КУДА СМОТРЕТЬ В НАМАЗЕ ИМАМУ И МОЛЯЩИМСЯ ЗА НИМ?
Аллах Всевышний сказал: “Мы видели, как ты обращал свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону. Воистину, те, которым даровано Писание, знают, что такова истина от их Господа. Аллах не пребывает в неведении относительно того, что они совершают” (2:144).
Шейх Ибн Усеймин, да помилует его Аллах, в тафсире этого аята сказал:
“Указание на то, что во время намаза следует смотреть по направлению лица, исходя из слов Всевышнего: «Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети».
Если человек направляет свое лицо в сторону Заповедной мечети, то в основном его взгляд будет направлен прямо. И этого мнения придерживались маликиты.
Имам Ахмад сказал, что во время намаза следует смотреть на место совершения саджда, и это мнение мазхаба аш-Шафии и Абу Ханифы. В довод этому они привели хадис Мухаммада ибн Сирина о том, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, опускал свою голову и смотрел на место совершения саджда (Тафсир ат-Табари 8/19). А также по той причине, что во взгляде на место саджда присутствует больше смирения.
Некоторые ученые сказали, что имам и тот, кто совершает намаз один, смотрит на место совершения саджда, а что касается того, кто совершает намаз позади имама, то его взгляд направляется в сторону имама. В довод этому они привели хадис у имама аль-Бухари о том, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, совершая намаз затмения, оповестил своих сподвижников о том, что ему был показан Рай и Ад и сказал им:
«Поистине, (находясь) на этом месте, я увидел всё то, что мне было обещано, и даже хотел взять (с собой) гроздь (винограда, растущего) в Раю, (что произошло) в тот момент, когда вы увидели, как я начал двигаться вперёд. И, поистине, я увидел, как (разные) части Ада сокрушают друг друга, что (произошло в тот момент), когда вы увидели, как я отошёл назад» (Сахих аль-Бухари 1212, Сахих Муслим 2102).
И это довод на то, что сподвижники смотрели на пророка, мир ему и благословение Аллаха. И также из их доводов то, что когда пророку, мир ему и благословение Аллаха, сделали новый минбар, он встал на него для совершения намаза, и для совершения саджда посланник, мир ему и благословение Аллаха, спускался на землю и сказал:
«Воистину я поступил так, чтобы вы следовали за мной и обучились моему намазу» (Сахих аль-Бухари 917, Сахих Муслим 1216).
Это также служит указанием на то, что сподвижники смотрели на пророка, мир ему и благословение Аллаха. А также хадис, в котором сподвижники рассказывали о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, в намазе, совершаемом не вслух, читал суры. И когда их спросили, как они об этом узнали, то они ответили: «по шевелению его бороды» (Сахих аль-Бухари 746). И это также указывает на то, что совершающий намаз позади имама, смотрит на него, так как это полнее в следовании за имамом. И это мнение является более близким к истине, тем более в случаях, когда совершающий намаз позади имама нуждается в этом, например, глухой человек.
Исключением является сидение во время намаза, так как человек смотрит на правый указательный палец руки, на что указывают слова Абдуллаха ибн Зубейра (Сунан Аби Дауд 990, Сунан ан-Насаи 1276).
Некоторые считали, что исключением является намаз, совершаемый в Заповедной мечети, когда человек может видеть Каабу. Но это мнение является слабым, так как нет довода, указывающего на это.
Также исключением является тот случай, когда человек боится, окруженный врагами, в этом случае можно смотреть в их сторону. И это является правильным мнением”.
См. “Тафсир суры аль-Бакара”, аят 144