🌹🌹🌹🌹🌹🌹🌹🌹
❤️сполняя волю Божию, епископ Полоцкий Илия собрав князей и бояр, поведал им об ангельском видении и переданном ему повелении: «Вот, я в присутствии вас благословляю Евфросинии место при церкви Святого Спаса на Сельце, дабы был там монастырь девический. Пусть никто не препятствует и не отнимает у нее то, что я дал ей».
🕊🕊🕊🕊🕊🕊🕊🕊
❤️реди родоначальниц русского женского монашества наибольшей известностью пользуется преподобная подвижница
ХII века — Евфросиния Полоцкая, день памяти которой празднуется сегодня.
Имя «Евфросиния» в переводе на русский язык означает «радость». Дата рождения преподобной точно неизвестна: по различным источникам указан промежуток между 1100 и 1104 годами. Происходила она из знатного рода святого равноапостольного князя Владимира и была старшей дочерью Полоцкого князя Святослава-Георгия. Родители называли ее Предиславой: в то время еще существовал обычай давать новорожденным до крещения старославянские имена.
Как княжна, она была научена книжному писанию и с юных лет так возлюбила учение, что приводила всех в удивление. Слыша о красоте, разуме и благочестии полоцкой княжны, многие соседние князья желали иметь ее своей невестой, но юная отроковица помышляла в себе стать невестой Христа, в связи с чем она решилась тайно оставить отчий дом и поступила в обитель, где настоятельницей была ее тетя — игуменья Романия (вдова князя Романа Всеславича). Игуменья, опасаясь отеческого гнева, пыталась поначалу убедить юную подвижницу возвратиться домой, но та оставалась непреклонной, и тогда Романия благословила ее на постриг.
Укрепившись в духовных подвигах, преподобная получила откровение свыше о том, чтобы оставить уединение и идти подвизаться о спасении ближних. Так, трижды ей, а затем и епископу Полоцкому Илие, являлся ангел Господень, указывая на место для будущей женской обители, которую ей предстояло основать.
В Сельце Евфросиния основала два монастыря — мужской и женский–Спасо - Евфросиниевский, который открыт до сих пор.
Преподобную Евфросинию Полоцкую называют первой женщиной-библиотекарем на Руси. Свободное от молитвы время она проводила в переписывании рукописей. Подобного рода работа считалась чисто мужским занятием и требовала немалых физических ус
илий. Переписчик писал не на столе
, а на ладони левой руки, которой упирался локтем в коле
но. Писали на пергаменте уставом — крупным и прямым, без наклона, каждая буква отделял
ась от соседней. Для этого дела нужно было не только в со
вершенстве знать грамматику, но и иметь определенные художественные способности: начальные буквы и заголовки разделов сл
едовало оформлять затейливым животным или растительным орнаментом, кроме того, книги часто украшались специально выписанными заглавными бук
вами, буквицами или инициалами и миниатюрами. Часть п
ереписанных Евфросинией книг продавали богатым мона
стырям, а вырученные деньги раздавали нуж
дающимся. Для бедных церквей священные книги переписывались бесплатно.
В конце жизни
Евфросиния отправилась в далекое паломничество: сначала в Константинополь, затем — на святую землю. Около 1173 (или 1167 г
.) года она достигла Иерусалима и покло
нилась Святому Гробу Господню. Утешенная после сего ангел
ьским извещением об уготованном ей вечном покое,
преподобная Евфросиния причастилась Святых Таин Христовых и после двадцатичетырехдневной тяжкой болезни предала дух свой
в руки Божии в 23-й день мая 1173 года (по другим источникам—1167 г.)
🕊🕊🕊🕊🕊🕊🕊🕊