ТеДо | ПроНалоги. TaxPro


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Economics


Добро пожаловать на канал налоговой практики ТеДо — ПроНалоги. TaxPro. Здесь мы комментируем новости, делимся аналитикой, обзорами изменения законодательства и анонсами мероприятий. Присоединяйтесь, чтобы быть в курсе новостей по налогам и праву!

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Economics
Statistics
Posts filter


Цифровые платформы — новые агенты налогового контроля
 
За посредническими цифровыми платформами* законодательно закрепляется функция налогового контроля в отношении своих партнеров (продавцов). В НК РФ добавят новую ст. 86.6, которая установит обязанность платформ выявлять риски неправильного исчисления, неполной или несвоевременной уплаты налогов, сборов, страховых взносов их партнерами. Напомним, что сейчас такая обязанность регламентируется не в рамках НК РФ, а на уровне договоренности ФНС с маркетплейсами. Также платформы будут выполнять посредническую роль между ФНС и продавцами по обмену документами. По поручению налогового органа в отдельных случаях платформы должны будут приостановить продажи продавца и убрать их карточки с платформы.  
 
* Цифровая платформа — информационная система, и (или) сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и (или) программы для электронных вычислительных машин, обеспечивающие технические, организационные, информационные и иные возможности для взаимодействия неограниченного круга лиц, в том числе в целях обмена информацией и ее распространения, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг

С чего все начиналось?

С 2025 года проходит эксперимент по информационному взаимодействию ФНС с операторами цифровых платформ (Wildberries, Оzon, Яндекс Маркет, Мегамаркет, Авито). В рамках проводимого эксперимента продавцам, осуществляющим реализацию товаров на цифровых платформах, в отношении которых установлены налоговые риски, в том числе дробления, платформами направляются информационные письма. Эксперимент продлится 🕒до 1 июля 2027 года.

⭐️Подробнее о нем мы писали здесь.

Что предлагается?
 
Итак, на платформы НК РФ возлагает следующие функции:
 
1️⃣Налоговый орган сможет направлять документы в личный кабинет продавца через платформы, в том числе в рамках проверки. Документ будет считаться полученным продавцом через 3 дня после его направления налоговым органом платформе (изменения в ст. 31).

2️⃣Платформы будут выявлять риски неполной или несвоевременной уплаты налогов своими партнерами (появляется новая статья 86.6 в НК РФ). Перечень таких рисков предстоит установить ФНС. Порядок взаимодействия при выявлении таких рисков изображен на карточке.

3️⃣Будет введен новый способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов — приостановление приема заказов и размещения карточки товара продавца. Такая мера будет применяться по поручению налогового органа. Притом поручение будет направляться сразу всем маркетплейсам, на которых продавец размещает информацию о своих товарах. Вводится новая статья 77.1. Порядок исполнения данного требования и случаи его применения — см. карточку.
 
Ответственность
 
За невыполнение поручений налогового органа, а также неисполнение платформой обязанностей по налоговому контролю предусмотрен 💰штраф в размере 100 тыс. руб.

Что дальше?


ФНС предстоит установить требования к информационным системам (ИС) платформ, в т. ч. в части состава данных, порядка их хранения и обработки, а также порядок получения налоговым органом доступа к таким ИС.
 
📅Данные поправки вступят в силу через 9 месяцев после их принятия. За это время платформам нужно успеть настроить свои информационные системы, а также регламентировать порядок взаимодействия с продавцами.


Налоговый законопроект. Налоговое администрирование

Срок уплаты налогов

Если срок уплаты налога приходится на выходной или праздничный день, он не будет переноситься на ближайший следующий рабочий день. Если такая ситуация возникает в декабре, то срок уплаты переносится на предшествующий рабочий день.

Налоговый мониторинг

Для вступления в мониторинг достаточно будет соответствия одному из финансовых критериев, а не всем одновременно:

🔹доходы не менее 800 млн рублей
🔹сумма уплаченных налогов не менее 80 млн рублей
🔹стоимость активов не менее 800 млн рублей

Трансфертное ценообразование

При предоставлении ряда документов по ТЦО на иностранном языке необходим будет их нотариально заверенный перевод на русский язык

Индексация штрафов


Штрафы по большинству нарушений увеличиваются. Например:

Нарушение срока подачи заявления о постановке на учет 10 тыс ➡️30 тыс
Ведение деятельности без постановки на учет 40 тыс ➡️ 121 тыс
Грубое нарушение правил учета в течение нескольких периодов 30 тыс ➡️83 тыс
Отказ свидетеля от дачи показаний или дача ложных показаний 3 тыс ➡️ 42 тыс
Непредоставление документации по ТЦО по конкретной сделке 500 тыс ➡️ 600 тыс

Прочее

🔹Посреднические цифровые платформы наделяются функциями налогового администрирования и контроля (см следующий пост)
🔹Продлеваются до 2029 года полномочия Правительства по продлению сроков уплаты налогов и предоставлению отчетности, приостановке мероприятий налогового контроля и т.д.


ℹ️Налоговый законопроект. Налог на прибыль

Налогообложение ПИФов

Паевые инвестиционные фонды становятся плательщиками налога на прибыль, ставка для них составит 15%. Об особенностях порядка налогообложения читайте в обзоре эксперта ⚡️ТеДо.

Личные фонды

Ставка налога на прибыль для личных фондов увеличивается 📈с 15% до 22%.

Признание расходов на оборонительные мероприятия

Вводятся новые нормы, расширяющие возможности учитывать расходы на проведение оборонительных мероприятий и на безвозмездную передачу имущества в таких целях.

Продление отдельных специальных положений

🔹До конца 2029 года продлен кассовый метод для признания штрафов и пр. от недружественных лиц
🔹До 2029 года продлен специальный порядок признания курсовых разниц — при прекращении/исполнении требований/обязательств

Уточнение общего порядка признания доходов и расходов в виде штрафов, пеней и иных санкций

Доход или расход может признаваться также 📅на дату наступления события, которое решением суда определено как основание для взыскания присужденных сумм.

Ограничения по региональному инвестиционному вычету

Сейчас при использовании регионального инвестиционного вычета (ст. 286.1) налогоплательщик имеет право уменьшить и федеральную часть налога на прибыль. По проекту, такое уменьшение федеральной части налога ❌не будет доступно налогоплательщикам из следующих отраслей (определяется по основному коду ОКВЭД):

🔹05 "Добыча угля"
🔹06 "Добыча нефти и природного газа"
🔹07 "Добыча металлических руд"
🔹08 "Добыча прочих полезных ископаемых"
🔹09 "Предоставление услуг в области добычи полезных ископаемых"
🔹10 "Производство пищевых продуктов"
🔹11 "Производство напитков"
🔹12 "Производство табачных изделий"
🔹20 "Производство химических веществ и химических продуктов"

Новая ставка налога на дивиденды

Для дивидендов, выплачиваемых на счет типа "С", вводится ставка налога у источника 3️⃣5️⃣🧮. Сейчас активно складывается практика по переквалификации различных платежей за рубеж в дивиденды. Цена такой переквалификации с 2027 года может стать особенно высокой, если переквалификация будет сделана в пользу недружественного лица.


Большой налоговый законопроект. Поправки по КИК

🔹Увеличивается порог по доле участия лица в иностранной компании в целях признания его контролирующим лицом с 25% до 50%. При этом закрепляется устоявшийся в практике подход: если лицо по личному закону и/или учредительным документам компании единолично контролирует иностранную компанию, то оно будет считаться имеющим 100% долю участия.
 
🔹Отменяется необлагаемый порог прибыли КИК в размере 10 млн руб. В пояснительной записке указано, что мера на начальном этапе носила временный адаптационный характер.

🔹Повышаются штрафы по КИК. Так, штраф за непредставление уведомления о КИК вырастет в 2 раза (См. карточку).

🔹До 2030 года для российских организаций продлевается возможность временно отложить уплату налога с прибыли КИК в ситуациях, когда у таких иностранных компаний из-за санкционных ограничений отсутствует возможность распределять дивиденды.

🎙Комментирует Анна Модянова, партнер налоговой практики ⚡️ТеДо:

«Увеличение порога участия для признания КИК с 25% до 50% выведет из-под налогообложения прибыли КИК совместные предприятия, в которых российские резиденты имеют неконтролирующую долю. При этом в налоговом законодательстве остаются и даже усиливаются нормы, противодействующие дроблению участия в иностранной компании для целей вывода из-под КИК режима. Например, если российский резидент контролирует иностранную компанию без формального участия в ее капитале, то она может быть признана на 100% принадлежащей ему. 
 
В отношении оставшихся КИК ужесточается налоговое регулирование: будет отменен порог необлагаемой прибыли в 10 млн руб. и увеличены штрафы за несоблюдение обязанностей по КИК–отчетности. Полагаем, что это приведет к большему вниманию к оставшимся КИК со стороны налоговых органов и большим затратам налогоплательщиков на соблюдение законодательства о КИК».


Forward from: Новости от@личного консультанта
Компания «Технологии Доверия» отмечена в рейтинге лучших юридических фирм и индивидуальных юристов в сфере private wealth по версии ИД «Коммерсантъ»🏆
 
ТеДо отмечена во всех категориях, в которые подавала проекты:
🔹Налоги частных клиентов, Band 1
🔹Валютное регулирование, банки, трансграничные операции, Band 1
🔹Структурирование владения и защита капитала, Band 2
🔹Наследственное планирование и преемственность, Band 2
🔹Санкционное право, Band 2
 
Персонально отмечены партнёры налогово-юридической практики в категориях:
➡️Анна Модянова — «Структурирование владения и защита капитала», «Наследственное планирование и преемственность», «Налоги частных клиентов»
➡️Карина Худенко — «Структурирование владения и защита капитала», «Наследственное планирование и преемственность», «Налоги частных клиентов»
➡️Максим Кандыба — «Валютное регулирование, банки, трансграничные операции», «Санкционное право»
 
Подробнее по ссылке.
 
Поздравляем коллег с прекрасным результатом!💙
 
Ваши личные консультанты всегда готовы оказать поддержку нашим клиентам на самом высоком профессиональном уровне!🌟
 
#ТеДо⚡️


Forward from: Новости от@личного консультанта
Дата получения дохода в виде материальной выгоды📅
Изменения в ст. 223 НК призваны устранить законодательный пробел в части определения даты фактического получения дохода в виде материальной выгоды от приобретения долей участия в уставном капитале организаций. Такой датой предлагается признавать собственно дату приобретения долей (дату перехода права собственности на доли к налогоплательщику).

Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в отношении определения даты получения дохода в виде материальной выгоды от приобретения ценных бумаг предлагается ввести аналогичное правило.

📌В действующей редакции НК из этого правила сделано следующее исключение: в  случае, если оплата приобретенных ценных бумаг производится после перехода к налогоплательщику права собственности на эти ценные бумаги, дата фактического получения дохода определяется как день совершения соответствующего платежа в оплату стоимости приобретенных ценных бумаг.

В предлагаемой редакции это исключение отсутствует. Принятие такого рода изменений в отношении ценных бумаг может привести к пересмотру условий многих программ долгосрочных вознаграждений, реализуемых компаниями в настоящее время❗️

Если налоговый дедлайн пришелся на нерабочий день
🔹Переносится - на ближайший рабочий день срок предоставления отчетности
🔹Не переносится – для целей срок уплаты налога

🕒Для налоговых платежей со сроком уплаты в декабре будет действовать особый порядок. Если срок уплаты приходится на нерабочий день, заплатить надо будет не позднее предшествующего рабочего дня.

Исходя из опыта прохождения подобных законопроектов, инициированных Правительством, можно предположить, что рассматриваемый документ будет принят до конца текущего, а его основные положения вступят в силу со следующего года. При этом в отдельные положения документа могут быть внесены достаточно существенные  изменения и дополнения. 

Более определенно о принятых поправках можно будет говорить после принятия Госдумой законопроекта во втором чтении⚖


Forward from: Новости от@личного консультанта
Правила контролируемых иностранных компаний
🔹25% ➡️ 50% - увеличивается порог участия физ. лица в иностранной компании для целей признания его контролирующим лицом
🔹= 100% - если контроль над организацией в соответствии с личным законом и (или) ее учредительными документами осуществляется единолично
🔹10 млн руб. (необлагаемый порог прибыли КИК) – предлагается отменить. При таком подходе налогообложению (и декларированию❕) будет подлежать прибыль в любом размере. Это также означает необходимость расчета прибыли КИК по установленным правилам.

Увеличение размера штрафов:
🔹500 тыс. ➡️ 754 тыс. штраф за непредставление налоговому органу документов, подтверждающий размер прибыли (убытка) КИК или представление недостоверных документов, а также непредставления уведомления о КИК
🔹1 млн. ➡️ 1 510 000 штраф за непредставление или представление недостоверных документов в части обоснования размера прибыли КИК / основания для освобождения
🔹50 тыс. ➡️ 104 тыс. за непредставление уведомления  об участии в иностранных компаниях

❗️Принимая во внимания новые требования, которые предполагается предъявлять контролирующим лицам, а также увеличение размера штрафов  за налоговые правонарушения, связанные с КИК, контролирующим лицам, возможно, имеет смысл оценить целесообразность перехода на режим уплаты налога с фиксированной прибыли КИК или сохранения КИК.

Ставки НДФЛ
В целях «унификации уровня налогообложения доходов граждан» предлагается отказаться от применения «льготных» ставок 13/15% к «пассивным» доходам налоговых резидентов.
Таким образом, по ставкам пятиступенчатой шкалы (13/15/18/20/22%) будут облагаться доходы от:
🔹продажи и получения в дар имущества
🔹выплаты по договорам страхования, долгосрочных сбережений и по пенсионному обеспечению
🔹доходы от операций с ценными бумагами и ЦФА
🔹доходы в виде процентов по вкладам в российских банках
🔹материальной выгоды от приобретения ценных бумаг,  ПФИ, долей участия в уставном капитале

Результатом предлагаемых изменений станет увеличение налоговой нагрузки на инвесторов, в составе доходов которых имеются дивиденды, доходы по операциям с ценными бумагами и ПФИ. Таким налогоплательщикам, вероятно, имеет смысл рассмотреть возможность получения некоторых доходов до конца текущего года, например, ускорить сроки закрытия планируемых сделок📌

Ставку 35% предлагается установить для доходов в виде дивидендов, зачисляемых на счет типа «С».

К доходам нерезидентов в виде дивидендов и процентов по вкладам в российских банках предлагается применять «стандартную» нерезидентскую ставку – 30%. В настоящее время применимая ставка НДФЛ к этим доходам – 15%. Такие изменения, очевидно, не будут способствовать привлечению средств нерезидентов на российский фондовый рынок и в банковскую систему⚡️

Повышается привлекательность получения налогового резидентства стран, с которыми действуют соглашения об избежании двойного налогообложения, предусматривающие более низкие ставки таких доходов.

Доход от доверительного управления имуществом закрытых и интервальных ПИФ
В связи с введением налогообложения закрытых и интервальных ПИФ, инвестиционные паи которых предназначены для квалифицированных инвесторов, при получении налогоплательщиком доходов от доверительного управления имуществом, составляющим такой ПИФ, предусматриваются правила зачета налога на прибыль организаций, исчисленного и удержанный управляющей компанией.

Проценты по вкладам в банках💰
Предлагается возложить на банки обязанности налоговых агентов в отношении процентов по вкладам. За налоговым органом сохраняется функция направления налогоплательщикам уведомления при доначислении налога после получения информации о процентных доходах от всех налоговых агентов.

Дарение
Перечень объектов дарения, которые освобождаются от налогообложения только при условии, что даритель и одаряемый являются членами семьи или близкими родственниками, предлагается дополнить имущественными правами.


Большой налоговый законопроект: ожидать ли ужесточения для «внутригрупповых» ИТ-компаний?
 
Хотим прояснить ситуацию относительно поправок по ИТ-льготам. В различных источниках появляется противоречивая информация. Ранее участники рынка обсуждали, что законопроект предложит ❗️не учитывать в «квалифицированном» для целей льгот ИТ‑доходе доход, полученный от взаимозависимых лиц. Напоминаем: ключевым условием для применения льгот является доля квалифицированного дохода от ИТ‑деятельности не менее 70% от общих доходов. Новость о таком изменении фигурировала в ряде публикаций.

Упрощённо, при таком подходе, если ИТ‑компания работает в основном внутри холдинга, ее доходы от компаний холдинга перестали бы учитываться как доход от ИТ-деятельности, квалифицируемой для льготы. Для многих “внутригрупповых” компаний это означало бы потерю льгот и по налогу на прибыль и по страховым взносам.
 
Мы хотели бы прояснить, что 💡в опубликованной версии законопроекта это нововведение отсутствует.  Возможно, причиной послужила негативная реакция профессионального сообщества. В то же время, в пояснительной записке сохранилась формулировка о борьбе с «искусственным завышением» доли льготируемых доходов за счет операций с взаимозависимыми лицами. Таким образом, не исключаем, что тема не закрыта, а просто отложена.
 
Если такие поправки вернутся на следующих стадиях рассмотрения законопроекта, для многих групп будет целесообразно актуализировать модель организации ИТ‑функции.
 
Что полезно сделать уже сейчас:
✅Проверить текущую долю ИТ‑выручки от внешних заказчиков;
✅Оценить, насколько ваша ИТ‑компания зависит от внутригрупповых доходов;
✅Смоделировать несколько сценариев на случай ужесточения правил.
 
✉️Мы следим за развитием ситуации по законопроекту. Напишите нам, если хотите обсудить вашу ситуацию и оценить риски для вашей ИТ‑модели: olga.potemkina@tedo.ru.


Неожиданные налоговые повороты для ПИФ: от усиления налогового администрирования к введению налога (продолжение)

Начало — в предыдущем посте⬆️

Вклады пайщиков

Отдельный открытый вопрос состоит в том, будет ли теперь фонд облагать сам факт передачи ему имущества или денежных средств пайщиком. С одной стороны, перечень облагаемых доходов ограничен и вклад в него прямо не включен, но с другой стороны, фонд теперь признается налогоплательщиком, а отдельного исключения для такого случая в ст. 251 Кодекса не добавлено. Вопрос о том, нужны ли здесь уточняющие поправки или достаточно общих положений ст. 277, пока остается без ответа.

Расходы

Сейчас конструкция налога носит оборотный характер. При рентабельности 20–30% налоговая нагрузка на прибыль фактически будет составлять порядка 50–75%, а не 15%, как это планируется.

Прямого механизма учета текущих расходов при определении налоговой базы фонда ❌не предусмотрено. Возможно, логика в том, что при налогообложении только «пассивных» доходов вычет не требуется, и для дивидендов это действительно стандартный подход, но для процентных и рентных доходов она уже не столь очевидна, так что рынку, вероятно, придется отдельно ее обосновывать. Совмещение на уровне фонда облагаемых и не облагаемых доходов также вероятно потребует ведения управляющими компаниями раздельного учета для расходов.

Амортизация

Имущество ЗПИФ или ИПИФ (например, ЦОД или складские комплексы) формально находится в долевой собственности пайщиков, а не самого фонда, поэтому поставить его на баланс как основное средство и начислять амортизацию в привычном порядке проблематично. Без специальных поправок признание амортизации в расходах выглядит невозможным, даже если расходы в целом будут разрешены в дальнейшем.

Исторические убытки

Аналогичная неопределенность существует в отношении убытков и расходов, накопленных фондом до того, как он стал налогоплательщиком. Российская практика знает прецедент учета прошлых убытков при введении нового налога: при введении НДД исторические убытки разрешили учитывать (ст. 333.52), однако для ПИФ рассчитывать на подобный шаг законодателя пока не приходится. Также пока в отсутствие возможности учета расходов непонятна ситуация с переносом убытков уже на будущие периоды.

Зачет у пайщика

Новый п. 13.6 ст. 214.1 (для физических лиц) и ст. 276.1 (для организаций) вводят ✅зачет налога, уплаченного управляющей компанией, при налогообложении дохода пайщика. В основе формулы лежит сравнение суммы выплаты с суммой реально обложенного налогом дохода.

В версии, внесенной в Госдуму, из текста убрали прямую привязку зачета к «текущему налоговому периоду», что отчасти снимает риск потери зачета, если фонд получил и обложил налогом доход (например, арендный) в одном году, а выплатил его пайщику в следующем.

Кроме того, не предусмотрена корректировка для фондов с несколькими классами паев и разным правом на доход, а из текста законопроекта пока не следует, применяется ли зачет к иностранным организациям и к ситуациям погашения паев.

Сроки уплаты

Управляющая компания должна будет платить налог фактически 🕒ежемесячно (в месяце получения дохода), хотя по налогу на прибыль стандартный налоговый период составляет год. Поскольку глава 25 Кодекса построена преимущественно на методе начисления, в отсутствие специальных положений у управляющих компаний могут возникать кассовые разрывы, когда налог с начисленного, но еще не полученного дохода придется уплачивать из собственных средств.

Можно ли было иначе❔

Избежать всех этих вопросов и появления в налоговом законодательстве конструкций sui generis позволило бы использование зарубежного опыта: например, для REIT (аналога ЗПИФ недвижимости) в большинстве стран установлена обязательная доля дохода, которую необходимо распределить за год, что исключает отложенное налогообложение. В России то же самое можно было бы реализовать и без внесения изменений в Кодекс, скорректировав отраслевое законодательство и требования к ПДУ.

Многие детали, вероятно, будут уточняться, а к чему приведут расхождения и пробелы в текущей версии, предстоит выяснить.


Неожиданные налоговые повороты для ПИФ: от усиления налогового администрирования к введению налога
 
Реформу налогообложения паевых фондов обсуждали на различных уровнях уже несколько лет. Все это время выбор стоял между двумя вариантами: либо ввести отдельный налог, либо обойтись усилением налогового контроля. Судебные дела про налоговые злоупотребления с ЗПИФ множились, начались активные проверки управляющих компаний, а в сентябре этого года прошел Экспертный совет ФНС России, где обсуждали именно усиление администрирования. Казалось, вектор выбран, и индустрия готовится не к новому налогу, а к более пристальным налоговым проверкам.
 
Но окончательный ответ на этот вопрос, как оказалось, мы получили лишь сегодня — сегодня Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об ОННП, который в числе прочего вводит налог на прибыль для паевых фондов. Разбираемся, что стоит за этим налоговым поворотом для индустрии коллективного инвестирования.

Кого коснется❔

Пока речь идет только про ЗПИФ и ИПИФ для квалифицированных инвесторов. Открытые (ОПИФ) и биржевые (БПИФ) фонды в новых положениях не упомянуты вовсе — розничных инвесторов реформа ❌не затрагивает. Можно ожидать, что дальше обсуждение будет происходить вокруг того, не нужно ли расширить список исключений и включить туда также «массовые» ЗПИФ с большим количеством пайщиков (количество пайщиков которых может исчисляться в тысячах).

Кто платит❔

Раньше НДФЛ и налог на прибыль возникали на уровне пайщиков при получении промежуточных распределений, продаже, погашении и (в некоторых случаях) мене паев. Теперь ПИФ формально становится самостоятельным налогоплательщиком, а налог за него платит управляющая компания как налоговый агент, что сдвигает срок уплаты на более раннюю стадию и, по замыслу финансового органа, должно пресечь злоупотребления конструкцией ПИФ.

Придание «имущественному комплексу» элементов правосубъектности для налоговых целей вызывает вопросы. С практической точки зрения такие вопросы будут сводиться к тому, необходимо ли будет получать для таких ПИФ отдельный ИНН и использовать отдельный ЕНС.

При более «стройной» конструкции — когда управляющая компания выступает агентом для самих пайщиков и доход вменяется им в момент его получения на уровне ПИФ — налогообложение производилось бы в большинстве случаев по более высокой ставке (📊13–22% / 25%). В связи с чем вряд ли на рынке будут выступать за этот более правильный с юридической точки зрения вариант.

Что облагается и по какой ставке❔

Ставка для ПИФ составит 15%. Объект налогообложения определен отсылкой к перечню пассивных доходов для целей КИК (но применяется не весь перечень). В перечне указаны дивиденды, проценты, роялти и рентные доходы, а вот включены ли в итоге доходы по деривативам, пока неясно. 🔎Использование готового списка, созданного для КИК, вместо отдельного перечня для ПИФ выглядит не самым удачным решением и, вероятно, вызовет вопросы на практике, например при изменении списка для целей КИК или при выходе разъяснений по КИК. Кроме того, в периметр реформы пока не попали доходы от реализации недвижимости, долей и акций, и появятся ли они там позднее, остается открытым вопросом.

Промежуточные распределения и иные доходы от ПИФ для физических лиц теперь будут облагаться по ставке 📊13–22%. Структурирование владения ПИФ через ОАЭ позволит снизить ставку до 10%, в том числе и для организаций (при соблюдении условий).

Дивиденды

Напомним, что обычные организации облагают полученные дивиденды по ставкам 0% и 13% и при этом пользуются механизмом зачета (показатели Д1/Д2), который устраняет двойное налогообложение в каскадных цепочках распределений. Для ПИФ нет ни того, ни другого, и будет действовать лишь фиксированная ставка 15%.

Цель такого порядка понятна, но условия налогообложения в этой части стоило бы выровнять, тем более что долгое нераспределение дивидендов, полученных под 0%, обычными организациями никогда не рассматривалось как злоупотребление с точки зрения ст. 54.1 Кодекса.

Продолжение в следующем посте⬇️


⚡️Налоговая реформа 3.0

Сегодня ночью на сайте Думы был опубликован текст законопроекта с налоговыми поправками в рамках бюджетного пакета. Минфин некоторые из них ранее уже анонсировал.

Сейчас перечислим кратко основным изменения, далее в отдельных постах прокомментируем их подробнее:

🔹Вводится налог на прибыль по ставке 15% на доходы ПИФ
🔹Ставка для личных фондов увеличивается с 15% до 22%
🔹«Пассивные» доходы физических лиц будут облагаться по общим ставкам 📊13%/22%, а не попадать в отдельную базу со ставками 13%/15%
🔹Вводится НДС при покупке товаров физическими лицами из-за рубежа через маркетплейсы
🔹Убирается порог ❌10 млн необлагаемой прибыли для КИК
🔹Операторы цифровых платформ будут обязаны выявлять налоговые риски своих партнеров
🔹Продлевается действие некоторых временных положений — порядок признания курсовых разниц только в момент оплаты, кассовый метод для признания штрафов от недружественных лиц
🔹Индексируется сумма штрафов


Распределение налоговых льгот по налогам
 
Итак, с большим отрывом 🏆лидируют льготы по НДС. На первом месте здесь 10% ставка на продукты питания (800 млрд руб. за 2025 год). Далее — льготы (освобождение и ставка 10%) по медицинским услугам и товарам. В топ-5 входит также льгота на отечественное ПО. С 2026 года сумма льгот по НДС (прогноз) заметно увеличивается. Во-первых, это связано с увеличением стандартной ставки с 20% до 22% при сохранении льгот (даже на устрицы, о чем много говорили прошлой осенью), во-вторых, НДС — это налог на потребление, он растет вслед за инфляцией.

На втором месте льготы по страховым взносам. В 2024 и 2025 году (прогноз) более половины льгот по взносам — это пониженные тарифы страховых взносов для МСП. Следом идут пониженные тарифы для ИТ-компаний. В 2026 году (прогноз) льгота для МСП уступает лидерство, так как ее применение теперь доступно только налогоплательщикам из определенного перечня отраслей.
 
ИТ-компании лидируют и по «потреблению» льгот по налогу на прибыль. На втором месте 5-летняя льгота на продажу долей и акций. Далее следуют сельскохозяйственные и медицинские организации. В топ-5 по прогнозам должен был войти ФИНВ, но как мы уже знаем, фактически в 2025 году налогоплательщики использовали только 26 млрд руб. против прогнозируемых 150 млрд руб.
 
Интересно, что как льготу Минфин рассматривает необложение налогом на имущество движимого имущества. Данная льгота составляет примерно 70% от общей суммы льгот по налогу. Далее следуют также федеральные льготы — федеральные автодороги общего пользования, магистральные газопроводы и ж/д пути общего пользования.
 
Примечательно, что льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество для всех преференциальных режимов и договоров (🗺ОЭЗ, ТОР, РИП, Арктическая зона, Свободный порт Владивосток, СПИК) в совокупности составляют менее 10% от общей суммы льгот по данным налогам и около 1% от всех налоговых льгот.
 
А вот льготы по налогу на прибыль и страховым взносам для 💻 ИТ-компаний составляют около 4% от всех налоговых расходов.


Как вы думаете, на какой налог приходится наибольшая сумма налоговых расходов (без учета нефтегазовых расходов)❔
Poll
  •   Налог на прибыль
  •   НДС
  •   Налог на имущество
  •   Страховые взносы
64 votes


Сколько налоговых льгот в РФ❓
 
Минфин ведет довольно детальную статистику по льготам — в разрезе видов льгот, регионов. Ознакомиться с ней можно здесь.
 
Итак, на данный момент в РФ действуют 469 налоговых льгот. Также анализ показал, что налоговые расходы в 2023–2025 гг. составляют ежегодно порядка 30–36% от налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ (ФБ + бюджеты субъектов). В 2024 году общий объем налоговых расходов составил 15,5 трлн руб. Больше половины от этой суммы в 2024 году — нефтегазовые расходы: льготы по НДПИ, повышенные коэффициенты при вычете акцизов и т. д.


Какую долю составляют налоговые расходы в общей сумме налоговых доходов консолидированного бюджета РФ❓(т.е. на какую долю налоговые льготы уменьшают поступления налоговых доходов в бюджет)
Poll
  •   Менее 1️⃣🧮
  •   3️⃣—5️⃣🧮
  •   Около 1️⃣0️⃣🧮
  •   3️⃣0️⃣—4️⃣0️⃣🧮
  •   Около половины
135 votes


Как вы думаете, сколько налоговых льгот сейчас действует в РФ❓
Poll
  •   В пределах 100 льгот
  •   100–200 льгот
  •   300–400 льгот
  •   400–500 льгот
  •   Около 1000
25 votes


💬Налоговые льготы. Какие они?
 
Уважаемые коллеги!
 
Пока мы все с нетерпением ждем опубликования подготовленных Минфином правок в НК РФ, предлагаем поговорить про налоговые льготы. В широком смысле.
 
Тема всегда актуальная, а сейчас — в условиях дефицита бюджета — особенно. Минфин рассматривает налоговые льготы (недополученные доходы) как расходы бюджета.

💰Сумма расхода рассчитывается как разница между налогом, который был бы заплачен, если бы налогообложение осуществлялось на стандартных условиях, и фактической суммой с учетом применения льготы.

Любая организация в периоды кризиса оптимизирует свои расходы и ищет пути их сокращения. Анализ налоговых льгот поможет понять, что потенциально в первую очередь может попасть в фокус законодателей, а также возможные инициативы в отношении льгот.
 
Для начала предлагаем читателям пройти наш опрос и предположить:

🔹 сколько налоговых льгот сейчас предусмотрено в НК РФ. Под льготами понимаются: освобождения, пониженные ставки, повышающие коэффициенты и т. д.
🔹 какую долю составляют налоговые расходы (недополученные доходы) от налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Напомним, что в 2024 году налоговые доходы бюджета составили 43,5 трлн рублей, а общая сумма доходов бюджета — 56,3 трлн рублей.


Forward from: Новости от@личного консультанта
🌟New: личные фонды в DMCC⚡️
 
Наши частные клиенты используют личные фонды в ОАЭ🇦🇪 для владения активами, в том числе портфельным инвестициями, акциями и долями операционных компаний, частной недвижимостью.

До сих пор их можно было зарегистрировать только в DIFC, ADGM и RAK ICC.

➡️ В сентябре 2026 такая возможность появилась еще в одной из наиболее популярных свободных зон - DMCC. Ждем появления регулирования и инструкций на сайте DMCC.
 
❗️Напомним, что личные фонды в ОАЭ являются юридическими лицами, у которых есть учредитель, бенефициары, правление как основной орган управления, защитник, лицензированный корпоративный провайдер.

Такие фонды, а также контролируемые и на 100% принадлежащие им компании в свободных зонах могут получить налогово-прозрачный статус при определенных условиях. DFTC готовит финансовую отчетность и налоговый комплаенс по таким фондам в ОАЭ и России (с точки зрения законодательства о КИК).

⚡️ Будем рады поделиться опытом структурирования через такие фонды.
 
#ОАЭ #DFTC

📲 Max


ℹ️ВС РФ установил, что норма о предельном сроке назначения проверки применяется в момент подачи уведомления, а не в момент ее назначения

Вышло ⚖определение Верховного суда по делу о возможности открытия налоговой проверки по ТЦО за пределами двухлетнего срока с момента подачи уведомления после марта 2024 г.

Напомним, что в 2024 г. были внесены изменения в правила о сроках назначения ТЦО проверок — норма о двухлетнем сроке с момента подачи уведомления была исключена из налогового законодательства, ТЦО проверка может быть назначена в течение трех лет, следующих за годом совершения контролируемой сделки.

В рассматриваемом споре ФНС России назначила проверку 📅28 декабря 2024 г., воспользовавшись новой редакцией НК РФ, за пределами двухлетнего срока с момента подачи уведомления за 2021 г.

Суды первой и апелляционной инстанций встали на сторону налогоплательщика и подтвердили невозможность открытия проверки за пределами двухлетнего срока. При этом суд кассационной инстанции поддержал уже ФНС России, указав, что новая норма о трехлетнем сроке является процессуальной, а значит, применяется в момент назначения проверки. ⭐️Мы об этом подробно рассказывали.

Верховный суд окончательно встал на сторону налогоплательщика и подтвердил, что 💡срок назначения проверки не может рассматриваться как сугубо процессуальная норма. Срок назначения проверки определяет период, в течение которого налогоплательщик находится под налоговым контролем, и влияет на его правовую определённость в имущественных отношениях с государством. Устранение двухлетнего срока для открытия проверки ухудшает положение налогоплательщика и не имеет обратной силы.

Таким образом, ВС РФ подтвердил, что если уведомление о контролируемых сделках было подано до вступления в силу новых правил о сроках проерки, т.е. 🕒до 26 марта 2024 г. (а это контролируемые сделки за 2021 г. и 2022 г.), то в отношении таких контролируемых сделок продолжает действовать старый двухлетний срок назначения проверки. В отношении сделок за 2023 г. и далее, в общем случае должен применяться единый трехлетний срок для назначения проверки по ТЦО.


Tax Radar: ИИ-решение от АО «ФИНАМ»

Продолжаем рассказывать о номинантах и победителях ежегодной «Премии в сфере корпоративного налогообложения». Одним из победителей в номинации «Налоговый проект года» стал проект «Tax Radar» от инвестиционной компании АО «ФИНАМ».

«Tax Radar» — это интеллектуальная система мониторинга и анализа налогового законодательства. Она объединяет технологии ИИ с экспертными знаниями. Система автоматически собирает информацию из различных источников — ФНС, Минфин, СМИ, Telegram-каналов, сообщает о важных изменениях и проактивно уведомляет о налоговых рисках и возможностях, а также проводит анализ внутренних документов (договоров) на наличие налоговых рисков, готовит быстрые рекомендации для сотрудников — и всё это в одном интерфейсе.
 
Модель опирается как на данные, на которых она была обучена, так и на актуальные данные из внешних источников — это повышает точность ответов, а также позволяет «заточить» их под потребности компании.

🎙Маргарита Васильева, директор по налогам АО «ФИНАМ», владелец проекта:
«Главное преимущество — это скорость и структурированность ответа, понятная любому пользователю с реальными ссылками на первоисточники. Предоставление консультации по сложному налоговому вопросу в режиме реального времени занимает от 10 минут до 2 часов (в случае необходимости перепроверки и дополнения). Отдельные подразделения могут экономить до 20 часов в неделю».

Особенности решения — на карточках выше ⬆️

🔎Сервис доступен в веб-интерфейсе с круглосуточным доступом. Подписчики ТеДо могут ознакомиться с тестовым интерфейсом по ссылке.

20 last posts shown.