Из утреннего чтения Писания.
Сегодняшнее апостольское чтение - о проповеди ап.Павла на ночном богослужении в Троаде (Деян., 43 зач., XX, 7-12).
Апостол проповедовал всю ночь, до хлебопреломления (Евхаристии) и после. Некий юноша Евтих, сидевший на подоконнике у окна, во время апостольской проповеди заснул и упал вниз на землю. Парня принесли мертвым, но апостол воскресил его.
Интересные выводы можно сделать. Во-первых, о продолжительности богослужебной проповеди. В наше время всеобщей спешки и суеты ("время - деньги!") принято говорить короткие проповеди, чтобы не утомлять людей. Но здесь все зависит от проповедника - если проповедь хороша, она вполне может быть длинной, и при этом не утомительной. Как мы видим, апостол Павел о времени вообще не думал, проповедуя. Также, если посмотреть записанные проповеди св. отцов - они очень длинные.
Я люблю качественные длинные проповеди. С вступлением, обозначением темы, интересным развитием, неожиданной концовкой. Проповедь - отдельный вид церковного искусства, который требует особого труда, тщательной подготовки. И сильнейший мотиватор для жизни верующего человека. Об этом нельзя забывать. У нас зачастую встречается пренебрежительное отношение к проповеди, на уровне "отец, скажите что-нибудь".
Во-вторых, не всех вдохновляла даже и апостольская проповедь. Были и те, кто засыпал, слушая самого апостола Павла. Апостолам не рукоплескали стадионы, это важно понимать. Все происходило медленно и тяжело. Как в том же ареопаге - после блестящей проповеди ап.Павла уверовало только несколько человек.
Когда я вижу на своих лекциях дремлющих людей, то напоминаю про случай с юношей Евтихом, и говорю, что не обижаюсь, так как и на беседах самого апостола люди спали, но если кто ненароком упадет, я не смогу исцелить его, так как я скромный катехизатор, а не апостол)
Хотя интересно, что Златоуст хвалит этого юношу: "С другой стороны, отрок, умерший из желания слушать Павла, должен был послужить упреком для всех нерадивых". То есть, по Златоусту, случившееся с Евтихом было производственной травмой на Литургии.
И это тоже хорошая мысль. Ничего, что заснул - главное, что на службу пришел! Как говорил знакомый монах, который частенько дремал на богослужении: "Я хоть сплю, но сплю в корабле".
Всем хорошего дня и выходных!
Сегодняшнее апостольское чтение - о проповеди ап.Павла на ночном богослужении в Троаде (Деян., 43 зач., XX, 7-12).
Апостол проповедовал всю ночь, до хлебопреломления (Евхаристии) и после. Некий юноша Евтих, сидевший на подоконнике у окна, во время апостольской проповеди заснул и упал вниз на землю. Парня принесли мертвым, но апостол воскресил его.
Интересные выводы можно сделать. Во-первых, о продолжительности богослужебной проповеди. В наше время всеобщей спешки и суеты ("время - деньги!") принято говорить короткие проповеди, чтобы не утомлять людей. Но здесь все зависит от проповедника - если проповедь хороша, она вполне может быть длинной, и при этом не утомительной. Как мы видим, апостол Павел о времени вообще не думал, проповедуя. Также, если посмотреть записанные проповеди св. отцов - они очень длинные.
Я люблю качественные длинные проповеди. С вступлением, обозначением темы, интересным развитием, неожиданной концовкой. Проповедь - отдельный вид церковного искусства, который требует особого труда, тщательной подготовки. И сильнейший мотиватор для жизни верующего человека. Об этом нельзя забывать. У нас зачастую встречается пренебрежительное отношение к проповеди, на уровне "отец, скажите что-нибудь".
Во-вторых, не всех вдохновляла даже и апостольская проповедь. Были и те, кто засыпал, слушая самого апостола Павла. Апостолам не рукоплескали стадионы, это важно понимать. Все происходило медленно и тяжело. Как в том же ареопаге - после блестящей проповеди ап.Павла уверовало только несколько человек.
Когда я вижу на своих лекциях дремлющих людей, то напоминаю про случай с юношей Евтихом, и говорю, что не обижаюсь, так как и на беседах самого апостола люди спали, но если кто ненароком упадет, я не смогу исцелить его, так как я скромный катехизатор, а не апостол)
Хотя интересно, что Златоуст хвалит этого юношу: "С другой стороны, отрок, умерший из желания слушать Павла, должен был послужить упреком для всех нерадивых". То есть, по Златоусту, случившееся с Евтихом было производственной травмой на Литургии.
И это тоже хорошая мысль. Ничего, что заснул - главное, что на службу пришел! Как говорил знакомый монах, который частенько дремал на богослужении: "Я хоть сплю, но сплю в корабле".
Всем хорошего дня и выходных!