Forward from: Зачитался
Instarepeat: как весь мир возненавидел туристов и при чем тут Instagram
В прошлом году слово «овертуризм» вошло в шорт-лист из 8 главных «слов года» по версии Оксфордского словаря. Овертуризм, или, другими словами, внушительный ущерб от массового туризма, относительно новый феномен, но от него уже успели пострадать ряд европейских стран и несколько заповедников в США.
Как же получилось, что туристы превратились в глобальную проблему, и почему мировой тренд на осознанное потребление не коснулся всеобщего желания путешествовать как можно больше?
Изменилось само значение слова «туризм». «Турция олл инклюзив», Шарм-эш-Шейх, солнце на ладошке и прочий Геленджик сопровождали нас последние двадцать лет. А потом появился инстаграм. Пока фото из Антальи на фоне столов «всё включено» пылились в домашних архивах — всё было хорошо. Но оказавшись в другом контексте, рядом с модными фото из Берлина и парижского квартала Маре, они вдруг начали выглядеть пережитком прошлого.
Другое важное отличие нового туризма от старого: если раньше фото из отпуска хранили в семейном альбоме, то теперь в соцсетях они видны всем. В нелегком деле конкуренции за чужое внимание важно показать, что ваша жизнь полна приключений и открытий, а не тоски двухнедельного отпуска.
Именно из желания избегать мест прошлого растут все эти посты, наводнившие соцсети: «собираемся в Стамбул, ждем ваших рассказов о секретных местах», «пришли на рынок, куда ходят только местные», «принципиально не ходим туда, где собираются туристы». Желание жить как местные, и ходить туда, куда ходят только местные, оборачивается не захватывающим опытом, а тем, что «нетуристические» места исчезают под лавиной сувенирных магазинов, толп и шумных баров. Больше всего от этого страдают сами местные жители, вынужденные покидать свои дома, как это случилось в Барселоне и Венеции.
Жажда исключительности оборачивается перепроизводством впечатлений и, по сути, ничем не отличается от перепроизводства вещей, против которого миллениалы так яростно протестуют, когда выступают за осознанное потребление.
Отказаться от новых впечатлений куда сложнее, чем отказаться от новых вещей. В начале 2019 года вышло сразу два документальных фильма о грандиозной афере с организацией фестиваля Fyre. В 2017 году мошенник Билли Макфарланд начал предварительную продажу билетов на фестиваль на Багамах. Событие рекламировалось как невиданный доселе праздник веселья и роскоши. А главной движущей силой продаж стала реклама фестиваля в инстаграме: райские пейзажи, вечеринки.
Авторы Fyre Fraud, документального фильма, вышедшего на платформе Hulu, попытались проанализировать последствия фестиваля и ответить на вопрос, почему новое поколение американцев настолько легко обмануть, показав им красивую картинку в инстаграме. Они пришли к выводу, что надуть такое количество людей Макфарленду удалось потому, что он попал в главную болевую точку поколения — желание во всем быть исключительным.
Каким бы абсурдным сейчас ни выглядел рекламный ролик Fyre Festival, это, в первую очередь, превосходный документ эпохи. Воплощение приключения мечты, привлекательность которого только возрастает от того, что ему никогда не суждено произойти. Мечта на то и мечта, чтобы быть недостижимой.
Узнать больше по теме можно – здесь
В прошлом году слово «овертуризм» вошло в шорт-лист из 8 главных «слов года» по версии Оксфордского словаря. Овертуризм, или, другими словами, внушительный ущерб от массового туризма, относительно новый феномен, но от него уже успели пострадать ряд европейских стран и несколько заповедников в США.
Как же получилось, что туристы превратились в глобальную проблему, и почему мировой тренд на осознанное потребление не коснулся всеобщего желания путешествовать как можно больше?
Изменилось само значение слова «туризм». «Турция олл инклюзив», Шарм-эш-Шейх, солнце на ладошке и прочий Геленджик сопровождали нас последние двадцать лет. А потом появился инстаграм. Пока фото из Антальи на фоне столов «всё включено» пылились в домашних архивах — всё было хорошо. Но оказавшись в другом контексте, рядом с модными фото из Берлина и парижского квартала Маре, они вдруг начали выглядеть пережитком прошлого.
Другое важное отличие нового туризма от старого: если раньше фото из отпуска хранили в семейном альбоме, то теперь в соцсетях они видны всем. В нелегком деле конкуренции за чужое внимание важно показать, что ваша жизнь полна приключений и открытий, а не тоски двухнедельного отпуска.
Именно из желания избегать мест прошлого растут все эти посты, наводнившие соцсети: «собираемся в Стамбул, ждем ваших рассказов о секретных местах», «пришли на рынок, куда ходят только местные», «принципиально не ходим туда, где собираются туристы». Желание жить как местные, и ходить туда, куда ходят только местные, оборачивается не захватывающим опытом, а тем, что «нетуристические» места исчезают под лавиной сувенирных магазинов, толп и шумных баров. Больше всего от этого страдают сами местные жители, вынужденные покидать свои дома, как это случилось в Барселоне и Венеции.
Жажда исключительности оборачивается перепроизводством впечатлений и, по сути, ничем не отличается от перепроизводства вещей, против которого миллениалы так яростно протестуют, когда выступают за осознанное потребление.
Отказаться от новых впечатлений куда сложнее, чем отказаться от новых вещей. В начале 2019 года вышло сразу два документальных фильма о грандиозной афере с организацией фестиваля Fyre. В 2017 году мошенник Билли Макфарланд начал предварительную продажу билетов на фестиваль на Багамах. Событие рекламировалось как невиданный доселе праздник веселья и роскоши. А главной движущей силой продаж стала реклама фестиваля в инстаграме: райские пейзажи, вечеринки.
Авторы Fyre Fraud, документального фильма, вышедшего на платформе Hulu, попытались проанализировать последствия фестиваля и ответить на вопрос, почему новое поколение американцев настолько легко обмануть, показав им красивую картинку в инстаграме. Они пришли к выводу, что надуть такое количество людей Макфарленду удалось потому, что он попал в главную болевую точку поколения — желание во всем быть исключительным.
Каким бы абсурдным сейчас ни выглядел рекламный ролик Fyre Festival, это, в первую очередь, превосходный документ эпохи. Воплощение приключения мечты, привлекательность которого только возрастает от того, что ему никогда не суждено произойти. Мечта на то и мечта, чтобы быть недостижимой.
Узнать больше по теме можно – здесь