Сегодня 21 июня, а значит мы не можем не вспомнить подвиг Героя Российской Федерации, полковника ВС РФ Андрея Жанновича Зеленко.
21 июня 2000 года экипаж самолета Ил-76, возглавляемый замкомандиром авиационной эскадрильи подполковником Андреем Зеленко, выполнял рейс по перевозке призывников из Махачкалы в Новосибирск. После дозаправки в Астрахани и взлета на высоте более 5000 м в самолете произошел отказ гидросистем, вследствии чего возник пожар. В самолете находилось 232 человека (210 призывников, 11 сопровождающих, 11 членов экипажа (экипаж Андрея Зеленко и Рафиса Камалова)). Экипаж принял меры, обеспечивающие нормальную выработку топлива и продолжил полет. В дальнейшем произошел отказ указателей положения РВ, стабилизатора, механизации левого полукрыла, появилась тряска самолета. КЭ принял решение о возврате на аэродром вылета. Заход выполнен по кратчайшему пути с обратным курсом посадки. Передние главные ноги шасси основным способом не выпустились. Шасси выпустили аварийно. Из-за несинхронного выпуска механизации посадку выполняли с убранной механизацией крыла. При визуальном осмотре положении механизации экипаж обнаружил очаг пожара в районе левого закрылка. Были приняты меры по подготовке к аварийной эвакуации пассажиров и членов экипажа после посадки. На посадке был включен реверс 4-х СУ. Тормозные щитки и спойлеры вышли на половину. Самолет выкатился за пределы ВПП. На скорости 150 км/час носовая нога подломилась. Самолет остановился в 400 м от ВПП.
Использовав всю длину ВПП и так и не затормозив, самолёт на большой скорости выкатился за её пределы. Предвидя это, Андрей Зеленко ещё в воздухе дал команду двум штурманам выйти из нижней части кабины, чем спас им жизнь. Повреждённая передняя стойка шасси разрушилась окончательно, и самолёт упал на нос. Пропахав около 450 метров земли, Ил-76 остановился. Началась эвакуация.
Эвакуация заняла примерно 3 минуты, все находившиеся на борту люди были эвакуированы. Все 232 человека выжили. До прибытия спасательных служб, экипаж пытался потушить свой борт самостоятельно. Но огня было слишком много, поэтому пилоты приняли решение уходить. Командир экипажа подполковник Андрей Зеленко покинул самолёт последним. А четыре минуты спустя Ил-76 взорвался.
Позже Андрей Зеленко рассказал, о чём думал в этот момент:
– "Что же я натворил? И что мне теперь за это будет? А служить-то хочется. И летать еще не надоело. Ладно, живы все - и то нормально...".
По заключению комиссии, причиной авиационного происшествия стал конструктивно-производственный недостаток, выразившийся в касании электропроводов жгута СК-11 о трубопровод гидросистемы. Иными словами, в электросистеме самолёта произошло короткое замыкание, вызвавшее череду различных отказов важнейших систем самолёта, воспламенение топлива и пожар в районе между вторым и третьим монорельсами закрылков левой консоли крыла.
В официальном документе комиссии по расследованию чрезвычайного происшествия сказано следующее:
“Благодаря летному мастерству подполковника А. Ж. Зеленко аварийная посадка была выполнена безукоризненно, с приземлением на скорости 370 километров в час на ВПП ограниченных размеров с максимально допустимым посадочным весом, открытием створок реверса внешних двигателей в воздухе, применением полного реверса четырёх двигателей на земле и торможением колес. Предвидя неизбежное выкатывание самолёта за пределы ВПП, подполковник Зеленко заблаговременно дал команду на выход в безопасную зону из нижней передней кабины двум штурманам, чем спас им жизнь. Эвакуация была произведена чётко и организованно, в противоположную от пожара сторону. Командир экипажа покинул самолёт последним, убедившись в отсутствии людей на борту ”
Андрею Жанновичу Зеленко присвоено звание Героя Российской Федерации. Золотую Звезду ему вручал в Кремле лично президент страны. Орденами Мужества награждены капитан Сергей Люлин, майор Виктор Перепелицын, майор Олег Медведев, капитан Павел Стацюк, старший прапорщик Сергей Кочетов.
✈️
Ил-76 Экипаж