Книжный куб


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Books


Рекомендации интересных книг, статей и выступлений от Александра Поломодова (технического директора в TInkoff, отвечающего за клиентские интерфейсы, маркетинг и вовлечение)

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Books
Statistics
Posts filter


Калининград (Кёнигсбе́рг)

Вчера вечером я прилетел в Калининград. Это мое первое посещение этого города, поэтому сразу после заселения в Crystal House я решил прогуляться. Рядом с отелем есть красивый парк с прудом и дорожками для прогулок и велосипедов - очень приятное место. Чуть севернее парка расположен Верхний пруд с красивыми видами и катамаранами для тех, кто хочет увидеть виды с середины пруда:) На берегу нашлось кафе-гриль "Огонек", где готовят отличное мясо и рыбу. Собственно, это кафе и стало точкой назначения, где удалось подкрепиться и двинуться обратно. Я здесь буду еще несколько дней и посещу ключевые достопримечательности, но уже могу сказать, что город мне пока нравится:)

#Travel

1.3k 0 11 10 30

MBA - Модуль "Стратегирование и самоактуализация/визионерство" - Part 3 - (Рубрика #Management)

Продолжу рассказ про модуль "стратегии и лидерства", который начал в первых двух постах: 1 и 2. Во второй день обучения мы рассмотрели много интересных моментов и я даже купил себе несколько книг, что проскакивали в обсуждении. Вот основные темы, что мы обсудили
- Концепция многоуровнего управления с такими уровнями: геополитический, суверенный/социальный, корпоративный, личный. Влиять можно на тот уровень, на котором ты оперируешь, а к уровням выше можно просто подготовиться (если уметь работать с информацией и рисками)
- The Global Risk Report 2024 - интересный 100+ страничный документ от World Economic Forum, который собран с привлечением тысяч крутых специалистов и который рассматривает риски на горизонте этого года, 2-х лет и 10 лет. Документ использует подход PESTLE анализа, в котором рассматриваются разные факторы: political, economic, social, technological, legal, environments. Потом я отдельно сделаю пост про этот интересный документ
- Geopolitical fragmentation and trade - интересная научная статья 2023 года на тему разделения мира с учетом текущих геополитических течений. В статье есть интересные предсказания
- "Следующие 100 лет: Прогноз событий XXI века" - интересная книга 2009 года политолога Джорджа Фридмана, который создал компанию Stratfor (Strategic Forecasting). Эту книгу мне уже привезли в бумаге и я даже начал ее читать. Она определенно интересно изложена и показывает модель размышлений о геополитических причинах происходящих событий. Сами предсказания частично исполнились, а частично остались версиями для альтеративных вселенных (подробнее в многомировой интерпретации или интерпретации Эверетта)
- Проблематика разрыва между поколениями в США (и не только) - бумеры до сих пор определяют потребление в США, а более молодые поколения находятся в положении, что не могут позволить себе того, что было доступно их дедушкам бесплатно (образование, медицина, ...) 🙂
- Волны Кондратьева - гипотеза о цикличности экономических индикаторов, которая говорит о том, что в развитии экономики есть фазы долгосрочных колебаний порядка 50 лет. Так как четких правил, определяющих параметры этих волн нет, то эта гипотеза не соответствует критерию фальсифицируемости Карла Поппера, так что она не тянет на научную, а скорее на религиозную:)
- ESG повестка - с нами надолго:) Можно на эту тему посмотреть ролик от Apple про Mother Nature
- Население Земли стареет и поэтому на повестке "серебрянная экономика" - можно почитать на эту тему материалы от ООН с неймингом "life expectancy index"

Вторая половина дня была посвящена личному стратегированию и анализу светлого образа руководителя в рамках концепции Глобального Юга и Глобального Севера. Определенно, это было интересно, но результаты этих размышлений о своем направлении развития каждый оставил при себе:)

В итоге, модуль про стратегию был действительно интересным. Интересно, что я проходил предыдущую версию этого тренинга 2 года назад, весной 2022 года, но тогда стратегические вещи заходили сложно, а теперь они воспринимались как надо:)

#Management #Leadership #Processes #Strategy


Why Everybody Hates Agile • Jesper Boeg • GOTO 2023 (Рубрика #Management)

Интересный доклад от Jesper Boeg, Agile/Lean Coach, который рассказывает почему все не любят Agile и agile коучей:) Слайды этой забавной презентации доступны здесь, а основные мысли, что я вынес для себя изложены ниже
- Agile has been reduced to a set of practices - вместо agile принципов теперь принято оперировать набором практик, которые и должны принести успех. Например, это циклы discovery и delivery, спринты и burndown charts, double diamonds от продактов, agile release trains, system и solution архитектуры и так далее. Дальше приверженцы разных практик воют друг с другом в религиозных войнах, упуская значимость контекста, который и придавал смысл тем практикам, которые к нему подходят
- Agile has become a monster - догматичный подход к правильному Agile (Scrum, Less, SAFe, Kanban, Scrum&Scale, Nexus, ...) извратил концепцию и мы получили монстра, но нет подтверждений того, что один из подходов всегда лучше всех остальных
- Excuses are abundant - но люди пытаются объяснить выбор канонического подхода на всю организацию по разному (если что эти объяснения - это хрень на постном масле):
-- Если процессы разные, то людям будет сложно при переходе между командами
-- Это "проверенный" метод
-- Если делать все "по книге", то мы точно будем вынуждены решать реальные проблемы
-- Если мы не будем делать все одинаково, то мы не сможем делиться найденными идеями
-- Нам надо четко зафиксировать роли и ответственность на всех уровнях
- We should not be surprised - мы не должны удивляться тому, что так происходит. Мир вокруг сложен, а мозг ленив и старается по минимуму задействовать вторую систему (подробнее рекомендую прочитать в книге Канемана "Thniking, Fast and Slow", про которую я вспоминал раньше)
- Agile gone wrong: Theory vs reality - тут автор приводит подборку тезисов, которые на практике отличаются от того, что говорит agile теория
-- Sprint commitment will ensure effectiveness - цель спринта иногда недостижима
-- ONLY Working quality software to scale counts - иногда надо сделать некачественное г**но, но быстро получить деньжат
-- Product Discovery on everything - здесь автор вспоминает Cynefin фреймворк и говорит, что для obvious и complicated не особо нужно discovery
-- Scrum Master as a full time role - но не всегда это так:)
-- и еще куча примеров:)
- Summary & advice - заканчивает автор на высокой ноте, вспомнив про основные принципы, которые важнее набора практик, которых он старается придерживаться
1. A purpose for each team
2. An outside-in organizational structure
3. Teams are empowered, self-organizing and relatively stable
4. Small batches
5. Early and continuous market, customer and end-user validation
6. End-to-end pull system
7. Operational and technical excellence
8. Modern leadership

Но также упомянул, что
- Структура бизнеса важна
- Стартовый набор практик важен, но его стоит использовать с умом и сразу объяснять почему та или иная практика полезна в текущем контексте
- И если приходится заниматься change management, то не стоит менять все сразу:)

#Management #Processes #Leadership #Agile #Philosophy


Спектакль "Мойдодыр" в театре "Домик Фанни Белл" (Рубрика #Culture)

Были сегодня с женой и младшим сыном на представлении по мотивам Мойдодыра Чуковского в этом небольшом театре, что расположен в саду Баумана. Этот театр дает камерные представления для маленьких зрителей, которые сидят на подушках прямо у сцены, а родители сидят на стульчиках сзади. Артисты, которых обычно не больше трех, выступают прямо перед детишками и активно взаимодействуют с ними: задают вопросы куда побежал немытый трубочист или даже помогают его умывать при помощи только что выданных губок. Параллельно самой истории детей учат правильно гигиене, а точнее как правильно умываться, а также рассказывают как делать разминку как крокодил, что неряху чуть не проглотил. В общем, если изначально я не мог понять как растянуть этот стих на целых полчаса, то побывав на представлении я все понял:)
Рекомендую этот театр для тех, у кого есть маленькие дети.

P.S.
Я уже рассказывал про этот театр "Домик Фанни Белл", когда говорил про спектакль "Щелкунчик", на котором мы были с детишками перед Новым Годом.

#Theater #ForKids #ForParents #Culture


Вовка в Тридевятом царстве. Сказки (Рубрика #Kids)

Недавно с женой купили младшему сыну забавную книгу сказок из нашего детства. Сказки в книге адаптированы под формат комиксов и туда входят три сказки разных трех авторов, а иллюстрации сделал художник А. Савченко
- «Вовка в Тридевятом царстве» В. Коростылёва - мультик 1965 года, в котором советский школьник попадает в сказочную страну лентяем, который не желает работать. Путешествую по сказке на его пути попадаются Двое из ларца, одинаковых с лица, которые за него все делают (даже едят), правда, делают это не очень хорошо. Именно это его заставляет взять работу в свои руки и начать работать руками по книге "Сделай сам". В общем, это хорошая мотивирующая сказка.
- «Петя и Красная Шапочка» В. Сутеева - мультик 1958 года, в котром советский школьник попадает в сказку про Красную шапочку. В этой альтернативной версии сказки Петя как пионер пытается спасти бабушку и внучку и предупреждает их о грозящей беде. Прячет бабушку, подменяет красную шапочку и сам бьется с волком до прихода охотников. В общем, волк оказывается повержен, а все мирные жители цели, а Петя всех спас:)
- «Коза-дереза» А. Тимофеевского - мультик по мотивам народной сказке про козу-манипуляторшу:) Купил дед козу на базаре, привел домой, а она дальше начала настраивать деда и бабку против других зверей: петуха и зайца, устраивая подставы. Но потом все вскрылось и дерезу вывели на чистую воду.

В общем, сказки сами по себе крутые, а книжка их упаковывает в тот формат, который удобно читать детям перед сном - по-крайней мере, наш самый маленький часто выбирает почитать перед сном "Вовку". Так что я могу рекомендовать эту книгу родителям:)

#ForKids #ForParents #Tales


Новый офис на Белорусской

После переезда нашей компании в новый офис у меня теперь новый вид из окна - теперь я вижу крупную железнодорожную станцию:) Этот вид отлично подошел бы Шелдону Куперу из "Теории Большого взрыва", который любил железнодорожный транспорт. Я конечно не Шелдон, но мне тоже иногда нравится постоять в кабинете и подумать, глядя на подъезжающие и отъезжающие поезда. Иногда после этого приходят интересные мысли, которые можно превратить в очередную схему на электронной доске или какой-то осмысленный текст в wiki/jira/почте/tg:)


MBA - Модуль "Стратегирование и самоактуализация/визионерство" - Part 2 - (Рубрика #Management)

Продолжая первый пост на тему модуля про стратегию, расскажу что мы еще успели обсудить вчера
- После портерианства и ресурсников мы вспомнили Нортона и Каплана и их систему сбаалансированных показателей (balanced scorecard). Эта концепция появилась в 90-х годах и позволила показывать бизнес с четырех сторонах: финансы, сотрудники, клиенты, организация/процессы
- Дальше мы продолжили говорить про нарративы, которые позволяют двигать вперед компании. В плане изучения нарративов можно почитать книгу Владимира Проппа "Морфология волшебной сказки", в которой он рассказывает о том, что все волшебные сказки по сути состоят из ограниченного набора паттернов, которые выстраиваются в определенном порядке. Это позволяет сказке доносить свой метафорический смысл до слушателей. Так и нарративы, которые мы создаем позволяют нам направлять стратегию как свою, так и людей в компании:) Кстати, про книгу Проппа я уже рассказывал и рекомендовал ее почитать
- После этого мы вспомнили про отношение к успеху в обществе и что оно определяется религией, а христианство (католичество и православие) не очень про успех, а больше про превозмогания и страдание. Но вот протестанство и старообрядчество в этом плане как раз отличаются от мейнстрима в сторону того, что там быть успешным это ок:)
- Дальше мы перешли к занятию с прямым стратегированием насчет своих планов на 5 и 10 лет. Суть была в том, чтобы выбрать 2 основных вызова, дальше выбрать 2 крайние альтернативы в этиъ вызовах, а потом построить матрицу 2x2 и нанести на нее расширяющиеся квадраты: меньший для текущего момента, побольше для будущего через 5 лет и самый большой для будущего через 10 лет. А дальше попробовать выбрать то, а где ты хочешь оказаться через 10 лет, потом понять а где ты будешь через 5 лет. А дальше проанализировать как должно выглядеть развитие событий для попадания в цель:)
- Интересно, что для того, чтобы так строить стратегию надо понимать, что восприятие успеха зависит от двух факторов: рационального и эмоционального. Про первый помнят многие, когда ставят себе амбициозные цели, а вот про эмоциональную часть забывают. В итоге, можно достичь всех атрибутов успеха, но оказаться глубоко несчастным человеком. То упражнение, что мы делали позволяло пойти не просто от рацион, но и попробовать подключить эмоциональное восприятие.
- Прикольно было обсудить как настраиваться на встречи через трио
-- Что у меня сейчас с телом, как себя чувствую (базальные ядра)?
-- Что у меня сейчас с эмоциями (лимбическая система)?
-- Какое у меня намерение сейчас (кортекс)?
- Интересно было посмотреть на стратегию со стороны работы терапии и коучинга, а также прошлого и будущего
-- Прошлое - с ним работают терапевты
-- Будущее - с ним работают коучи
-- Настоящее - а тут поляна для религии, когда настоящий момент стараются сделать более полным и растянуть в молитву или медитацию
- Финальная часть вчерашнего дня была посвящена самоакутализации и вопросам вида
-- Кто я?
-- Откуда я?
-- Куда мне?
-- Зачем все?
- И тут пригодился Эфроимсон и его импрессинг, который говорит про информационное воздействие, ранние и сверхранние впечатления детства, которые определяют мотивы и направление деятельности личности на всю жизнь, формируют интересы, шкалу ценностей, и при позитивном влиянии средовых факторов приводят к значительным достижениям в той или иной области. Круто, если удается вспомнить а что это были за воздействия - это позволяет понять почему нас так тянет к определенным видам деятельности.
- Ну и в конце мы сели писать эссе про то, как бы мы отмечали свой 70-летний юбилей: где, с кем, в какой обстановке, и так далее. Очень интересное упражнение для того, чтобы подумать над своим будущим.

В общем, вчерашний день был очень интересным, а про сегодняшнее продолжение я напишу уже в следующий раз.

#Management #Leadership #Processes #Strategy


MBA - Модуль "Стратегирование и самоактуализация/визионерство" - Part 1 - (Рубрика #Management)

Вчерашний день целиком я провел на обучении в Сколково, где Андрей Шишаков рассказывал в присущем ему стиле про подходы к созданию стратегии. Интересно, что я уже проходил этот модуль от Андрея в середине 2022 года, когда вопрос определения стратегии стоял довольно остро. В общем про ту программу я уже рассказывал раньше и тогда модуль Андрея был одним из самых интересных. В этом году у нас уже третий запуск корпоративного MBA и предыдущим выпускникам можно было записаться выборочно на посещение интересным модулей и я выбрал заново сходить к Андрею и сравнить, а что поменялось за последние 2 года. Как и тогда теория и практика на модули заставляет рефлексировать относительно стратегии компании и своей личной стратегии.

Теперь немного тезисов о том, что мы вчера обсуждали
- Начали мы с изучения трех абстрарктных картин, из которых надо было выбрать ту, что нравится и дальше описать возникающую эмоцию и дать название картины
- Дальше мы перешли к обсуждению концепции базового доверия к миру Эрика Эриксона и поняли, что есть 2 диаметральных позиции "мир опасен" и "мир безопасен".
- Каждый человек находится где-то на этой шкале и это определяется генотипом (генами) и фенотипом (опытом, полученным в ходе развития). Важно понимать свое отношение к миру
- Следующей большой темой стали "нарративы" и как они влияют на людей. Ну и начали мы с рассмотрения гештальтов и разбора концепции Фредерика Перлза. Кстати, я вчера сразу заказал основную книгу Фреда "Внутри и снаружи помойного ведра"
- Для этого мы вспомнили про устройство мозга: базальные ядра, лимбическая система, кортекс. На пальцах это примерно как мозг ящерицы, коровы и человека.
- Собственно, незакрытые гештальты появляются, когда мы не прожили ситуацию до конца, например, подавили эмоции и на уровне кортекса решили, что все ок
- В итоге, гештальт по Фреду выглядит так 1) потребность, 2) пред-контакт, 3) контакт, 4) пост-контакт
- Дальше мы ушли обсуждать ценностное предложение, которое обычно мы создаем как организация. Здесь важно подумать про всех ключевых стейкхолдеров: акционеры, клиенты, сотрудники, общество. Если про кого-то забыть, то наша компания потенциально уязвима для конкурентов. Похожее ценностное предложение можно составить и на личном уровне, где надо ответить на вопросы про пользу для: ваших руководителей, сотрудников под вами, горизонтальных peers и дальше для семьи:) А мне особенно понравилась отсылка к взаимоотношениям в семье и вопросу жене вида "Дорогая, а какой у тебя со мной клиентский путь":)
- Дальше мы ушли в обсуждение создания стратегии сверху-вниз (портерианство) и снизу-вверх (ресурсники).
- Портерианство - это подход к стратегии от Майкла Портера, где он строит матрицу 2x2 и расссматривает размер рынка (узкий/широкий) и тип конкурентного преимущества (преимущество в затратах/преимущество в продукте). На выходе у нас получается 4 квадратика и три варианта стратегии:
-- дифференциация (лидерство в продукте) - это создание уникального продукта в своей отрасли
-- лидерство в издержках (ценовое лидерство) - это получение самого низкого уровня расходов (минимизация затрат на производство)
-- специализация (лидерство в нише) - это концентрация всех усилий фирмы на ограниченной группе покупателей
- Портерианство подходит для тех, у кого мир безопасен. Они могут планировать свою стратегию сверху-вниз и верить в то, что все пойдет по плану:) В больших корпорациях часто именно так подходят к формированию стратегии
- Ресурсный подход к построению стратегии придумал Джей Барни. Суть в том, что тут мы идем снизу от ресурсов и компетенций, к конкурентного преимуществу, привлекательной отрасли, а дальше построению стратегии и внедрению. Интересно, что этот подход привлекателен для людей, у которых мир опасен, так как таким образом они избегают конкуренции алого океана и могут найти свою стратегию голубого океана.

Продолжение в следующем посте.

#Management #Leadership #Processes #Strategy


Бизнес-линии, сервис-линии и платформы @ T-Bank - Part I - (Рубрика #Management)

Достаточно давно я не писал про менеджмент и решил исправиться, написав про структуру Т-Банк:) Наша компания устроена федеративно: разные подразаделения работают достаточно независимо для достижения общих целей компании. Большая часть подразделений относится к одному из трех типов: бизнес-линии, сервис-линии, платформы, которые сильно отличаются друг от друга. А для руководителя важно понимать в каком типе подразделения он работает.

1) Бизнес-линии - характерной особенностью такого подразделения является продукт, который предоставляется внешним клиентам (продукт может быть разных типов: b2c, b2b, b2g, b2b2c, ...). У продукта обычно есть план развития и продуктовые метрики, а также PnL (profit and losses). Такое подразделение похоже на мини-компанию внутри большой компании. Примерами бизнес-линий могут быть: банк физлиц и отдельные продукты внутри (дебетовые, кредитные, ...), банк для юрлиц и отдельные продукты внутри (РКО, бухгалтерия, ...), инвестиции, страховая и так далее. В нашей схеме у таких бизнес-линий есть собственные бизнесовые руководители (CPO) и их ребята в виде продактов и бизнес-аналитиков, а также собственные технические руководители (CTO) и вся структура IT команд под ними. В идеальном случае бизнес и IT выровнены по целям и используют какой-то фреймворк для каскадирования целепологания по всем уровням.

2) Сервис-линии - такие подразделения оказывают некоторый сервис, который необходим бизнес-линиям для эффективной работы. Такой сервис часто проще строить централизованно и получать эфффект экономии на масштабе. Также очень важно, что в сервис-линиях часто концентрируется некоторый важный ресурс, который надо уметь использовать совместно и не допускать эффекта трагедии общих ресурсов (tragedy of the commons). Поэтому снаружи сервис-линия для бизнес-линий выглядит как некоторый интерфейс, куда они приходят за сервисом, который предоставляется с определенным уровнем качества. Внутри же сервис-линия часто состоит из какого-то набора специалистов, которые в рамках операционной деятельности оказывают сервис. Деятельность этих сециалистов автоматизируется командой разработки этой сервис-линии и на выходе получается большое количество инструментария, который позволяет оказывать сервис эффективнее. Для сервис линии важно уметь считать косты, которые аллоцируются на бизнес-линии, которым оказывается этот сервис. А вот profit часть здесь считается сложнее, но обычно есть матмодельки, которые показывают как его можно оценить:) Например, для онлайн-привлечения затратами являются траты на ФОТ сотрудников, рекламу, а прибыль считают из моделей NPV продукта, куда привлекают пользователей или LTV привлеченного клиента (этот подход посложнее NPV).

3) Платформы - такие подразделения создают продукты для внутренних пользователей. Характерной особенностью таких продуктов является возможность использования их в формате self-service. Самым ярким представителем таких платформ является IDP (internal developer platform), которая направлена на инженеров внутри компании, которые создают цифровые продукты. На тему IDP можно почитать whitepaper от CNCF и мой разбор в трех частях: 1, 2 и 3. Платформа бывает представлена в виде коллекции возможностей, что определены и представлены в соотоветствии с потребностями пользователей платформы. Здесь важно, что все эти возможности интегрированы вместе и предоставляют возможность выполнять типичные сценарии пользователей платформы. Помимо IDP бывают и более высокоуровневые платформы, которые предоставляют возможность использовать платформу в формате as a Service или развернуть для себя какую-то часть сервисов платформы, если коммунальная версия почему-то не подходит.

Интересно, что большая часть моей деятельности в Т-Банке связана с автоматизацией сервис-линий, а иногда и переход от сервис-линии к платформе. Дальше я поделюсь своими примерами из практики и покажу как тип подразделения диктует некоторую стратегию развития и цели для команд:)

#Management #Leadership #Software #Processes


Выезд на биостанцию Чашниково (Рубрика #Kids)

Был в эти выходные с семьей на биостанции в Подмосковье на экскурсии, что организовывали ребята из канала "Путь открытий". Собственно Настя, моя жена, нашла эту экскурсию и заинтересовала всех наших детей колонией голых землекопов, которые водятся на этой биостанции, бывшей закрытой лаборатории биофака МГУ:) Мы приехали туда за полчаса до начала экскурсии и успели погулять по территории, а потом нас встретил заведующий, физиолог животных Рустам Бердиев и начал свой рассказ
- Про медведицу Машу, которая с 2007 года живет при биостанции, так как в те времена на биостанции реабилитировали диких животных (но это уже в прошлом)
- Про выращивание личинок, жуков, саранчи на продажу как корм другим животным
- Про лабораторных мышей и крыс, которых там выращивает на эксперименты для биофака МГУ
- Про колонию голых землекопов, которая и является звездой программы и расположена на втором этаже и обычно находится в темноте, так как землекопы похожи на кротов в своей любви к пребыванию под землей

В общем, хороший получился выезд ... и острые впечатления от вида таких насекомых и животных, которые пугают Настю:)))

#ForKids #ForParents

10 last posts shown.