Сегодня я дочитал двухтомник Ольги Небелицкой: "Соната с речитативом" и "Время жестоких чудес". Как я уже писал некоторое время тому назад, Ольгина первая книга обладает одним серьезным недостатком: от неё невозможно оторваться. Новый двухтомник такой же. По сути это один роман (по крайней мере я не заметил в конце первого тома смысловой точки - разве что точку с запятой). И этот роман я прочитал за неделю с небольшим, пару раз просидев с книжкой буквально до рассвета.
О чем это? Я не филолог, не литературовед, но где-то читал, что во всей мировой литературе есть всего четыре сюжета, а все написанные книги являются вариациями на один или несколько из них. Полагаю, что и с темами примерно так же. О чем вся мировая литература? О власти, о смерти и желании бессмертия, о любви и прощении, о долге, об обретении человеком себя самого... Все это есть в романе Небелицкой в гармоничных пропорциях.
Если же говорить более предметно, то скажу так. Хотя действие происходит в альтернативной реальности 2004-2005 годов и в романе нет никакой пандемии, тем не менее, эта книга несомненно является художественным осмыслением всей мировой авантюры вокруг COVID-19. Конечно, событие такого исторического масштаба должно было получить отражение в мировой литературе. И очень приятно, что одним из таких отражений стал роман единомышленницы, да к тому же так талантливо написанный.
На всякий случай, если эти строки читает кто-то, кто не в курсе. Ни Ольга Небелицкая, ни я не отрицаем, что ковид был, что люди болели им и умирали от него. Более того, осенью 2021-го, когда я валялся с нестандартным течением ковида (он почему-то не тронул легкие, но ударил по печени), именно Ольга была тем врачом, который подсказал мне, какие анализы сделать и какие лекарства принимать. История не знает сослагательного наклонения, поэтому не берусь утверждать, что без Ольги я бы тогда сдох, но, по крайней мере, с Ольгиной помощью я выздоровел.
Но вот то, что многие меры, принимавшиеся якобы для борьбы с ковидом, принимались на самом деле с совсем другими целями, - это становится всё яснее сейчас, а с Небелицкой у меня был памятный разговор об этом еще в том страшном июне 2021-го, когда мир вокруг стремительно катился в сторону антиутопии, а мы тормозили его, цепляясь зубами и когтями за все, за что могли зацепиться.
Так вот, возвращаясь к роману, который и о ковиде, и не о ковиде. Напоследок раскрою ещё один пласт. Книги Ольги Небелицкой всегда о каком-то городе, и город этот - не просто место действия, а один из героев. В первом романе это была Одесса, в этом - родной для автора Санкт-Петербург. Для автора, но не для главной героини. Та приезжает в Петербург в апреле 2004-го и весь год действия книги знакомится с городом, сперва враждует с ним, а потом постепенно принимает. Получается, что Ольга вместе с главной героиней проводит через Петербург и читателя.
У Розенбаума есть песня с такими строчками:
Коли выпало мне питерцем быть,
Никогда Москва не станет родной,
Но я знать ее хочу и любить,
Так покажите, москвичи, город свой.
У меня ровно наоборот. Я москвич, но хочу знать и любить Питер. И так совпало, что главная героиня романа начала выстраивать свои отношения с городом в апреле 2004-го, а я - в марте того же года (и, кстати, мы с ней почти ровесники: героиня родилась осенью 1983-го, а я - осенью 1982-го). Но только героиня в Питер переехала, а я с тех самых пор туда езжу по несколько раз в год. И даже сейчас, двадцать лет спустя, я все равно часто хочу перефразировать Розенбаума: "покажите, питерцы, город свой". Небелицкая своим романом делает это с редкими знанием и любовью к родному городу.
Ну и самое последнее. Так совпало, что именно сейчас, когда я дочитал двухтомник Ольги Небелицкой, Ольга устраивает розыгрыш подарка. И кому-то, кому повезёт, Ольга скоро подарит книги: свои и не только.
⬇️⬇️⬇️