Положение подпункта 15 пункта 2 статьи 146 НК РФ, регламентирующее особенности обложения НДС при «внутренней» реализации товаров (работ, услуг), не имеет отношения к объекту налогообложения НДС, связанному с ввозом товаров на соответствующую территорию; поскольку в подобном случае НДС уплачивает не продавец, а импортер; взимание НДС производится вне прямой связи с реализацией товаров Статус: в пользу налогового органа.
Определение ВС РФ от 24.08.2026 № 301-ЭС26-3071 по делу № А11-3646/2024 Суть дела: оспариваемое решение мотивировано тем, что налогоплательщиком ошибочно ввоз импортируемого оборудования отражен как не подлежащий налогообложению НДС.
Значимые выводы: организации, применяющие упрощенную систему налогообложения в спорном периоде, являлись налогоплательщиками НДС при ввозе товаров на территорию РФ.
На основании пункта 1 (подпункты 1 и 4) статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признаются, в том числе следующие операции:
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.
- ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Соответственно, второй вариант объекта налогообложения НДС напрямую не связан с реализацией товаров (работ, услуг), определенной в статье 39 НК РФ, и, соответственно, непосредственно не зависит от передачи права собственности на товары. Уплата НДС при ввозе товаров обеспечивает реализацию принципа страны назначения, согласно которому НДС взимается со всех товаров, которые ввозятся в страну для конечного потребления вне зависимости от места их производства.
#налоги #НДС
@nalogi_sud