками, и многие наверняка по личному опыту помнят, что в переходном возрасте грубость казалась признаком силы, мужества, крутости – не то что «интеллигентское слюнтяйство». Проблема в том, что многие в этом переходном возрасте застревают на десятилетия. Я в восхищающем многих стиле общения протоиерея Андрея Ткачёва вижу так и не преодоленные подростковые комплексы (а ему уже 54 года). Пытающиеся убедить себя и других, будто такое поведение священника допустимо, оказывают ему медвежью услугу.