Вопрос №11
Появилась такая неприятная для меня ситуация на работе, а недавно я узнала, что для этого есть хороший термин (минимум слов, а очень ёмко отражает суть) - менсплейнинг.
Я задаю рабочий вопрос руководителю непосредственному, а он начинает отвечать настолько развернуто (местами действительно игнорируя обратную связь, мне эти сведения уже известны), что я могу слушать его речь пол часа (места для комментариев моих не остаётся). Причем, как ёмко указано в определении, в патронизирующем тоне, как, знаете, мудрый родитель, который мне пытается передать свой невероятный опыт. Справедливости ради: среди этой тонны слов он действительно часто говорит что то ценное, но мне хотелось бы как то уйти от этой позиции, как будто он мой родитель, а я дитя несмышленное. Например, он отвечает на мой вопрос, а потом задевает тему смежную и спрашивает "Вот как ты думаешь, как сделать это?" Я сходу не могу ответить, мне надо поискать решение, я и говорю "Мне нужно подумать", а он тут же следом "Давай я облегчу тебе задачу" - и тут же решение.
Как этикетно сохранить пиетет "начальник-подчиненный", но уйти от вот этого состояния, когда руководитель как будто намеренно пытается встать в позицию твоего родителя?
И как уйти, если то же самое пытается делать коллега?
Ответ:
С коллегой всё просто, любому коллеге можно сказать «уважаемый коллега, не нужно разговаривать со мной, как с ребёнком, я такой же специалист, как и ты». И это будет в рамках этикета.
А вот с руководителем уже сложнее, потому что помимо этикета существует субординация. То есть каждый находится на своем месте внутри системы и ведет себя соответственно занимаемому месту. Так, подчиненный слушает руководителя. Потому что мы всегда слушаем тех, кто несет ответственность за результат. В теории это как раз руководитель, хотя практика иногда с ней может расходиться.
То есть сказать руководителю «чувак, я не маленькая, давай по делу» вы не можете, даже если прибавите в конце фразы «пожалуйста». Если мы говорим об этикете, то предполагается, что вы подстраиваетесь под его манеру, слушаете, киваете, вычленяете главное. Когда его заносит, думаете о своём.
Но можно поступить иначе, найти такой вариант ответа, который отобьёт у вашего руководителя охоту вас учить. Как вариант: он долго что-то объясняет. Вы в ответ: большое спасибо за объяснения. И перечисляете всё, что он вам рассказал. И вот за это спасибо. И за это тоже. Как вот я бы без вас справилась, я вообще не представляю.
Я не обещаю, что этот метод сработает, но надежда есть. Потому что вы перехватите инициативу и уже ему придется вас слушать. А он такое точно не хочет. Так что есть вероятность, что если вы будете каждый раз такую реакцию выдавать, он начнет избегать долгих бесед с вами.
Вариант номер два: сидеть с ручкой, всё записывать. В конце лекции задолбать его вопросами. Тупыми и не очень. Но надо, чтобы они были максимально занудными. А вот сейчас вы сказали вот это. Но в прошлый раз вы сказали вот то. Здесь сложно то, что вам придется быть занудой на самом деле. Всё запоминать/записывать. Задача сложная.
Но вы можете подумать и подобрать более подходящий вариант, потому что вы знаете ситуацию изнутри. Ваша задача в любом случае: максимально его задолбать и при этом показать, что вы очень ответственный и старательный работник. Чтобы формально к вам невозможно было придраться вообще. Обычно в таких случаях эти руководители находят себе новую жертву.
***
Всё на сегодня, дорогие любители этикета!
Мы с котами желаем вам хороших выходных.