Подготовка к полетам: что мешает развитию доставкиИсточник: Ведомости
Исландский маркетплейс АНА еще в 2017 г. запустил первый в
мире сервис доставки продуктов питания и товаров с помощью беспилотников в Рейкьявике. Разработкой инфраструктуры занималась компания Flytrex из Тель-Авива. В Рейкьявике дроны решили транспортные проблемы и сделали доставку на 60% дешевле, сократив время ожидания до 20 минут в часы пик. Еще один пример: в 2019 г. управление гражданской авиации Австралии выдало компании Wing (принадлежит Google Alphabet) разрешение на коммерческие полеты, и она начала доставлять товары в Канберре, несмотря на жалобы жителей на шум. В декабре 2022 г. Amazon запустил доставку дронами Amazon Prime Air в Локфорде (Калифорния) и Колледж-Стейшн (Техас).
В России планы по применению дронов для доставки обсуждаются с 2017 г. Тогда гендиректор «Почты России» Дмитрий Страшнов заявил о намерениях использовать дроны для доставки почтовых отправлений, но с тех пор коммерческих сервисов в России так и не появилось, и все, что мы имеем, – лишь отдельные эксперименты.
«Закрытое небо» в городах остается одним из основных препятствий не только для развития в России использования беспилотников для доставки, но и полетов дронов вообще, согласен генеральный директор компании «Русдронопорт», эксперт рынка
НТИ «Аэронет» (AeroNet) Николай Ряшин.
Сейчас представить себе беспилотную доставку в городской черте сложно, говорит гендиректор УК ИНТЦ «Аэрокосмическая инновационная долина» Павел Новицкий. «Во-первых, мешает городская инфраструктура – например, линии электропередачи, а плотность застройки не позволяет обеспечить безопасность доставки. Вторая причина – экономическая нецелесообразность: стоимость доставки с помощью БПЛА кратно выше традиционных курьерских услуг», – говорит Новицкий. По оценке Ряшина, дроны для доставки сейчас могут стоить порядка 1 млн руб.
Но главным препятствием для развития отрасли является отсутствие нормативной базы, подчеркивает Новицкий: нет четко установленных правил полетов, правил создания диспетчерских пунктов и т. д. Препятствия для развития беспилотной доставки в первую очередь законодательные – нет правового поля для массового использования дронов в городах, подтверждает заместитель директора
Центра компетенций НТИ «Технологии доверенного взаимодействия» Руслан Пермяков. Он отмечает, что это касается правил полетов, безопасности и ответственности.
Заместитель генерального директора АО «Навигатор» Николай Бурдин отмечает, что доставка дронами может быть экономически оправданна при длинном логистическом плече, когда она осуществляется в городских агломерациях или между населенными пунктами, где дороги отсутствуют либо путь настолько длинный, что груз проще доставить по воздуху. Дроны точно могут заменить курьеров, но не в городской логистике, где пока для этого слишком много физических, законодательных и даже ментальных препятствий, а в пригородах, соглашается генеральный директор и основатель компании «Флай дрон», эксперт рынка НТИ «Аэронет» Никита Данилов.