Креативная КостромаКогда мы
писали о политике идентичности в городах Золотого кольца, то отмечали, что наиболее сомнительным подходом является
«Я-стратегия», смысл которой везде продвигать название своего города и его основной символ. Проблема в том, что такое отношение к идентичности кажется очень скучным и практически не требует каких-либо интеллектуальных и творческих ресурсов.
Противоположенный подход можно обозначить как
«Стратегия разнообразия», когда городские власти и активисты работают не столько с общегородским брендом, сколько с множеством идентичностей и образов, представленных на локальном уровне, и которые постоянно воспроизводятся через практики и действия. Здесь особняком стоит Кострома, предлагая даже не туристам, а именно что обычным горожанам разные опыты проживания города.
Первое, что замечаешь, Кострома – город мастеров и дизайнеров. Когда мы спросили у одного из случайных информантов, в чем же причина такого эффекта, он предположил, что Кострома – ювелирный центр России, и те кустари и мастера, которые не нашли места в основном производстве, начали свое дело в самых разных ремесленных сферах. Вероятно, свою роль сыграли и потоки туристов, но, например, в отличие от Суздаля, местная продукция как будто не нацелена на туристов, а рассчитана на внутреннее потребление.
Кострома удивляет своими крафтовыми дизайнерскими ателье, шоу-румами, мастерскими, букинистическими магазинами, музеями, фастфудом и барами, или даже дорогими и не очень ресторанами, каждый из которых пытается использовать локальную культуру как материал для своего творчества. Тут даже магазины сувениров скорее похожи на авторские бутики одежды и всяких местных ручных изделий: льняная одежда, сыр, бургеры, иконы, магнитики, открытки, украшения, игрушки и многое другое. Некоторые дизайнерские проекты вышли за пределы Костромы и теперь известны по всей стране –
Freedom-Tag,
Country family,
Provans Belimova и др.
Главный лозунг этой продукции
«С любовью из Костромы» не кажется таким кринжовым, как если бы название города красовалось на каждом шагу. При этом город использует множество символов – Иван Сусанин, Романовы, Островский, льняная и ювелирная столица, гуси, Снегурочка и всякие сказочные персонажи. Одновременно местные активисты пытаются насытить городскую ткань различными интерактивами, которые без всяких экскурсоводов самостоятельно может освоить любой желающий – настольные игры, посвященные городу; книги-путешествия в сказку; маршрут по ускользающим наличникам, разработанный
музеем современного мастерства «Лепота»; необычный
квест-маршрут «Мазайские зайцы» и др.
Так что Кострома яркий пример того, как городам нужно работать с локальными идентичностями, а в такие города невозможно не влюбиться.