Любой родитель тоддлера мечется между двумя крайностями. С одной стороны у нас инстаграм, бесперебойный поставщик чувства вины. Там показывают малышей, родители которых целыми днями создают им обогащенную среду: перемалывают кукурузные хлопья в кофемолке ради создания съедобного песка, создают наборы жидкостей разной вязкости и цвета для переливания, раскрашивают отверстия в коробках, чтобы засовывать туда разноцветные палочки. И годовалые дети на тех видео действительно сидят, чистенькие, за столиком, и копают песок в коробке (вместо того чтобы сразу высыпать его на пол и на себя), переливают жидкости из стакана в стакан (вместо того чтобы сразу вылить их на пол и на себя), и засовывают цветные палочки в отверстия соответствующего цвета (вместо того чтобы высыпать их на пол или постараться засунуть поглубже в нос). С другой стороны, есть опросник для оценки домашней среды
HOME, который сообщает, что если у тоддлера есть более трех книжек, более одной мягкой игрушки, и вы более четырех раз в неделю выводите его на улицу, то вы достаточно хорошая мать.
Я склонна считать, что малыш Лизаветочка живет в достаточно обогащенной среде (тут секрет успеха, конечно, — иметь достаточно денег более одного значимого взрослого, чтобы они чередовались и каждый из них успевал восстанавливаться и при контакте с малышом был живо на этот контакт настроен), но вот какой вопрос меня занимает относительно раннего развития: в какой степени обучение малыша должно или не должно осуществляться по принципу "вот как научатся плавать — нальем воду в бассейн". Ну, в смысле, есть навыки, которые здоровые дети осваивают совершенно самостоятельно, разворачивая врожденную программу, и тут надо просто им не мешать и обеспечивать безопасную среду — это в первую очередь то, что они осваивают до года (ползать, сидеть, ходить). Есть навыки, которые явным образом требуют контакта со взрослыми и многократных повторений — их доля становится все больше по мере взросления ребенка, сейчас Лизавета так выучивает названия предметов, например, или постепенно проникается идеей о существовании их универсальных абстрактных признаков, таких как цвета. Вот, но кроме этого есть еще большая группа навыков, к которым есть два возможных подхода: учить целенаправленно, вкладывая усилия, чтобы ребенок освоил их чуть пораньше, или же не париться и ждать, пока он дозреет сам и освоит сам, быстро и легко. В эту категорию, по-моему, попадают примерно все навыки самообслуживания: пить из чашки, есть ложкой, одеваться и раздеваться, пользоваться горшком. Сюда же до некоторой степени относится тема с грудным вскармливанием: то ли отучать со страданиями, то ли ждать, пока самому надоест. (Отмечу тут в скобках, что в моем окружении как-то так получается, что именно холодные матери-трудоголики с оттенком РАС кормили детей по много лет, потому что это очевидно самый простой способ предоставлять им эмоциональную теплоту, одновременно читая Стивенсона).
Я всю жизнь (ну как всю, с 18 до 26 лет) страдала, что моя мама не особенно занималась со своими четырьмя детьми каким-то Развитием, считая, что главным образом им нужно много книг в доме и чтобы любили, а в остальном они как-то сами вырастут. Думала, вот, если бы со мною занимались Развитием, то я бы ого-го, то из меня бы вышел толк! А сейчас у меня Лизавета, и я в целом тоже думаю, что ей главное чтобы было много книг и чтобы любили.