Вышло аналитическое резюме секции
на Груше «Околопацанские разговоры: о социальном влиянии современной киноиндустрии». А я пару слов о моральной панике вокруг Слова пацана и о том, почему одни фильмы задают образцы, а другие проходят незамеченными.
Для оценки эффектов, будь то ролик социальной рекламы или фильм, мы обычно применяем разные варианты воронки вовлеченности. Первые этапы, - захватить и удержать внимание, быть понятным , - опущу. Остановлюсь на эмоциональной реакции, чувстве сопричастности, которое задается, главным образом, героями и вызывает волны подражания.
По нашим наблюдениям, персонажи вызывают наибольшую вовлеченность и создают ролевые модели в следующих ситуациях:
• Герой реализует травму, символически ее преодолевает. Пример из интервью времен Хищных птиц - Харли Квин, которая учит хороших девочек плохому. Суперзлодейка «всем им показывает», проигрывает ситуацию слабости и ее преодоления.
• У героя есть то чего не хватает нам. Депривация называется. Примеров масса - подростковые франшизы с героями, оказывающимися особенными и избранными, ситкомы про верных друзей и тд.
• Герой дает востребованную позитивную идентификацию. Хороший пример, мне кажется, - «Брат», в котором на фоне запроса на гордость разыграна патриотическая карта, показан привлекательный и современный персонаж. «В чем сила, брат?».
В начале - этот ответ на актуальный запрос. И только потом подражание.
Понятно, почему фильмы, романтизирующие преступление, вызывают волны моральных паник. Но нельзя создать эффект на пустом месте, без предпосылок. Иначе мы могли бы на государственные деньги наснимать кучу картин про счастливые семьи и горя не знать.
Поэтому всегда странно, что борются с «криминогенным фильмом», не говоря о тех болях, в которые он попадает, о предпосылках к тому, чтобы дети были восприимчивы к образам. Хотя вру, ничего это не странно, если учитывать логику публичного поля, в котором живут эксперты и депутаты.
А на профилактику обычно работает, говорим ли мы о подростковой преступности или, скажем, алкодосуге, только создание альтернативных способов удовлетворения потребности.
Дети вступают в банды стремясь к признанию и самореализации - а какие другие сценарии самореализации и объединения у них могут быть, что им можно предложить интересного и полезного? Группируются ради безопасности - а что у нас такое с безопасность для детей, почему они вынуждены создавать дворовые силовые объединения? Ну и так далее