Православие и зомби


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Religion


Избранные события и реалии церковной жизни с комментариями
Обратная связь через бот @OrthoZombiesBot
Конфиденциальность гарантируется

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Religion
Statistics
Posts filter


Похоже, история с не до конца стёртым с фотографии "Брегетом" в 2012-м году ничему не научила патриарха и его пресс-службу. Никогда не было и вот опять.

На сайте Московской патриархии опубликован отредактированный текст напутственного слова патриарха Путину после инаугурационного молебна.
Там нет фразы
"...покров Царицы Небесной да пребывает с вами во все дни жизни вашей, до скончания века, как мы говорим. И с дерзновением скажу: дай Бог, чтобы конец века и означал конец вашего пребывания во власти"


Из видеозаписи молебна на официальном ютьюб-канале патриархии ювелирно вырезан этот фрагмент и подредактирован звук в начале, где Кирилл оговаривается и начинает, обращаясь к Путину, произносить "Ваше высокопреосвященство".

При этом полная текстовая версия спокойно лежит на сайте "Комсомольской правды", а видео — на полной записи инаугурации Путина на официальном сайте Кремля. Сравнить можно в два клика.

Патриарх испугался сам того, что сказал? Но это слышали все, кто смотрел трансляцию молебна в прямом эфире, видео в нескольких вариантах выложено в соцсетях и мессенджерах.

Теперь тот факт, что эти слова удалили, только привлечёт к ним внимание: значит, и правда криминал — патриарх пожелал Путину вечного правления, потом поправился, что смерть всё-таки властна и над великим правителем Святой Руси, потом ужаснулся, что в такой день сообщил Путину эту новость, и решил взять свои слова назад яко небывшие. Но интернет conservat omnia.


«Не жалел врагов этот человек, но прославился как святой» - патриарх в своем напутственном слове Путину благословил его продолжать войну

Благодарственный молебен - это традиционная часть инаугурации Путина. Первый раз патриарх Алексий в 2000-м году благословил Путина в Благовещенском соборе Кремля и подарил икону Александра Невского. В самом богослужебном чине ничего особенного нет.

И патриарх не называл Путина «Ваше высочество» - это журналисты плохо расслышали. Он оговорился и начал автоматически произносить «Ваше Высокопреосвященство», как обращается к митрополитам, с которыми часто служит, но потом быстро исправился на «Ваше высокопревосходительство», как положено.

Напутственная речь президенту - сложный жанр. Благословение церкви подразумевает, что патриарх находится как бы над правителем, что христианская вера и евангельские заповеди ограничивают его власть, а патриарх об этом напоминает. Но кто такой Кирилл, чтобы поучать Путина? Поэтому выступление получилось слишком многословным и дидактическим. Патриарх как бы одновременно демонстрировал, что он тоже имеет власть, но и выражал предельную лояльность. Вряд ли Путину понравилась эта двусмысленность, тем более, что отношения у них формальные, а для удовлетворения своих мистических нужд президент обращается к другим священнослужителям.

Главное в этом выступлении:
✔️Путин дан от Бога

✔️Врагов жалеть не надо, на то нам дан как образец Александр Невский в исполнении актера Черкасова

✔️«Никогда такого рода решения [судьбоносные, грозные, связанные с жертвами], принимаемые во благо народа, во благо страны, не осуждались ни церковью, ни народом»

✔️Не забывать молиться и думать о личной жизни, а то можно совершить роковую ошибку

✔️«До скончания века, как мы говорим» - «мы» - это Христос Спаситель, который сказал апостолам, отправляя их крестить народы «Я с вами во все дни до скончания века».
Но дальше патриарх понял, что хватил лишку и решил исправиться, от чего допустил риторический faux pas и объясняя, зачем сказал о конце времен, намекнул, что власть Путина конечна: «конец века и означал конец вашего пребывания во власти». Желая вечности, пределы не устанавливают, и уж точно тема конца правления, когда бы оно ни наступило — не то, о чём уместно говорить на инаугурации мнительного правителя.


Что сказали на Пасху два патриарха?

✔️Московский патриарх Кирилл в телеобращении к россиянам, которое транслировали федеральные каналы, сообщил, что
«Русская Православная Церковь сегодня продолжает активно помогать тем, кто, рискуя жизнью, находится на передовых рубежах защиты Отечества и традиционных христианских ценностей, кто потерял родных и близких, лишился крова или получил ранения. Наши епархии, монастыри, приходы, православные волонтеры продолжают вносить свой вклад в это общенародное дело. Благодарю всех за труды и усердие, за отзывчивость и доброту».


✔️Константинопольский патриарх Варфоломей во время пасхального богослужения призвал поддержать инициативу общественной организации «Наш выход» по обмену пленными «всех на всех»:
«Мы молимся за справедливый мир в многострадальной Украине. Духовно мы поддерживаем инициативу «Нашего выхода» по обмену военнопленными между Россией и Украиной по случаю великого праздника Пасхи. Это было бы очень конкретным выражением силы Воскресения».




Храм Знамения Божией Матери, бульвар Экзельманс, Париж, Пасха 2024


Сегодня, как заведено с 2003 года, в прямом эфире федеральных российских телеканалов (НТВ, Первый и Россия) будет прямая трансляция «Схождения Благодатного огня»
А потом главный пасхальный аттракцион — встреча в аэропорту Внуково вип-самолета с огнем и срочная его доставка в храмы по всей России. Платит, как всегда, член кооператива «Озеро», бывший глава РЖД, офицер Первого управления КГБ на пенсии Владимир Якунин.

«Ἅγιο Φῶς» - по-гречески «святой свет», тем же словом обозначается, например, «святая вода», которую освящают на праздник Богоявления/Крещение («днесь освящается вод естество» - Бог благословляет всю водную стихию). Освящение, благословение огня – не механическое «чудо» его ниспослания с небес точно по расписанию.
И, конечно, этот торжественный древний обряд был наиболее сложно драматургически решен на том месте, где, по преданию, находился Гроб Господень и куда утром на третий день после казни Христа пришли мироносицы и нашли «камень отвален от гроба».
Символика огня с древности связана с Воскресением. Но космическое событие «усилия воскресенья», которым можно «побороть смерть», не предполагает, что Бог каждый год именно на православную Пасху напоминает о своём существовании, посылая огонёк в руки Иерусалимскому патриарху.

За мат.частью можно пройти в проект «Проверено.медиа» А я расскажу историю.

29 марта этого года после пяти лет судебных разбирательств греческий журналист Димитрис Аликакос, руководитель фактчекерского проекта Еllinika Hoaxes выиграл суд у Иерусалимского патриархата и архиепископа Исидора (Факицаса).
Архиепископ пытался доказать, что не давал Аликакосу видеоинтервью, где подробно рассказывал о том, как вносит в кувуклию (часовню над гробом Господним) уже зажженную лампаду (даже две для подстраховки). Вот русскоязычная версия этого видео

Греческий журналист впервые полностью реконструировал с видеодоказательствами, как происходит зажжение огня и как оно соотносится с богослужением и обрядом.

Димитрис Аликакос ответил мне на несколько вопросов.

Во-первых, почему он считает важным установить факты о «благодатном огне»:

Сотни миллионов православных христиан считают чудом, что пламя, от которого загорается свеча Патриарха, сходит с небес. Это была ложь, и я, как журналист, чувствовал необходимость опровергнуть ее доказательствами, чего до сих пор не было сделано.


Во-вторых, насколько русские вип-паломники и современные технологии (самолеты, видеотрансляции) повлияли на распространение новых практик почитания огня:

До 1988 года, когда туристическое агентство и архиепископ Ириней впервые доставили огонь самолетом, он прибывал в Грецию на корабле через неделю после празднования Воскресения Христова. После этого изменения в транспортировке Благодатного огня греческие телеканалы стали широко освещать это событие. В 2001 году перевозку взяло на себя Министерство иностранных дел Греции. Его даже с почестями принимал глава государства. Однако в последние три года этот государственный прием прекратился
[…]
Известно, что многие русские паломники посещают Иерусалим, чтобы увидеть "чудо" каждую Страстную субботу, а несколько богатых россиян оказывают финансовую поддержку Иерусалимскому патриархату. Нежелание иерархов Иерусалима говорить правду о предполагаемом "чуде" объясняется тем, что большинство его верующих - русские. В этом мне признался один из высокопоставленных чиновников Патриархата.
Проблема не столько в сербах, греках, румынах или киприотах, сколько в миллионах русских верующих. Когда в 2018 году один из епископов Армянской церкви поставил под сомнение "чудо Благодатного огня", единственным патриархатом, который отреагировал жестко, был Московский .


❗️---- Поддержите наш канал!
Рубли https://friendly2.me/support/ksenia-luchenko/

PayPal https://paypal.me/KseniaLuchenko

Patreon patreon.com/luchenko

Крипта https://blago.click/campaign/othodoxy-and-zombies


Вчера в Хараре митрополит Зимбабвийский Серафим (Киккотис) рукоположил в сан диакониссы Ангелику Молен.
Это первый в современном мировом православии подтвержденный случай возведения женщины в священный сан.
«Она будет делать то, что делает диакон на литургии и во всех таинствах на наших православных службах» - сказал митрополит Серафим

В древней церкви женщины были диакониссами, но потом маскулинность восторжествовала.

Богословка Наталля Василевич пишет:
«Не знаю, что сподвигло митрополита Серафима на такой шаг [... я] много с ним обсуждала вопрос рукоположения женщин, и пришла к выводу, что он как бы за, но к реальным шагам совершенно не готов»


Александрийский патриархат - один из древних патриархатов, епископат там в основном из греков-киприотов (и с фамилией Киккотис как принявших монашество в Киккском монастыре на Кипре).

А Московский патриархат продолжает свою экспансию в Африке. Священник Георгий Максимов отчитался о 1000 крещений в Малави. Но женщин там явно рукополагать не собираются.


В этом году православная Пасха поздняя, 5 мая.
Казалось бы — главные дни церковного года, Страстная и Светлая недели. Но нет, в самом православном государстве при наиправославнейшем президенте выходные дни перенесены на 29 и 30 апреля, а 2 и 3 мая, на которые приходятся главные службы Страстной - рабочие.
Но это ладно, так всегда было.
На Пасху, в воскресенье 5 мая, запланирована генеральная репетиция военного парада. Поэтому в храмах в центре Москвы отменили утренние литургии.
Обычно на них приходят те, кто не мог отстоять ночную службу — прихожане с маленькими детьми, пожилые, уставшие. Вообще это нормально, стандартно, когда на Пасху есть ночная литургия и так называемая "поздняя".

Предыдущая репетиция парада вечером в Великий четверг — опять же один из главных дней церковного года, когда в эти часы в храмах читают "12 Евангелий" — 12 отрывков из разных Евангелий о страданиях Христа. Но в центре Москвы будет проблема с тем, чтобы добраться до храмов. А выйдя со службы со свечками (по традиции огоньки, зажженные во время этой службы, стараются донести до дома), немногие прихожане увидят едущие по улицам танки и бтры.

Приоритеты ясны. Главное событие — парад. А Пасха - ну попы помашут кадилами в отведенное время, как положено, и президент приедет в ХХС.
Религия великой победы. Вот тут я об этом писала 4 года назад по случаю освящения храма Вооруженных сил. Знать бы тогда, что кровавые жертвы этой религии тоже будут принесены.


Сегодня день рождения у Александра Архангельского Причём тут наш канал? 🥂

А при том, что мы с Александром когда-то вместе делали документальный фильм "Жара" (все 4 серии можно посмотреть здесь) о подпольном, параллельном официальной жизни христианстве в позднем СССР.
Потом мы к двадцатилетнему юбилею Свято-Тихоновского университета сделали небольшой фильм "Университет" - что было, то было.
У нас были другие совместные проекты - фильм "Отдел" про философов советского времени и проект "Диссиденты" про диссидентов, это мои любимые, но они к делу действительно сейчас не относятся.
Ещё у Александра есть роман про 1980-й год "Бюро проверки", там тоже очень яркая церковная линия - про вымышленных старцев (быль, кстати)

Так вот Александр Архангельский и его бессменный режиссёр и продюсер Татьяна Сорокина заканчивают работу над фильмом "Родина". Главный герой - иеромонах Иоанн Гуайта - тот самый итальянец, который укрывал в храме убегающих от ОМОНа студентов во время московских протестов в 2019-м году. Автор книги "Монах в карантине" и многое другое.
Архангельский давно не получает никакой поддержки от официальных структур. У его последнего фильма "Голод", снятого так же с помощью краудфандинга вместе с Максимом Курниковым, Минкульт отобрал прокатное удостоверение.
Давайте поможем Александру Архангельскому доделать фильм об отце Джованни. Каждый рубль - это ну примерно половина одного смонтированного кадра )
Вот здесь: https://friendly2.me/support/arkhangelskiy/


Кстати о Навальном. Завтра (в пятницу, 26 апреля) на базе Orthodox Christian Studies Center at Fordham — Центра православных исследований Фордэмского университета будет вебинар о христианском свидетельстве Алексея Навального (и можно ли его так называть).
Очень интересно, как это видится со стороны, из американской и европейской перспективы, а то вдруг нам что-то кажется.
Ведущий - Михаил Осоргин, Director of Russian Literature and Language, а гостья инокиня Васса Ларина, доктор философии, преподаватель Венского университета, автор ютьюб-канала "Кофе с сестрой Вассой".
Первый раз такой вебинар в Фордэме пройдёт по-русски, обычно у них только англоязычные мероприятия.
Время - 12.00 EST (18.00 CET, 19.00 МСК)

Вот здесь ссылка на зум и регистрацию


https://www.youtube.com/live/djHMYpEoydA?si=X9kbBitcfMCsdQOy
Сегодня утром в "Breakfest show" с Максимом Поляковым и Таней Фельгенгауэр поговорили довольно долго про отца Дмитрия Сафронова (и мне кажется, на волне хайпа важно правильно расставить акценты, хотя бы попытаться) и про православие в новой эмиграции, точнее, про две точки - Париж и Вильнюс.


Нечастая рубрика "О хорошем". Протоиерей Алексий Уминский полтора часа говорит с Галиной Юзефович о книгах. Но, конечно, не только о книгах. Идеальный темп разговора - медленно, но не занудно, в ритме мысли, так сказать, ускоренное воспроизведение включать не хочется
https://www.youtube.com/watch?v=NovCasAugbQ

20k 0 250 598

Вчера министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс побывал в Пюхтицком Успенском монастыре, где встретился с настоятельницей игуменией Филаретой (Калачевой) и игуменом Самуилом (Караском).
В пресс-релизе монастыря написано, что Филарета предложила правительству Эстонии обратиться к патриарху Кириллу лично, чтобы тот изменил Устав монастыря.

Тезиса два: монастырь обязан своим существованием патриарху Алексию II (что правда - это его детище) и никак не может самостоятельно сменить юрисдикцию.

Почему министр отдельно от переговоров с ЭПЦ МП разговаривает с монастырем?
А потому, что статус Пюхтиц - ставропигиальный монастырь, они напрямую подчиняются патриарху, не входят в ЭПЦ МП. Это как бы анклав самой РПЦ в Эстонии.
Поэтому эстонские власти вынуждены регулировать отдельно две структуры - саму ЭПЦ МП и Пюхтицы, значимую институцию на карте РПЦ.
Очень уважительно министр не стал вызывать игумению к себе, как это было с епископами, а приехал с визитом. Но кажется, никто пока не придумал, как быть.


Поддержите "Православие и зомби"

Рубли на Friendly https://friendly2.me/support/ksenia-luchenko/
Не рубли:
PayPal https://paypal.me/KseniaLuchenko
Patreon patreon.com/luchenko
Крипта:
https://blago.click/campaign/othodoxy-and-zombies


На сайте Московской епархии опубликован указ: священник Димитрий Сафронов запрещен в служении на три года и отправлен чтецом в храм Пимена Великого в Новых Воротниках.
Говорят, не читал "Молитву о победе святой Руси".

Говорят ещё, что священник Александр Востродымов тоже запрещен "в связи с нарушением благословения Епархиального архиерея, внесением соблазнов в ряды верующих (Мф. 18, 6), а также согласно 39 и 81 правилам Святых апостолов до принесения им видимых плодов покаяния" и отправлен чтецом в Успенский кафедральный собор города Дмитрова.


"Наш коллектив полностью солидарен с единой государственной позицией нашей страны, категорически осуждает публичные высказывания Анисимова А.А. и делает всё возможное, чтобы преодолеть отождествление патриотически настроенного коллектива и личности Анисимова А.А."


— это церковные архитекторы в ужасе от перспективы потери заказов отрекаются от основателя Гильдии храмоздателей Андрея Анисимова.


Проблема в том, что Анисимов был лидером сообщества церковных архитекторов. Он эту Гильдию придумал и основал.
Именно Анисимов — автор почти всех проектов, которые у гильдии в портфолио.
И это он десять лет и организационно, и материально поддерживал сообщество церковных архитекторов, художников, мозаичистов, реставраторов.
Но отказался зиговать, выступает против войны, ходит на концерты иноагентов и не скрывает этого.
Занятно: свое отречение некогда облагодетельствованные Анисимовым зодчие написали на бланке, логотип которого разработан украинским дизайнером из Харькова, уникальным каллиграфом Олексием Чекалем.


В расследовании «Медузы» о том, как и почему российские музыканты попадают в черные списки, фигурирует автор этих списков — Александр Журавский. Написано, что он религиовед, выпускник Свято-Тихоновского университета.

Журавский из Казани, начинал там как проректор Казанского духовного училища, которое при нём стало семинарией.
Как историк Журавский занимался 1930-ми годами, исследованием новомучеников, причем не просто убитыми при Сталине христианами. Он — автор единственной и очень качественной монографии о митрополите Кирилле Казанском, которого патриарх Тихон, умирая, обозначил первым в списке своих преемников.
Кирилл Казанский был не только бескомпромиссным обличителем советской власти, он открыто и жестко противостоял митрополиту Сергию (Страгородскому) как узурпатору, сотрудничающему с НКВД. Он был последовательным антисергианином и непоминающим, расстрелян в 1937-м году. Трудно себе представить более антигосударственническую биографию.

Ещё Журавский занимался кряшенами - православной тюркской народностью, «крещёными татарами». И на этой теме первый раз попал в поле зрения Сергея Кириенко, когда тот был полпредом Путина в ПФО — регионе с большим процентом исламского населения и потенциально конфликтном. Межконфессиональными отношениями в команде Кириенко занимался Сергей Градировский, но Журавский принимал участие в формировании политики в отношении кряшен.

Переехав в Москву, он работал на кафедре религиоведения РАГС, которой руководила Ольга Васильева, тоже историк церкви и будущий министр образования, а теперь руководитель РАО. Журавский защищал кандидатскую диссертацию у Васильевой ещё в ИРИ РАН и был одним из её любимых учеников.

Потом он успел поработать директором департамента в Министерстве регионального развития (вероятно, по протекции Васильевой или просто по линии РАГС), откуда после расформирования министерства, перепрыгнул в заместители к Мединскому, тогдашнему министру культуры. Впрочем, ходили слухи, что в Минкульте не знали, как от него избавиться. И избавились наконец.
Были, говорят, трудности с работой. Но тут счастливо подвернулась АП.

Так что Свято-Тихоновский университет — это было только самое начало, сейчас Журавский с ним не связан, насколько известно. Впрочем, крыша ПСТГУ - сам Антон Вайно (причем, предположительно этой крышей объясняется и иммунитет университета и его руководства от патриарха Кирилла), так что, учитывая место работы Журавского, возможно, и связи с ПСТГУ обновлены.

Интересно, как там митрополит Кирилл Казанский с облаков глядит в древнерусской тоске на это дело?


С православием в странах Балтии сложилась очень интересная ситуация

✅В Латвии как была одна юрисдикция, так и осталась. При этом она находится в каноническом лимбо: формально сейм заставил ЛПЦ объявить независимость, она подчинилась государственной инициативе. Синод РПЦ осудил «действия митрополита Рижского Александра, направленные на разрушение церковного единства», но больше ничего сделать не может. Поэтому у ЛПЦ теперь автокефалия Шрёдингера. Её как бы нет, но она как бы есть.

✅В Литве из-за непродуманного поведения митрополита Иннокентия был создан экзархат Константинопольского патриархата, куда постепенно переходят православные литовцы, беларусы, украинцы и русские, в основном – антивоенные эмигранты. Литовская епархия РПЦ остается несравнимо более многочисленной и по количеству прихожан, и по количеству храмов, но альтернатива существует и будет развиваться.
При этом экзарх назначен из Эстонской апостольской православной церкви – той самой небольшой, но имеющей уже почти 30-летнюю историю, даже если отсчитывать только постсоветский период, юрисдикции Константинополя в Эстонии.

А в Эстонии сейчас самая турбулентная ситуация.
Такая же двойственность, кстати, в Молдове. Но там помимо Молдовской церкви, входящей в РПЦ, присутствует не Константинопольский патриархат, а Румынский.

В идеале им бы всем объединиться внутри себя и создать нормальные не-этничные, а территориальные поместные церкви своих стран и из этой сильной объединенной позиции регулировать свой канонический статус, руководствуясь своими интересами и актуальной исторической и политической ситуацией в Европе, а также Евангелием и этикой, о чем прямо говорит министр внутренних дел Эстонии. Внутри этнические группы могут договариваться об автономии и сохранении своих традиций, от чего всем было бы лучше.
«Один город – один епископ» -- этот древний базовый канонический принцип никто не отменял.

Но психологическая, она же мистическая, зависимость от Москвы и старые конфликты не пускают. К чему это приводит, мы видим на примере трагической ситуации в Украине, от которой не выигрывает ни одна из сторон.


Министр внутренних дел Эстонии Лаури Ляэнеметс обратился к общинам Эстонской православной церкви Московского патриархата с настойчивой просьбой определиться относительно своей зависимости от РПЦ

Это очень доброжелательное, но довольно жесткое письмо с богословскими и историческими аргументами, которые показывают, что у министра есть компетентные консультанты по религиозным вопросам и четкая логичная позиция.

Передача высшим церковным лицом послания, призывающего к агрессии и терроризму, неизбежно бросает тень терроризма на всю руководимую им церковь - Русскую православную церковь, независимо от того, где и в какой стране за пределами России находятся ее приходы и другие конфессиональные структуры.


Министр предлагает эстонским православным собраться и решить вопрос. При этом ссылается на исторический прецедент — независимую православную церковь в межвоенной независимой Эстонии.

Но проблема в том, что преемницей Эстонской православной апостольской церкви периода независимости 1918-1940 годов в Эстонии считается юрисдикция Константинопольского патриархата, хотя РПЦ это оспаривает.
Она была восстановлена в 1996-м году в результате жёсткого конфликта между Московским и Константинопольским патриархатом и непосредственного вмешательства в него эстонского государства, который привёл к временному прекращению канонического общения (сейчас оно тоже прервано из-за автокефалии Православной церкви в Украине, так что две эстонские православные юрисдикции вновь считаются в расколе друг с другом).

Разделение Таллинской епархии РПЦ после распада СССР на две части – это прежде всего вопрос идентичности: эстонская национальная церковь или церковь русскоязычного населения. На эти две части и распалось эстонское православие, так и существует до сих пор – две разных церкви с двумя разными традициями, ни одна не жаждет объединения с другой. 

Сейчас ЭПЦ, входящая в состав РПЦ, гораздо более многочисленная по количеству прихожан, чем ЭАПЦ (превышает как минимум в 7 раз). При этом православие по результатам последней переписи 2011-го года стало доминирующей христианской конфессией в нерелигиозной Эстонии.

Митрополит Евгений (Решетников) возглавляющий формально ЭПЦ МП был вынужден уехать из Эстонии, потому что ему не продлили вид на жительство из-за его двойственной позиции по войне. Теперь у них есть митрополит в изгнании и три архиерея с эстонским гражданством.


Дорогие подписчики!

Телеграм-каналу «Православие и зомби» уже больше шести лет и всё это время мы делали его бесплатно.
Я пишу «мы», потому что, несмотря на то, что постоянный автор канала один — и это я, Ксения Лученко, без помощи с поиском и проверкой информации, без обсуждения спорных вопросов, без комментариев и обратной связи, технической и моральной поддержки многих людей ничего бы не получилось. Помянник имеется ) Список Арьи Старк - тоже )

Теперь вас уже 19 000+. И это очень вдохновляет на то, чтобы работать дальше.
Хотелось бы через некоторое время добавить Youtube и мерч (есть план!). Ну и регулярный анализ информации —это много рабочего времени.
Часто приходят предложения по рекламе, но хотелось бы обойтись без стрёмной рекламы.

Поэтому, если у вас есть возможность, даже если это совсем-совсем не много, буду вам очень благодарна! Лучше всего подписка на регулярные платежи.
Если есть какие-то нестандартные предложения, а моих прямых контактов нет — пишите в бот обратной связи https://t.me/OrthoZombiesBot , я вам обязательно отвечу

Рубли на Friendly https://friendly2.me/support/ksenia-luchenko/

Не рубли:

PayPal https://paypal.me/KseniaLuchenko

Patreon patreon.com/luchenko

Крипта:
https://blago.click/campaign/othodoxy-and-zombies

20 last posts shown.