Городские историки


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Books


Это канал городских историков из Сибири об исторической урбанистике/Urban History. Здесь вы найдете обзоры статей, книг и журналов, анонсы и обсуждения конференций, мемы и картинки.

Related channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Books
Statistics
Posts filter


Forward from: В лесах
🗃#влесах_дайджест

Городские исследования

Наследие — это не просто красивые памятники, а повседневность, с которой мы взаимодействуем каждый день, когда переходим улицы, попадаем в магазины или ждем автобуса. В новом дайджесте мы собрали каналы, рассказывающие о том, как городское пространство влияет на человека.

🔵 Автор канала Воздушные избы урбанист Гавриил Малышев предлагает взглянуть на архитектуру глазами антрополога. В фокусе — деревянное зодчество, капром и стихийная застройка.

🔵 Про город рассказывает специалист в сфере социально-экономической географии из Ростова-на-Дону Денис Кузьменко. Вас ждут урбанистические заметки, анонсы тематических мероприятий и, конечно, сам Ростов-на-Дону.

🔵 Телеграм-канал Кто твой город — это проект редакторки и бывшей муниципальной депутатки подмосковного Троицка Лены Верещагиной. На канале публикуются дайджесты с актуальными новостями из мира градостроительства (в том числе законодательные новации), обзоры урбанистических проектов и многое другое.

🔵 Projects & Principles — архитектурный редактор Полина Патимова не фокусируется на чем-то одном, а совмещает в своем канале исследования в области дизайна, архитектуры, социологии, фотографии, педагогики и истории. Увлекательное и полезное чтение для всех, кому интересно сразу все.

🔵 Городские историки из Сибири посвятили свой канал исторической урбанистике (Urban History). Здесь можно найти обзоры статей и книг, анонсы и обсуждения конференций, фотографии и подборки других тематических каналов.

📌Материалы о наследии регионов читайте @vlesah


Креативная Кострома

Когда мы писали о политике идентичности в городах Золотого кольца, то отмечали, что наиболее сомнительным подходом является «Я-стратегия», смысл которой везде продвигать название своего города и его основной символ. Проблема в том, что такое отношение к идентичности кажется очень скучным и практически не требует каких-либо интеллектуальных и творческих ресурсов.

Противоположенный подход можно обозначить как «Стратегия разнообразия», когда городские власти и активисты работают не столько с общегородским брендом, сколько с множеством идентичностей и образов, представленных на локальном уровне, и которые постоянно воспроизводятся через практики и действия. Здесь особняком стоит Кострома, предлагая даже не туристам, а именно что обычным горожанам разные опыты проживания города.

Первое, что замечаешь, Кострома – город мастеров и дизайнеров. Когда мы спросили у одного из случайных информантов, в чем же причина такого эффекта, он предположил, что Кострома – ювелирный центр России, и те кустари и мастера, которые не нашли места в основном производстве, начали свое дело в самых разных ремесленных сферах. Вероятно, свою роль сыграли и потоки туристов, но, например, в отличие от Суздаля, местная продукция как будто не нацелена на туристов, а рассчитана на внутреннее потребление.

Кострома удивляет своими крафтовыми дизайнерскими ателье, шоу-румами, мастерскими, букинистическими магазинами, музеями, фастфудом и барами, или даже дорогими и не очень ресторанами, каждый из которых пытается использовать локальную культуру как материал для своего творчества. Тут даже магазины сувениров скорее похожи на авторские бутики одежды и всяких местных ручных изделий: льняная одежда, сыр, бургеры, иконы, магнитики, открытки, украшения, игрушки и многое другое. Некоторые дизайнерские проекты вышли за пределы Костромы и теперь известны по всей стране – Freedom-Tag, Country family, Provans Belimova и др.

Главный лозунг этой продукции «С любовью из Костромы» не кажется таким кринжовым, как если бы название города красовалось на каждом шагу. При этом город использует множество символов – Иван Сусанин, Романовы, Островский, льняная и ювелирная столица, гуси, Снегурочка и всякие сказочные персонажи. Одновременно местные активисты пытаются насытить городскую ткань различными интерактивами, которые без всяких экскурсоводов самостоятельно может освоить любой желающий – настольные игры, посвященные городу; книги-путешествия в сказку; маршрут по ускользающим наличникам, разработанный музеем современного мастерства «Лепота»; необычный квест-маршрут «Мазайские зайцы» и др.

Так что Кострома яркий пример того, как городам нужно работать с локальными идентичностями, а в такие города невозможно не влюбиться.


Неизвестная Молога: Русская Атлантида

Одними из самых сложных кейсов в сохранении культурного наследия выступают практики коммеморации исчезнувших или разрушенных локаций. Для городских историков, например, большой болью является реновация городских пространств без каких-либо попыток репрезентации прошлого в новой застройке. Есть разные методы, как это можно сделать, но особенно хочется выделить экспозицию, недавно открывшуюся в Рыбинске.

Речь идет о проекте Неизвестная Молога: Русская Атлантида, который реализовал Музей «Рыбинские рыбы». Молога – это российский город-призрак, затопленный в первой половине 1940-х гг. при строительстве Рыбинской ГЭС и ее водохранилища. Команда проекта создала макет-экспозицию города, каким он был в начале XX века. Источниками для реконструкции послужили материалы Государственного архива Ярославской области – планы, чертежи и фотографии.

Выставка включает около 400 объектов утраченного города в масштабе 1:100, что, согласитесь, не маленький размах. Авторы проекта признаются, что из-за большого размера экспозиции пришлось отказаться от показа северной части города, а также в силу отсутствия релевантной информации весьма вольно были спроектированы внутриквартальные территории и окраины города. Тем не менее, макет весьма детально воспроизводит старую застройку города и к тому же показывает повседневность мологжан, как бы оживляя дворы, улицы и площади.

Экспозиция дополнена интерактивными элементами. На планшетах можно послушать воспоминания мологжан о городе и семейной жизни. Часть воспоминаний взята из документального фильма Молога. Русская Атлантида, который мы рекомендуем к просмотру. Помимо этого макет превращается в настоящий город за счет звуковых приемов – гула на базарной площади и звона колоколов, а также световых эффектов, когда можно увидеть его в ночное время. А перед началом экспозиции для погружения в атмосферу вам показывают трогательный анимационный фильм «Море-дом».

Вообще аналогичные макеты-экспозиции городов – не редкость. В том же Владимире в Центральном парке культуры и отдыха можно увидеть выставку «Город на ладони», воспроизводящей историческую часть города. Художественные макеты городов являются обязательными экспонатами в большинстве краеведческих музеев. Однако проект «Неизвестная Молога» отличается более детальной проработанностью и созданием атмосферного контекста.

Подобные художественные макеты могли бы стать важным атрибутом сохранения памяти утраченных городских районов и обеспечивать преемственность локальной идентичности территории при реализации программ реновации и КРТ. Ведь было бы классно увидеть модели прошлой исторической застройки в соседских центрах или открытых выставочных пространствах при новых ЖК. В противном случае не далек тот день, когда большинство исторических, вернакулярных и промышленных районов в городах станут призраками, словно Молога, но уже без какой-либо памяти.


Красный Перекоп: память об индустриальном районе

Продолжаем наши репортажи из городов Золотого кольца (начало тут). Как и обещали, городские историки приступают к рассказам об успешных кейсах сохранения культурного и исторического наследия, которые удалось встретить на маршруте ЗК. Надеемся, что они будут полезны для городских активистов и чиновников.

Одной из актуальных проблем российских городов является ревитализация советских промышленных районов, которые воспринимаются в качестве спальных пространств без какой-либо локальной жизни, имеющей культурную ценность. В такой ситуации обычно непонятно с чего стоит начинать.

Городские историки советуют обратить внимание на случай типичного заводского района Красный Перекоп в Ярославле, сформированный вокруг Ярославской Большой мануфактуры. Сегодня там действует культурное пространство Textil (читайте их сайт и подписывайтесь на тг-канал).

Из множества креативных мест в России, созданных в рамках джентрификации промышленных объектов, этот культурный центр отличается своей специализацией на сохранении памяти о текстильной фабрике и районе Красный Перекоп. Его команда постоянно проводит экскурсии, обычные и аудио прогулки, беседы, квесты и мастер-классы по городской истории района. Ничего подобного в российских городах мы не встречали.

Но особенно важно сказать о проекте «Фабричный круг»: в 2019–2021 гг. Textil осуществлял сбор устных историй старожилов о фабрике и районе, по итогам которого была опубликована книга и разработана аудиопрогулка Perekop. Это яркие истории от первого лица о семьях, рабочих, девстве, гениях места и всяких повседневных заботах. Именно с помощью такой репрезентации, район, который для городских чиновников казался ненужным и старым, превратился в уникальное пространство памяти, привлекающее туристов со всей страны и сохраняющее локальные ценности.

В предисловии книги Фабричный круг ее составитель Юлия Кривцова рассказывает об удивительных подходах, которые использовала команда, чтобы «запустить механизм воспоминаний»: рисовали «Ленту времени», играли в «Фабричные дворики», организовывали встречи-сторителлинги и спектакли. Именно с таких сеансов коллективной памяти и начинается ревитализация любого типичного советского или индустриального микрорайона.

Берите пример с Красного Перекопа!


Forward from: Факультет антропологии ЕУСПб
Завтра, 5 июня, в 18.00 на факультете антропологии ЕУСПб состоится очередное заседание семинара «Антропология города и городской фольклор». С докладом «Определяя город: социальные и правовые классификации на территории белорусских губерний Российской империи, 1772–1792 гг.» выступит младший научный сотрудник Центра исследований модернизации ЕУСПб Михаил Демьяненко.

Присоединенные в результате первого раздела Речи Посполитой (1772 г.) к Российской империи территории представляли собой terra incognita для имперской администрации. Это касалось и многочисленных белорусских городов и местечек. Их правовой статус как неотъемлемых элементов социального ландшафта новых территорий требовалось определить и законодательно зафиксировать.

В докладе затрагиваются два кейса. Первый — о том, как несовпадение имперской административной двухзвенной классификации «город vs. деревня» с региональной трехзвенной «город vs. местечко vs. деревня», привел к значительным затруднениям в «нарезке» административно-территориальных округов. Во втором анализируется судебное разбирательство по вопросу установления сословной монополии на производство алкоголя в белорусских губерниях (города vs. дворянство).

Семинар состоится очно и онлайн. Для участия в любом из этих форматов зарегистрируйтесь на Timepad.



6 last posts shown.