Немного науки.
Про подростков, успеваемость и тревожность.
Исследовали: 183 подростка в возрасте 11-14 лет учащихся 6-8 гимназических классов общеобразовательной школы г. Москвы.
Средний возраст мальчиков составил 12,7+0,9 лет, у девочек – 12.9+0,9 лет.
Методики: Набор психометрических тестов включал тесты оценки тревожности Ч. Спилбергера, Филлипса, степени выраженности эмоциональной неустойчивости и экстраверсии (подростковый тест Г.
Айзенка), а также агрессивности (тест Басса -Дарки). Электрофизиологический метод компьютерной оценки энергетического
метаболизма мозга заключался в регистрации уровня постоянного потенциала (УПП) головного мозга на аппаратно-программном комплексе «Нейроэргометр».
Результаты:1. Школьная тревожность (тест тревожности Филипса) по большинству показателей выше у девочек.
Личностная тревожность выше у девочек. Более низкая самооценка у девочек. Оценки по нейротизму (эмоциональной неустойчивости) достоверно выше у девочек.
2. Индексы агрессивности, отдельно суммирующие показатели агрессивных реакций, агрессивность и проявления враждебности, выше у мальчиков.
Но только значения физической агрессивности, которая также выше у мальчиков, и угрызения совести, более выраженной у девочек.
3. Относительно школьных оценок следует отметить, что девочки по всем 15 предметам, за исключением физкультуры, по успеваемости
опережают мальчиков. И только по алгебре, химии и английскому языку не наблюдается достоверной значимости различий.
4. У девочек в группе с низкой тревожностью средние показатели
успеваемости по всем предметам выше, чем школьные оценки в группах со средней и высокой выраженностью общей школьной
тревожности.
5. У мальчиков школьные оценки в группах с разным уровнем общей школьной тревожности имеет иное распределение в зависимости от
степени тревожности. В большей части прослеживается их пересечение. По нескольким предметам более низкие оценки
наблюдаются в группе с низкой тревожностью. В группах со средней и высокой тревожностью школьные оценки либо близки и выше, либо
снижаются в подгруппе с высоким уровнем общей школьной тревожности.
6. Наибольший средний балл по успеваемости имеют девочки с высокой степенью устойчивости к стрессу и с наименьшим уровнем школьной тревожности.
Напротив, у мальчиков, наилучший балл имеет место у более тревожных и более чувствительных к стрессу.
Вывод: Результаты исследования свидетельствуют о том, что психоэмоциональные особенности учащихся средних школ играют значительную роль в их успеваемости. В частности, результаты показывают, что для девочек низкий уровень школьной тревожности связан с лучшими показателями успеваемости, тогда как высокий уровень тревожности связан с худшими академическими результатами.
Напротив, у мальчиков более высокие общие академические баллы наблюдаются в группе с высокой тревожностью.
Конечно, на конференции
"Нейропедагогика" мы обязательно предложим варианты работы с тревожностью и с точки зрения науки, и с точки зрения практики. Про науку доступно - это у нас! #Академиянейрообразования
Источник: Боравова А.И. Соотношение между гендерными психоэмоциональными характеристиками и школьной успеваемостью в раннем подростковом возрасте/Ассиметрия, М, 2024, №1. С. 19-30.