Какие страны можно считать полноценными
#геостратегия
Речь будем вести о сухопутных (практически все современные) и морских странах / державах. Для сетевых стран / держав и проектов надо описывать отдельную модель, так как различия существенны. Важнейшими элементами стран являются население и пространства и/или потоки. Привязка к территории очень сильно ограничивает, так как в современном мире к вопросу надо подходить широко, включая не только понятные вещи, вроде акватории, шельфов, воздушного и космического пространства, но и ментальное поле.
Сухопутные страны уделяют основное внимание основной территории, морские – стратегическим точкам на карте (проливы, каналы, порты и др.). Общим элементом для всех стран является общественная сфера, население (см. рисунок). Если этого нет, то в лучшем случае получается хрупкое образование, которое называть страной / государством не совсем корректно, более верно - конгломерат стран, колония, племенные территории и т.д. Любой сильный кризис ведёт к вырождению и распаду, так как нет основы, стержня.
Можно выделить набор характеристик на которые государство должно иметь полную и бесспорную монополию (см. рисунок): насилие / применение силы внутри, система управления и налоги. Если чего-то из этого нет, то можно смело говорить о зависимом, неполноценном государстве. Также можно выделить требования, что государство должно контролировать естественные производственные силы (природные ресурсы, энергетику, инфраструктуру и т.д.), не в смысле владеть, а иметь возможность произвольно менять правила игры и законы, т.е. никаких соглашений о разделе продукции и им подобных колониальных принципов. Важен контроль финансово-экономической и монетарной политик.
Если чего-то из перечисленного нет, то корректно говорить об ограниченном суверенитете страны, если нет очень многого, отсутствует возможность и воля улучшить положение, тренды негативны, то смело констатируем – failed state. Между полноценной, независимой, субъектной страной и несостоявшейся страной очень много промежуточных положений. Глобалистская политика Фининтерна / США планомерно работала над разрушением институтов и переводу всех стран в состояние failed state.
Распад глобального мира дал шанс, негативные тренды ослабли, давление ушло, кто может, запускает процессы суверенизации. Однако, большинство еще не поняло и/или уже неспособно понять происходящих изменений, так как сломлены психологически, лишились воли. Они по инерции, добровольно и с песней ползут на кладбище истории, даже без чуткого контроля надсмотрщика. В отношении этих стран нужна будет длительная терапия, словно дело происходит с жертвами тоталитарной секты.
Ключевым отличием державы от страны / государства является потенциал, способность и воля проецировать свою силу вовне, проводя вооруженную, экономическую и/или ментальную экспансию. Таких сил в современном мире еще меньше, все они претендуют на субъектность (метрополия панрегиона или региональная держава), ключевые разобраны подробно в книге (см. содержание), потенциальные региональные державы будут во втором томе, где детально разбираются большие регионы.
И, да, в следующий раз разберём одно очень нетипичное государство, которое ошибочно считают движением – «Талибан»* (* - запрещено в России), что является продолжением линии «кочевых держав» и много больше заслуживает звания страны, чем большинство членов ООН…)))
#геостратегия
Речь будем вести о сухопутных (практически все современные) и морских странах / державах. Для сетевых стран / держав и проектов надо описывать отдельную модель, так как различия существенны. Важнейшими элементами стран являются население и пространства и/или потоки. Привязка к территории очень сильно ограничивает, так как в современном мире к вопросу надо подходить широко, включая не только понятные вещи, вроде акватории, шельфов, воздушного и космического пространства, но и ментальное поле.
Сухопутные страны уделяют основное внимание основной территории, морские – стратегическим точкам на карте (проливы, каналы, порты и др.). Общим элементом для всех стран является общественная сфера, население (см. рисунок). Если этого нет, то в лучшем случае получается хрупкое образование, которое называть страной / государством не совсем корректно, более верно - конгломерат стран, колония, племенные территории и т.д. Любой сильный кризис ведёт к вырождению и распаду, так как нет основы, стержня.
Можно выделить набор характеристик на которые государство должно иметь полную и бесспорную монополию (см. рисунок): насилие / применение силы внутри, система управления и налоги. Если чего-то из этого нет, то можно смело говорить о зависимом, неполноценном государстве. Также можно выделить требования, что государство должно контролировать естественные производственные силы (природные ресурсы, энергетику, инфраструктуру и т.д.), не в смысле владеть, а иметь возможность произвольно менять правила игры и законы, т.е. никаких соглашений о разделе продукции и им подобных колониальных принципов. Важен контроль финансово-экономической и монетарной политик.
Если чего-то из перечисленного нет, то корректно говорить об ограниченном суверенитете страны, если нет очень многого, отсутствует возможность и воля улучшить положение, тренды негативны, то смело констатируем – failed state. Между полноценной, независимой, субъектной страной и несостоявшейся страной очень много промежуточных положений. Глобалистская политика Фининтерна / США планомерно работала над разрушением институтов и переводу всех стран в состояние failed state.
Распад глобального мира дал шанс, негативные тренды ослабли, давление ушло, кто может, запускает процессы суверенизации. Однако, большинство еще не поняло и/или уже неспособно понять происходящих изменений, так как сломлены психологически, лишились воли. Они по инерции, добровольно и с песней ползут на кладбище истории, даже без чуткого контроля надсмотрщика. В отношении этих стран нужна будет длительная терапия, словно дело происходит с жертвами тоталитарной секты.
Ключевым отличием державы от страны / государства является потенциал, способность и воля проецировать свою силу вовне, проводя вооруженную, экономическую и/или ментальную экспансию. Таких сил в современном мире еще меньше, все они претендуют на субъектность (метрополия панрегиона или региональная держава), ключевые разобраны подробно в книге (см. содержание), потенциальные региональные державы будут во втором томе, где детально разбираются большие регионы.
И, да, в следующий раз разберём одно очень нетипичное государство, которое ошибочно считают движением – «Талибан»* (* - запрещено в России), что является продолжением линии «кочевых держав» и много больше заслуживает звания страны, чем большинство членов ООН…)))