Нацпроекты – цели - план (1/2)
Правительство приняло Единый план по достижению национальных целей развития РФ на период 2024 г. Именно на это должны быть ориентированы нацпроекты (а в более общих масштабах – все госпрограммы).
Научно-образовательные сюжеты
Содержание Единого плана должно позволять понять, как связаны эти цели с комплексной государственной политикой в той или иной сфере, госпрограммами и нацпроектами. Он демонстрирует сквозные «ходы» между различными векторами госполитики и логические «сцепки».
Нацпроект «Образование» задействован крайне широко – от поддержки рождаемости и семей до снижения уровня бедности. Инструменты хорошо известны и содержатся в мероприятиях, федеральных и региональных проектах – ДПО, увеличение количества яслей и детсадов, строительство школ, цифровая образовательная среда и т.п.
Ключевой «научной» целью является раздел V –«Ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа».
В первом блоке (5.1) – Повышении инновационной активности организаций – указана госпрограмма НТР, которая содержит целый спектр инструментов по стимулированию технологического трансфера и реализации проектов и программ полного инновационного цикла.
Блок 5.2 – Стимулирование инноваицонного и научно-технологического потенциала регионов РФ – содержит в себе две меры: реализация региональных программ инновационного и научно-технологического развития и создание в субъектах РФ научных инновационно-технологических центров. Для ее достижения, естественно, используется не только ГП НТР, но и значительная часть мероприятий нацпроекта «Наука».
Блок 5.3 – Развитие сектора исследований и разработок – является наиболее профильной. Все три направления мер – это федпроекты нацпроекта «Наука»: по развитию кооперации; передовой инфраструктуры; кадрового потенциала. А также – ГП НТР как система связи между реализацией Стратегии научно-технологического развития и нацпроекта «Наука».
Иерархии ценностей
Правительство не совсем право, когда фактически называет Основные направления собственной деятельности (ОНДП) единственным документом высшего уровня, выстраивая иерархию от него к госпрограмм и нацпроектам как элементам концентрации ресурсов в их рамках.
Правительство умалчивает о том, что в научно-технологической сфере есть документ уровня не менее высокого (а формально – более высокого) уровня, чем цели «майского указа» - это Стратегия НТР.
Впрочем, иерархичность сохраняется: Стратегия – госпрограмма НТР – нацпроект «Наука». Однако, не стоит забывать (ни нам, ни Правительству), что по линии науки, технологий и инноваций есть еще один вектор выработки и реализации госполитики, а ГП НТР представляет собой не просто одну из госпрограмм, а именно инструмент реализации Стратегии, синтезируя этот вектор, более широкую госполитику в области науки и технологий, а также мероприятия нацпроекта.
Еще один важный момент, который может затеряться – Госпрограмма НТР содержит в себе подпрограмму по высшему образованию. Судя по содержанию Единого плана, Правительство с удручающим постоянством забывает об этом.
http://government.ru/news/36606/
Правительство приняло Единый план по достижению национальных целей развития РФ на период 2024 г. Именно на это должны быть ориентированы нацпроекты (а в более общих масштабах – все госпрограммы).
Научно-образовательные сюжеты
Содержание Единого плана должно позволять понять, как связаны эти цели с комплексной государственной политикой в той или иной сфере, госпрограммами и нацпроектами. Он демонстрирует сквозные «ходы» между различными векторами госполитики и логические «сцепки».
Нацпроект «Образование» задействован крайне широко – от поддержки рождаемости и семей до снижения уровня бедности. Инструменты хорошо известны и содержатся в мероприятиях, федеральных и региональных проектах – ДПО, увеличение количества яслей и детсадов, строительство школ, цифровая образовательная среда и т.п.
Ключевой «научной» целью является раздел V –«Ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа».
В первом блоке (5.1) – Повышении инновационной активности организаций – указана госпрограмма НТР, которая содержит целый спектр инструментов по стимулированию технологического трансфера и реализации проектов и программ полного инновационного цикла.
Блок 5.2 – Стимулирование инноваицонного и научно-технологического потенциала регионов РФ – содержит в себе две меры: реализация региональных программ инновационного и научно-технологического развития и создание в субъектах РФ научных инновационно-технологических центров. Для ее достижения, естественно, используется не только ГП НТР, но и значительная часть мероприятий нацпроекта «Наука».
Блок 5.3 – Развитие сектора исследований и разработок – является наиболее профильной. Все три направления мер – это федпроекты нацпроекта «Наука»: по развитию кооперации; передовой инфраструктуры; кадрового потенциала. А также – ГП НТР как система связи между реализацией Стратегии научно-технологического развития и нацпроекта «Наука».
Иерархии ценностей
Правительство не совсем право, когда фактически называет Основные направления собственной деятельности (ОНДП) единственным документом высшего уровня, выстраивая иерархию от него к госпрограмм и нацпроектам как элементам концентрации ресурсов в их рамках.
Правительство умалчивает о том, что в научно-технологической сфере есть документ уровня не менее высокого (а формально – более высокого) уровня, чем цели «майского указа» - это Стратегия НТР.
Впрочем, иерархичность сохраняется: Стратегия – госпрограмма НТР – нацпроект «Наука». Однако, не стоит забывать (ни нам, ни Правительству), что по линии науки, технологий и инноваций есть еще один вектор выработки и реализации госполитики, а ГП НТР представляет собой не просто одну из госпрограмм, а именно инструмент реализации Стратегии, синтезируя этот вектор, более широкую госполитику в области науки и технологий, а также мероприятия нацпроекта.
Еще один важный момент, который может затеряться – Госпрограмма НТР содержит в себе подпрограмму по высшему образованию. Судя по содержанию Единого плана, Правительство с удручающим постоянством забывает об этом.
http://government.ru/news/36606/