Хикикомори в России
Каждый год я с удовольствием работаю в комиссии на студенческих защитах в вышке. Смыслов в этом много - освежить навык теоретической рефлексии, подумать над типичными ошибками, которые совершают и специалисты с опытом. А главное - бывают очень интересные работы, расширяющие кругозор.
Мой фаворит ❤️ - диплом о хикикомори (социальный эскапизм) в России.
О хикки у нас много шутят после пандемии, шеймят подростков за лень, предлагают как обычно что-нибудь в интернете запретить. Но исследований современного эскапизма мало.
В этой теме всего намешано - психических отклонений, стиля жизни, школьного буллинга, моды на Японию, интернет зависимости, удаленных рабочих мест. Студентка большая молодец, что попыталась в этой каше разобраться.
Хикикомори - это синдром с нечетким описанием на стыке с депрессивным расстройством, птср, тревожным расстройством и тд.
И синдром имеет социальные предпосылки, которые, собственно, исследуют коллеги.
Это:
родительская гиперопека, отсутствие поддержки и не очень близкие отношения в семье, сильные отношения с матерью и слабые с отцом, конкурентная среда в школе, буллинг, проблемы с поиском работы.
С другой стороны интернет создает возможность удаленной коммуникации, работы и развлечения - и те, кто имел склонность к затворничеству, ее легче реализуют.
В исследовании студентки на российской почве хикки связан с менее крупными населенными пунктами. Мне показалось, могу ошибаться, что дело в развитости среды - если дома, в интернете, интереснее, то зачем выходить? Если люди в сети меня лучше поймут, зачем это общение с «недалекими» в школе? И так далее
Сложность, на мой взгляд, в том, чтобы отделить причины от следствий - синдром приводит к изоляции или изоляция по социальным причинам провоцируется развитие синдрома? И так, и так, вероятно?
Уже из описания связанных с хикикомори условий видно, что это неоднородная история, то, что человек засел дома - следствие разных тенденций.
Конечно, в Хикикомори бросается в глаза, что это идентичность, связанная с модой на японскую культуру. У хикки много сообществ. Но к субкультуре все не сводится. Скорее, мне кажется, речь о том, что молодые люди, предпочитающие сидеть дома, находят себя «на социальной карте», принимают ярлык. Причем среди называющих себя хикикомори синдром выражен не у всех. А среди тех, у кого синдром выражен, не все даже слышали японское слово. «Хикикомори» или нет, но сложно спорить с тем, что эскапизм существует и изоляция становится проблемой.
Каждый год я с удовольствием работаю в комиссии на студенческих защитах в вышке. Смыслов в этом много - освежить навык теоретической рефлексии, подумать над типичными ошибками, которые совершают и специалисты с опытом. А главное - бывают очень интересные работы, расширяющие кругозор.
Мой фаворит ❤️ - диплом о хикикомори (социальный эскапизм) в России.
О хикки у нас много шутят после пандемии, шеймят подростков за лень, предлагают как обычно что-нибудь в интернете запретить. Но исследований современного эскапизма мало.
В этой теме всего намешано - психических отклонений, стиля жизни, школьного буллинга, моды на Японию, интернет зависимости, удаленных рабочих мест. Студентка большая молодец, что попыталась в этой каше разобраться.
Хикикомори - это синдром с нечетким описанием на стыке с депрессивным расстройством, птср, тревожным расстройством и тд.
И синдром имеет социальные предпосылки, которые, собственно, исследуют коллеги.
Это:
родительская гиперопека, отсутствие поддержки и не очень близкие отношения в семье, сильные отношения с матерью и слабые с отцом, конкурентная среда в школе, буллинг, проблемы с поиском работы.
С другой стороны интернет создает возможность удаленной коммуникации, работы и развлечения - и те, кто имел склонность к затворничеству, ее легче реализуют.
В исследовании студентки на российской почве хикки связан с менее крупными населенными пунктами. Мне показалось, могу ошибаться, что дело в развитости среды - если дома, в интернете, интереснее, то зачем выходить? Если люди в сети меня лучше поймут, зачем это общение с «недалекими» в школе? И так далее
Сложность, на мой взгляд, в том, чтобы отделить причины от следствий - синдром приводит к изоляции или изоляция по социальным причинам провоцируется развитие синдрома? И так, и так, вероятно?
Уже из описания связанных с хикикомори условий видно, что это неоднородная история, то, что человек засел дома - следствие разных тенденций.
Конечно, в Хикикомори бросается в глаза, что это идентичность, связанная с модой на японскую культуру. У хикки много сообществ. Но к субкультуре все не сводится. Скорее, мне кажется, речь о том, что молодые люди, предпочитающие сидеть дома, находят себя «на социальной карте», принимают ярлык. Причем среди называющих себя хикикомори синдром выражен не у всех. А среди тех, у кого синдром выражен, не все даже слышали японское слово. «Хикикомори» или нет, но сложно спорить с тем, что эскапизм существует и изоляция становится проблемой.