нецентральная азия


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Edutainment


по всяческим вопросам @talktomehereandthere_bot

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Edutainment
Statistics
Posts filter


красивейшая мечеть Ходжа Зайнуддина в Бухаре, начало XVI века. чуть побледневшие росписи купола и ниш, растрескавшийся деревянный потолок айвана. радостно, что её не зареставрировали пока что.


Архитектура эпохи развитого капитализма: Ташкент

Уже несколько лет коллеги по цеху архитектуроведения бьются над вопросом, как нам обозначать стилистические поиски в архитектуре постсоциалистических стран последних 30 лет. Вроде бы обычный «постмодернизм»? «Капром», от слова «капиталистический романтизм»? Что-то иное? Впрочем, какая разница, как назвать, если можно это рассматривать.

В ташкентском капроме можно выделить следующие черты: 1) довольно свободный подход к формообразованию: всё мешается со всем и ничто друг другу не противоречит. 2) Предпочтение часто отдаётся распластанным сложным и оттого плохо читаемым со стороны планам – видимо, много свободного места. 3) Любовь к отдельным материалам, очевидные фавориты: белый/цветной алюкобонд и синие стекла, быстро теряющие товарных вид. 4) Редкое желание вписаться в окружающий городской ландшафт. В скромной подборке – пять зданий, вызывающих у меня противоречивые чувства, от искреннего удивления, переходящего в восхищение, до бессловесного замешательства.

1) Моё без шуток любимое здание – офис Hyundai на ул. Шахрисабз. Оно игриво изгибается стеклянной дугой, объединяющей два цилиндра. Изюминка проекта – порталы, напоминающие гигантские продольные разрезы классического карниза, приставленные к цилиндрам. Как это придумалось? Искренняя любовь к классике? Необходимость эффектно вписаться в участок, вторя изгибу улицы? Завис автокад?

2) Magic City – отдельный ташкентский феномен, где сочетается безудержное торжество консьюмеризма и горечь благоустройства, отданного городом в частные руки. В парке, ставшим торгово-развлекательным комплексом, легко затеряться между амстердамским домиком, египетской стеллой, замком Диснея и миниРегистаном. Реально магия. Всё это служит торговым павильоном. Методологически меня занимает вопрос: как работает архитектурная копия? Почему именно она исторически, вот уже лет 200, повсеместно используется для торговых и выставочных функций?

3) Национальная библиотека им. Алишера Навои на проспекте Навои – здание два-в-одном, с одной стороны вход в библиотеку, с другой – в музыкальный зал. Это здание мне слишком дорого сотней проведенных там часов, но мне сложно не отметить его довольно неудачную для нужд библиотеки планировку со множеством закутков и маленьких комнаток. А так, классика: пластиковые колонны, синие окна.

4) Центральный банк на ул. Каримова сдержан и благороден, всё же положение обязывает. В его вытянутой вверх композиции, подчеркнутой тягами эркеров, читается оммаж архитектуре ар деко в духе это не шутки, а ранний Манхэттен. В стеклянных выступах обычно прятались шахты лифтов. Жалко, что завершается здание не очень выразительной коробкой.

5) Изящный Интерпол на ул. Раджаби – а даже и не скажешь, что такое серьезное заведение! Ажурная золотистая решетка служит легкой оправой роскошной синеве стекла. На цилиндре покоится куб, а на кубе – купол. Говорит такая композиция, конечно, об устойчивости и прозрачности.
(фото выше!)




Игра с расположением строк текста в некоторых бухарских рукописях XIX века (схемы).
Из книги Э. Исмаиловой «Искусство оформления среднеазиатской книги XVIII-XIX веков».


Мой небольшой, но дорогой сердцу текст – минитизер будущей диссертации. Он посвящен закулисью архитектурного конкурса на постройку административного комплекса на Красной площади в Ташкенте в 1945 году.
SICE Blog Венской академии наук – замечательный ресурс благодаря компании авторов и текстов, все из которых советую к прочтению!
(с телефона едут картинки и сноски)


Коллекция ковров в венском Museum für angewandte Kunst (MAK) из разных империй – Османской, Могольской, Сефевидского и Каджарского Ирана. Европейские мануфактуры тоже есть. Сейчас зал перемонтируют. По замыслу авторов, парящая развеска обладает сопоставительной функцией через века и расстояния.

Покопаться в коллекции можно и онлайн тут!


самое интеллектуально вызывающее и вдохновляющее приключение этого лета – SICE summer school.


небольшой анонс для жителей Москвы – редкий и прекрасный шанс увидеть то самое интересное и живое, что происходило и происходит в Ташкенте в мире независимого кино и вокруг. ЧЕТЫРЕ события, которые устраивает дорогой друг Лёша Артамонов.

Целая программа в Гараже – «Кино- и видеоархеология: экспериментальный кинематограф Узбекистана».

27 июня (сегодня!) – артист-ток Олега Карпова «Архивомания: попытка "дилетантского" собирания как практика сопротивления» и показ отдельных работ. О, вы бы видели домашний архив Олега Юрьевича! Это просто что-то невероятное. Если при слове «домашний архив» у вас тоже начинают трястись руки, сходите обязательно.

29 июня – кинопоказ «Шорохи культурного арьергарда: программа видеоарта Узбекистана». Это ретроспектива фильмов ташкентского фестиваля videoART.uz 2000-2010-х. Я видела её в разных комбинациях, и в этом кино неизменно подкупает его истинно панковский дух и веселость, параллельная всему миру.

30 июня – кинопоказ «Реставрация сновидений: пионеры экспериментального кино Узбекистана». Это ретроспектива Анжелы и Дмитрия Трофимовых. Отчасти она была показана в Москве и Петербурге в том году. Совершенно чарующее, заколдовывающее кино.

А также 28 июня в кинотеатре «Ноябрь» отдельный показ «Экспериментальное кино Центральной Азии» – очень разнообразная и богатая программа кино, что мы смотрели в апреле.


букинистическая находка – первый ташкентский сборник Александра Файнберга, изданный в 1965 году «Ёш Гвардией» (какая обложка!) и летнее стихотворение оттуда.


Про фарфор я только начала! Хочется теперь переключиться на советский период. Самое раннее, что есть у меня не в повторениях, – «Узбечка с дутаром» производства Городницкого фарфорового завода (Украинская ССР). Вещь достаточно салонная, основательная и красивая. Авторы книги «Украинский художественный фарфор советского периода» относят её к 1940-м годам, авторство модели не известно. Фигурка очень в духе времени. Вообще 1940-е, «высокий сталинизм», как мне кажется, за редким исключением мало рассматривают как искусство, всерьез заслуживающее внимания. Тем более такие массовые формы как фарфоровые фигурки. Хотя именно они были буквально «вхожи в каждый дом», ну а в более поздние годы особенно. Городницкий «Петушок»или «Алёнушка» так точно многие припомнят в серванте если не в своем, так у родственников. В Городнице «национальная тема» была совсем не центральной (припомнить можно ещё «Мальчика с арбузом», 1950-е), как и везде, больше всего производили анималистические и разные сюжетные фигурки.


работаю над небольшим текстом про путеводители по Центральной Азии в разные периоды – очень нравятся дизайны этих серийных брошюрок-путеводителей 1960-1970-х годов про отдельные памятники Узбекистана.


с момента, когда услышала впервые на уроке физической географии, как сейчас помню, в 7 классе, название «Кара-Богаз-Гол», оно меня очень манило. да и само существование такого гигантского и мелкого соляного залива [Каспийского моря], который иногда почти полностью исчезает, а потом появляется снова, который пытались нелепо контролировать дамбами и проливами, кажется удивительным. на днях перелетая днём безоблачно Каспий, я его наконец увидела – сверху. что может быть и не так уж плохо, ведь я смогла охватить его взглядом. даже с высоты можно было разглядеть, и я этим любовалась, сколько нежных оттенков есть у воды и соли: сиреневый, розовый, лиловый, зеленоватый, терракотовый, молочный. хотелось бы увидеть и оттуда, снизу, когда-нибудь.
презренный вид фотографий – из окна самолета.



13 last posts shown.