Взгляд архитектора | Pugachevich Studio


Channel's geo and language: Russia, Russian


Канал о трендах архитектуры, делюсь профессиональным мнением и полезными ресурсами, рассказываю о работе бюро.
Анастасия Пугачевич - основательница арх. бюро Pugachevich Studio.
17 лет работы. Более 300 проектов и концепций.
Сайт https://clck.ru/36cD5m

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Statistics
Posts filter


Вчера я выступила на “Архнаследии”!

Мой основной посыл: инвесторам не нужно бояться ОКН — можно найти и перспективный объект, и толковых подрядчиков. А на примере нашего кейса показала, что с профессиональным подходом можно не только отреставрировать памятник, но и дать ему новую жизнь, приспособив к современному использованию.

Вся наша панельная дискуссия была очень интересной. Отдельно хочу отметить доклад мэра Тобольска, который продемонстрировал современный подход и пример гармоничных партнёрских отношений между властями, инвесторами и предпринимателями.

В Тюмени, где и проходит фестиваль, тоже активно развивается работа с бизнес-сообществом, и администрация охотно поддерживает такие проекты.

Приятно, что всё больше людей из власти, и предпринимателей находят синергию и общий язык с тем, чтобы сохранять ОКН.

Здесь много говорят об этом: сделать процессы прозрачными, снизить административные барьеры, продумать посильное финансовое участие градообразующих предприятий.

И делают: “Я решил взять этот объект только благодаря открытости и поддержке администрации города”, — говорит тюменский инвестор Александр Касьянов. Это его первый опыт работы с ОКН, и он им доволен.

Мы вообще мало знаем, чем живут регионы — все больше сосредоточены на Москве. А тем временем, там происходят большие изменения, которым можно поучиться. Надо больше путешествовать по стране!

Большое спасибо Юлии Пацеля за модерацию панельной дискуссии — всё было замечательно! Сегодня третий день фестиваля: продолжаем общаться, перенимать опыт и определять будущее нашего культурного наследия.


Сегодня очень важный день — защита дипломных работ наших студентов в МАрхИ!

Посмотрите на их лица — они счастливы! Ведь перешли в другой статус: стали архитекторами.

Всё серьёзно. Я и мои коллеги по цеху- Антонио Михе и Татьяна Осецкая переживали как в первый раз)

Итогами и мыслями на тему образования и передачи знаний поделюсь позже. А сейчас искренне порадуюсь за Большую победу каждого нового архитектора ❤️

P.S. Это было волнительно! В такие моменты каждый год радуюсь, что у меня уже давно есть диплом)))


ТРЕНДЫ СОВРЕМЕННЫХ ОФИСОВ

Молния, друзья! Спрос на офисы в Москве в первом квартале 2024 стал рекордным за пять лет. Пользуются спросом проекты А класса — их средняя стоимость сейчас — 450 тыс руб за м2. Площади до 150 м2 в дефиците и растут в цене.

И это хорошо, ведь ничто так не украшает голый бетон будущего офиса, как профессиональный дизайн интерьеров.

В этом свете предлагаю пройтись по основным запросам на современный офис. Хотя эргономика, функциональность и комфорт были в тренде всегда. Отчаянно меняются только сроки, которые заказчик закладывают на реализацию, но об этом потом.

🔻 Адаптивность пространств

Многие компании перешли на гибридный формат работы. Это повод оптимизировать офисы: каждый метр должен использоваться с максимальной отдачей.

Для комфорта и продуктивности сотрудников (это всегда во главе угла) архитекторы предлагают разные сценарии совмещённого использования одних и тех же зон. Это локации, где можно отдыхать, общаться, креативить, работать одному и в команде. Такое решение помогает побеждать рутину, увеличивает КПД сотрудников и снижает уровень стресса.

Что при этом используют:

✓ трансформируемые переговорки с возможностью объединения и разделения перегородками, занавесами;

✓ островки для бесед в неформальной атмосфере на 2-3 человека в зонах шоу-румов;

✓ “зоны тишины” вроде капсул для переговоров и сосредоточенной работы;

✓ модульную мебель, способную менять размеры и комбинироваться.

Ещё одна особенность времени, отражаемая в дизайне — фотозоны, инстаграмбл-пойнты. Да, у людей есть запрос на условный пресс-волл в офисе) Им — красивые фоточки, бренду — пиар и лояльность. Конечно, это не отменяет передачи ДНК компании через материалы, цвета, свет, мебель.

🔻 Цифровизация

Освещение

В трендах здесь: автоматизация управлением, гибкие сценарии освещения разных зон, персонификация. Чтобы всё это работало, важно применять качественный свет с продуманной расстановкой источников. Хорошие специалисты сделают светорасчёт и предложат светильники, подходящие под задачи.

Климат-контроль

В его основе — микродатчики в системах кондиционирования, вентиляции и отопления. Они мониторят качество воздуха, строят тепловую карту офиса и регулируют климат.

Безопасность

Сейчас это распознавание лиц, доступ по биометрии, умное видеонаблюдение с AI-аналитикой. Один подрядчик рассказывал, что в квартире была примитивная защита сети, и в результате сбоя соседи могли выключать у них свет с помощью Алисы 🙂

Диджитал-навигация офиса

Здорово упрощает жизнь возможность бронировать рабочее место или переговорную. А руководство может видеть загруженность разных зон и оптимизировать это. В больших офисах актуальны интерактивные карты-навигаторы.

📌 Что ещё в тренде

“Зелёная” повестка как всегда жива. И мы в проектах бюро стараемся применять натуральные материалы, живые растения, фитостены.

Несмотря на то, что офисы чаще всего сдаются в формате built-to-suit, то бишь под конкретного заказчика, я бы не стала сбрасывать со счетов “гибкие” офисы. Арендаторы (кроме средних и крупных игроков рынка) стремятся сократить срок аренды с 5-7 лет до 1-3, так что финансовые вливания также очень чётко регламентируются.

Для малого бизнеса и соло-предпринимателей популярны сервис-офисы или коворкинги, с полным набором услуг для комфортной работы. Для таких смарт-пространств адаптивность должна быть на первом месте.

***

Так из конторы со столом и стулом офис превратился в центр управления полётами творческой мысли. Мы, архитекторы, должны учитывать эти тенденции. А то все окончательно уйдут на удалёнку, и дизайн-проекты офисов станут дефицитными 🙂


Уже через пару дней я полечу на седьмой фестиваль “Архнаследие”. В этом году он проходит в Тюмени.

Мне посчастливилось стать участником панельной дискуссии “Развитие механизмов государственно-частного партнёрства и повышение инвестиционной привлекательности объектов культурного наследия и их территорий”.

В своей презентации я расскажу:

✓ на какие критерии опирается частный девелопер, рассматривающий ОКН в качестве потенциального объекта;

✓ какие страхи и стереотипы есть у инвесторов перед ОКН;

✓ что, на мой взгляд, поможет привлечь девелоперов к работе с ОКН;

✓ как наше бюро работало со столетним особняком в центре Москвы: нюансы для нас и инвестора.

Модерировать нашу дискуссию будет Юлия Пацеля, автор проекта “Культурное ГЧП”. На канале она как раз пишет про экономику наследия, инвестиции и государственно-частное партнёрство в сфере культурного наследия.

Велкам на фестиваль, будет здорово! 13-15 июня, Тюмень.

#PS_ОКН


АРХИТЕКТОР И ДЕВЕЛОПЕР — ИДЕАЛЬНЫЕ ПАРТНЁРЫ

Я всегда смотрю на сотрудничество архитектора и девелопера как на равноправное партнёрство. Когда ценности схожи, а роли, правила и цели понятны, будет хороший результат. Сейчас объясню, почему именно такой формат отношений считаю правильным.

🤼 Архитектор и девелопер — кто в семье главный?)

“АРХ Москва” стартовала с баттла “Девелоперы против архитекторов: алгоритмы сотрудничества застройщиков с проектным бюро». Шанса послушать не было: ажиотаж, люди стояли в три ряда. Победили, ожидаемо, архитекторы: важно учитывать, на чьём поле вы играете, да ещё в такой день)

Я же хочу пофантазировать об этом не в контексте вечного противостояния и борьбы за власть, а с позиции партнёрских отношений.

Представим, что наша счастливая пара — родитель 1 и родитель 2 — планируют ребенка: фантастический, амбициозный, лучший из лучших проект! Пока вынесем за скобки родственников большой и дружной семьи, у которых тоже есть мнения и рычаги влияния (государство, банк, застройщика, строителей). Про это в следующих сериях “Санта-Барбары”)

Сейчас всё внимание на союз равноправных и сильных партнеров. Патриархальные пережитки “мама красивая, а папа работает” оставим в прошлом. Дисфункциональные семьи отложим.

💪 В чём сила, брат?

Ценность таких отношений в том, что у людей на старте есть идентичные ценности, взгляды на жизнь и общая большая цель, ради которой они готовы стараться, меняться и терпеть неудобства.

При знакомстве они открыто заявляют, что хотят от другого, как эта “хотелка” выглядит в реальности, где проходят их “красные линии”, и как они будут взаимодействовать, когда погода с солнечной сменится на цунами.

Договариваются о зонах ответственности, обязанностях, взаимопомощи. О терпимости и понимании, что конфликт — не катастрофа, а один из способов решения задач. О том, что компромисс иногда просто необходим. Думают друг о друге, учатся слушать и слышать, доверяют и настроены очень доброжелательно.

Какое потомство будет у такой дивной осознанной пары? Да какое угодно (хотя я считаю, что классное), но однозначно следующее: даже если результат не оправдает ожиданий, вряд ли наши “родители” станут обвинять друг друга. Потому что оба вкладывались в равной мере, и оба отвечают за результат.

Так бывает не всегда

Увы, иногда эти союзы (реже, конечно) напоминают отношения “жертва — агрессор”, где девелопер и архитектор попеременно меняются ролями.

Сначала девелопер гнёт к земле архитектора, заламывает творцу руки и не даёт высказаться. Девелопер обижается, что архитектор игнорирует его пожелания, иногда демонстративно, оперируя опытом или собственным мнением. Или заявляет на проект такие сроки и бюджет, что архитектор весь день в мыле, и спать некогда. А потом выясняется, что концепция поменялась: надо всё переделать, сроки те же.

А потом архитектор (когда у него интересуются, кто проектировал эти человейники), говорит, что виноват исключительно алчный девелопер: одни деньги на уме, задушил ТЭПами и квартирографиями.

Или девелопер жалуется, что платит немалые деньги за красоту, но картинки совсем не бьются с бюджетом и возможностями их реализовать. Ясное дело, проектанты виноваты!.

Кто-то вообще смотрит, что там студенты рисуют на концепциях) Но сам при этом уверяет, что деньги не проблема, и хочет, чтобы было круче чем у ЦЛП и Скуратова.

Или на стадии рабочей документации девелопер начинает отчаянно оптимизировать проект. До такой степени, что в приличном обществе стыдно сказать, что это твоё. Угробили объект ради прибыли, ведь купят и так.

***

Эта песня может длиться вечно, а я выступаю за то, чтобы две главные фигуры — архитектор и девелопер — жили долго и счастливо. И созидали, оставляя в память о себе красивые объекты.

#PS_partnership


ПОЧЕМУ МЫ ВООБЩЕ СОХРАНЯЕМ ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ?

Мы — это и человечество в целом, и Pugachevich Studio в частности.

Отношение к ОКН бывает полярным: от благоговейного трепета до презрения. Одни видят в них жемчужины, а другие — источник “головняка”. Давайте порассуждаем, за что стоит ценить ОКН, и стоит ли. Будет серия из трёх постов — это первый.

🔻 Что такое ОКН

Обобщённо, это некий отголосок культуры из прошлого. То, что досталось нам, современникам, по наследству от предков: здания, памятники, движимые объекты. Но мы, конечно, будем говорить именно про здания.

ЮНЕСКО называет культурные ценности “результатом и свидетельством различных традиций и духовных достижений прошлого”. И говорит, что они — один из основных факторов, определяющих лицо народов.

❗️ Почему это важно

Прав был тот, кто сказал, что без прошлого нет будущего: оно формирует и определяет его. Если не на что опереться, и не с чего брать пример, то что послужит ориентиром, мерилом, вдохновением?..

В случае с ОКН-зданиями нужно не только принять наследие, но и сохранить, и передать его потомкам.

Делать это стоит как минимум по трём причинам:

1️⃣ Эстетика

Мы проникаемся ею, когда бываем в музеях, любуемся ухоженными домами и кварталами старой застройки, интерьерами с винтажными элементами и предметами. В такие моменты может показаться, что “раньше было лучше”, и в некоторых вопросах это действительно так.

2️⃣ История

ОКН — это живые носители истории, свидетели другой эпохи, и иногда восстановить прошлое можно только с их помощью. Они помогают лучше понимать образ жизни и мысли наших предков, прикасаться к их видению прекрасного. И, в идеале, учиться у них.

3️⃣ Деньги

Звучит меркантильно, но сохранять ОКН выгодно, потому что это инвестиция. Для частного собственника — в метры, которые будут расти в цене, и которые можно выгодно сдавать или продать. Для города — по той же причине, плюс туристический потенциал.

📌 Как лично я отношусь к памятникам

Думаю, что до работы с ними нужно дорасти, удовлетворив амбиции к самостоятельным проектам. Это нормально: сперва ты заявляешь о себе, как об архитекторе, способном делать своё, а уже потом думаешь о вечном 🙂 По крайней мере, мой путь именно таков: сначала мне и в голову не приходило работать с ОКН, но многое приходит с опытом.

Впервые я работала с памятником в 2013: занималась приспособлением к современному использованию здания почтамта на Мясницкой улице. Мы разрабатывали планировку современного офиса и, одновременно, почты. В историческом пространстве с изумительными чугунными колоннами размещали боксы переговорок и островки кофе-пойнтов 🙂

Там я поняла, что заблуждалась относительно: а) работы и компетенции реставраторов; б) задач и квалификации архитектора в работе с подобными проектами. Это оказалось специфической, сложной и увлекательной задачей.

ОКН — задача со звёздочкой. С одной стороны, вы ограничены в самовыражении, а с другой — рамки толкают на необычные и остроумные проф. высказывания. Такт, достоинство, скрупулезность: ОКН не к лицу небрежность и легкомысленность.

Что же делать с ОКН

В сфере работы с ними — огромный пробел. Это мутное поле экспериментов, которые не всегда заканчиваются удачно: есть масса примеров странных проектов реставрации. В том числе из-за недостатка средств и привлечения слабых строителей.

Отчасти я вижу себя как популяризатора: считаю, необходимо вывести проекты с ОКН на новый уровень, поднять их статус до модных и востребованных. Хочу, чтобы архитекторы и девелоперы не шарахались от них как от чумных бараков, а наоборот, гордились участием в таких проектах.

В этом поле мало конкуренции, а значит, реально сделать ОКН фишкой бюро и стать одними из лучших. Для этого нужна смелость и практика, так что даёшь больше разных ОКН! Есть тут смелые девелоперы?)

#PS_ОКН


Как выглядит известное здание в Москве, которым восхищался Ле Корбюзье

Если вы живёте в столице, то наверняка видели огромные корпуса комбината “Правда” в районе “Савёловской”. Или бывали в большом культурном кластере, выросшем здесь.

В чём сила? В правде

Комбинат газеты “Правда” построили в 1929-1935 годах по проекту архитектора Пантелеймона Голосова. Это одно из крупнейших промышленных зданий Европы, и при этом памятник архитектуры конструктивизма. Площадь — 19,5 тыс м2: для сравнения, в Третьяковке — 12 тыс.

Подход и объёмы впечатляют. В 1980-х, когда двум корпусам фабрики присвоили статус памятника архитектуры, здесь трудилось 15 тыс человек! А кроме “Правды” печатали “Комсомолку”, “Крокодил”, Юность”, “Крестьянку”, “Кругозор” и пр.

Пожар

В 2006 году в историческом “офисном” корпусе произошёл сильный пожар. С улицы кажется, что всё хорошо — фасад почти не пострадал. Но внутри печальная картина: и от огня, и от последующего воздействия осадков рухнули деревянные перекрытия нескольких этажей.

С момента пожара прошло 18 лет. Корпуса безуспешно пытались продать на аукционах, а некоторые строения без статуса памятников снесли.

Что будет дальше

Редакционно-издательский корпус по ул. Правды, 24 ещё зимой продали на аукционе от ДОМ.РФ за 625 млн — это выше стартовой цены на 100 млн.

Торги выиграла компания “Техкомплект”, и, по условиям, обязана провести работы по сохранению объекта. А также выполнять требования по его содержанию и использованию. Учитывая состояние здания, это смелый и достойный шаг.

Прикрепляю актуальные фото интерьеров исторического корпуса “Правды”.

А здесь — скрин статьи из журнала “Архитектура СССР” от 1934 года. Листайте на стр. 29-31: там фото и подробные описания интерьеров с любопытными ремарками: “...авторы отдали дань уже стареющей моде, сконструировав кресла из стальных трубок по западноевропейскому образцу” :)


К вопросу о сохранности памятников — без должного ухода и эксплуатации они стремительно разрушаются и/или исчезают.

Интерьеры #PS_STK сейчас абсолютно рядовые: в 90-е годы метраж нарезали на кабинеты, всё закатали в "армстронг" и панели, превратив в офис. Увы, ничего значимого в этой части дома не осталось.

#PS_cases #PS_ОКН



9 last posts shown.