Просматривал сейчас описи РГВА и наткнулся на фонд 1699к — коллекция антисоветских, антикоммунистических и фашистских изданий на русском и других языках народов СССР. Как я понял, это те агитационно-пропагандистские материалы, которые в качестве трофеев попали в тогда ещё ЦГА Советской Армии и там остались.
Первое же дело в описи 1 данного фонда приятно удивило — «Розанов Вас. Вас. "Жертвенный убой" ("Что мне случилось увидеть"). Отрывок из книги "Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови"», 1933 год, Шанхай.
Василия Васильевича Розанова ценю, люблю и уважаю. Про его антисемитские (и юдофильские*) экзерсисы прекрасно знаю. Интересно то, что Розанов, кажется, был не самым популярным в эмиграции мыслителем — он умер в 1918 году, поэтому если у его современников типа Бердяева или Ильина была возможность заявить о себе и развить себя, то кто бы и что сказал о Розанове? Конечно, его не забыли, но и до дыр не зачитывали. Д.Е. Галковский писал, что в 1929 в Париже вышла брошюра «О Розанове», а в 1939 в Берлине была опубликована небольшая работа Спасовского «В.В.Розанов в последние годы своей жизни». И ещё компиляции из разных работ Розанова издавались в 1956 в Нью-Йорке и в 1970 в Мюнхене. Конечно, это может быть неполный список, но вряд ли он неполон на 90%.
Так что было очень удивительно увидеть одно из первых эмигрантских изданий Розанова в виде максимально одиозного и тенденциозного отрывка одной из работ Василия Васильевича. По всей видимости, издан он был в типографии шанхайского отделения Российской фашистской партии Родзаевского.
* — в 1909 году Розанов написал предисловие к изданию «Песни песней Соломона» и вообще у него на каждую статью где он был против чего-то приходится по статье, где он за это явление или, как минимум, его защищает.
#ДВ #Всякое
Первое же дело в описи 1 данного фонда приятно удивило — «Розанов Вас. Вас. "Жертвенный убой" ("Что мне случилось увидеть"). Отрывок из книги "Обонятельное и осязательное отношение евреев к крови"», 1933 год, Шанхай.
Василия Васильевича Розанова ценю, люблю и уважаю. Про его антисемитские (и юдофильские*) экзерсисы прекрасно знаю. Интересно то, что Розанов, кажется, был не самым популярным в эмиграции мыслителем — он умер в 1918 году, поэтому если у его современников типа Бердяева или Ильина была возможность заявить о себе и развить себя, то кто бы и что сказал о Розанове? Конечно, его не забыли, но и до дыр не зачитывали. Д.Е. Галковский писал, что в 1929 в Париже вышла брошюра «О Розанове», а в 1939 в Берлине была опубликована небольшая работа Спасовского «В.В.Розанов в последние годы своей жизни». И ещё компиляции из разных работ Розанова издавались в 1956 в Нью-Йорке и в 1970 в Мюнхене. Конечно, это может быть неполный список, но вряд ли он неполон на 90%.
Так что было очень удивительно увидеть одно из первых эмигрантских изданий Розанова в виде максимально одиозного и тенденциозного отрывка одной из работ Василия Васильевича. По всей видимости, издан он был в типографии шанхайского отделения Российской фашистской партии Родзаевского.
* — в 1909 году Розанов написал предисловие к изданию «Песни песней Соломона» и вообще у него на каждую статью где он был против чего-то приходится по статье, где он за это явление или, как минимум, его защищает.
#ДВ #Всякое