Как научиться не осуждать других?Ранее я уже писал о там,
как побороть обиду и
как научиться прощать, но ведь если всматриваться в себя и стараться увидеть свои склонности, то мы легко заметим, что в нас есть уже наработанная привычка
осуждать.
Есть подкупающие простотой слова о том, как избежать строгого и неминуемого Суда Божьего. Знают их многие, в том числе и те, для кого чтение и слушание Евангелия не является главным занятием жизни. Вот эти слова:
«Не суди, и не будешь судим». Или – то же: «Каким судом судите, судят вам; какой мерой мерите, отмерят вам» (Мф 7:1–2).
Осуждение заставляет нас видеть грехи других, в то время как сами мы делаем вид, что непогрешимы. Мы всегда оправдываем самих себя, и, как правило, видим недостатки в других. Научиться не осуждать можно только у Иисуса Христа.
Человек – не изобретатель греха, а жертва. Грех обесчестил, обезобразил человека, но не истребил Божественного образа. Так смотрит на человека Христос. Если хотим не судить, придётся этому взгляду научиться.
Итак, прежде чем кого-то осудить (обсудить в негативных красках), необходимо помнить следующее:
❗️
1. Не берите на себя то, что вам не принадлежит – Суд. Господь – один только может произнести безошибочный приговор человеку.
Он один знает, кто мог исправиться и не исправился, а кто не сделался лучше, потому что не мог. Он знает и слабость человека, и тяжесть обстоятельств, и ещё много того, от чего зависит правильный суд и что сокрыто от наших глаз.
Другое правило есть у святых отцов. Хочется тебе кого-то осудить? А ты на свое место поставь Христа. Господь осудит? А ведь даже когда Его распинали, Христос никого не осудил, наоборот, за всех пострадал. Так почему я вдруг возомнил себя выше Бога, поставил себя судией?
❗️
2. У Иоанна Златоуста есть такой совет: если ты согрешил мыслью, тут же мысленно и кайся. Подумал о своем родственнике, о друге своем что-то дурное, поймал себя на этом: «Что ж за мысли? Зачем я так? Господи, прости меня за это мгновенное проявление!
Я не хочу этого».
❗️
3. Когда внутреннее чувство побуждает тебя дать отрицательную оценку кому-либо, ты тут же обращайся к себе самому:
а ты свободен от этого недостатка? Или ты за собой ничего не знаешь, за что можно было бы тебя упрекнуть? И — почувствуешь, что ты такой же, как тот, кого ты готов осудить!
❗️
4. В древности было еще такое «золотое» правило. Когда борешься с чувством негодования и никак не можешь понять, почему этот человек так поступил, тогда
поставь себя в его положение, на его место, а этого человека — на свое. И сразу тебе станет многое ясно! Это очень отрезвляюще действует. Вот я встал в положение другого: «Боже мой, сколько у него трудностей в жизни! В семье — сложности, с женой понимания нет, с детьми… Действительно, как ему, бедному, трудно!»
❗️
5. Неоценимым подспорьем для уменьшения грехов является сознательное бегство от сплетен.
Стоит перестать вникать в дела, которые лично тебя не касаются, стоит пресечь праздное любопытство – как костёр осуждения лишится большей части дров и начнёт погасать.
Надо быть готовым личность человека принять и понять: да, ему тяжело, он попал в непростые обстоятельства, жизнь его поломала, но все-таки есть что-то доброе, цельное в нем, что-то, что дает возможность не исключать его из числа людей порядочных, хороших.
❗️
Сам по себе человек — прекрасен! Как говорил один подвижник, если бы мы знали, как красива душа человеческая, мы бы пришли в удивление и никого б не стали осуждать. Потому что душа человеческая действительно, великолепна. Но она раскроется — как во всех наших сказках всегда бывает — в последний момент…