MBA - Модуль "Стратегирование и самоактуализация/визионерство" - Part 1 - (Рубрика #Management)Вчерашний день целиком я провел на обучении в Сколково, где
Андрей Шишаков рассказывал в присущем ему стиле про подходы к созданию стратегии. Интересно, что я уже проходил этот модуль от Андрея в середине 2022 года, когда вопрос определения стратегии стоял довольно остро. В общем про ту программу я уже рассказывал
раньше и тогда модуль Андрея был одним из самых интересных. В этом году у нас уже третий запуск корпоративного MBA и предыдущим выпускникам можно было записаться выборочно на посещение интересным модулей и я выбрал заново сходить к Андрею и сравнить, а что поменялось за последние 2 года. Как и тогда теория и практика на модули заставляет рефлексировать относительно стратегии компании и своей личной стратегии.
Теперь немного тезисов о том, что мы вчера обсуждали
- Начали мы с изучения трех абстрарктных картин, из которых надо было выбрать ту, что нравится и дальше описать возникающую эмоцию и дать название картины
- Дальше мы перешли к обсуждению концепции базового доверия к миру Эрика Эриксона и поняли, что есть 2 диаметральных позиции "мир опасен" и "мир безопасен".
- Каждый человек находится где-то на этой шкале и это определяется генотипом (генами) и фенотипом (опытом, полученным в ходе развития). Важно понимать свое отношение к миру
- Следующей большой темой стали "нарративы" и как они влияют на людей. Ну и начали мы с рассмотрения гештальтов и разбора концепции Фредерика Перлза. Кстати, я вчера сразу заказал основную книгу Фреда "Внутри и снаружи помойного ведра"
- Для этого мы вспомнили про устройство мозга: базальные ядра, лимбическая система, кортекс. На пальцах это примерно как мозг ящерицы, коровы и человека.
- Собственно, незакрытые гештальты появляются, когда мы не прожили ситуацию до конца, например, подавили эмоции и на уровне кортекса решили, что все ок
- В итоге, гештальт по Фреду выглядит так 1) потребность, 2) пред-контакт, 3) контакт, 4) пост-контакт
- Дальше мы ушли обсуждать ценностное предложение, которое обычно мы создаем как организация. Здесь важно подумать про всех ключевых стейкхолдеров: акционеры, клиенты, сотрудники, общество. Если про кого-то забыть, то наша компания потенциально уязвима для конкурентов. Похожее ценностное предложение можно составить и на личном уровне, где надо ответить на вопросы про пользу для: ваших руководителей, сотрудников под вами, горизонтальных peers и дальше для семьи:) А мне особенно понравилась отсылка к взаимоотношениям в семье и вопросу жене вида "Дорогая, а какой у тебя со мной клиентский путь":)
- Дальше мы ушли в обсуждение создания стратегии сверху-вниз (портерианство) и снизу-вверх (ресурсники).
-
Портерианство - это подход к стратегии от
Майкла Портера, где он строит матрицу 2x2 и расссматривает размер рынка (узкий/широкий) и тип конкурентного преимущества (преимущество в затратах/преимущество в продукте). На выходе у нас получается 4 квадратика и три варианта стратегии:
-- дифференциация (лидерство в продукте) - это создание уникального продукта в своей отрасли
-- лидерство в издержках (ценовое лидерство) - это получение самого низкого уровня расходов (минимизация затрат на производство)
-- специализация (лидерство в нише) - это концентрация всех усилий фирмы на ограниченной группе покупателей
- Портерианство подходит для тех, у кого мир безопасен. Они могут планировать свою стратегию сверху-вниз и верить в то, что все пойдет по плану:) В больших корпорациях часто именно так подходят к формированию стратегии
- Ресурсный подход к построению стратегии придумал
Джей Барни. Суть в том, что тут мы идем снизу от ресурсов и компетенций, к конкурентного преимуществу, привлекательной отрасли, а дальше построению стратегии и внедрению. Интересно, что этот подход привлекателен для людей, у которых мир опасен, так как таким образом они избегают конкуренции алого океана и могут найти свою
стратегию голубого океана.
Продолжение в следующем посте.
#Management #Leadership #Processes #Strategy