Проблему злокозненной психологии проще будет понять, если обратить внимание на задачи психиатрии. Их, как известно, три основных: прежде всего это диагностика, затем купирование угрожающих состояний и, мало замечаемая широкой публикой, социализация пациента.
Вот последняя задача имеет отношение к психологии в некотором роде. Социализация пациента связана не только с необходимостью научить его ходить в магазин за хлебом и менять исподнее, но также и дать ему навыки деятельности, которая позволит переключаться от сверхценных идей и эмоциональной аффектации. Самый простой пример такого – это «трудотерапия», когда пациент отвлекается от «лучей из розетки» на простую и увлекательную деятельность, которая и здорового человека может занять надолго. Ещё менее очевидный момент – это своего рода «примирение с собой»: некий набор философских установок, которые уверят пациента в том, что с его недугом жить можно.
Для человека здорового «примирение с собой» - это часть едва ли не ежедневной мыслительной рутины. Например, мужчина смотрит на ошеломительно красивую женщину с обложки журнала из тик-ток-ролика, и как естественному живому существу ему эту женщину очень хочется (в общем случае сделать своей женой, конечно). Довольно очевидно, что попытка реализовать это желание закончится весьма плачевно, поэтому мужчина привычным усилием мысли выстраивает в голове сложную конструкцию: почему это не самая лучшая цель, какие недостатки в таком решении и, наконец, почему без такой жены ему и так хорошо живётся. По большей части все эти упражнения выполняются неосознанно, как этакий культурный рефлекс. Характерно, что мужчина, который не осилил мысленный ритуал «примирения» и вместо этого начинает пытаться добиться «свою любовь», на поверку часто оказывается психически неполноценным.
Естественно, изрядная часть людей имеет недостатки духовной жизни, делающие их не вполне здоровыми, однако невеликие сила и интенсивность этих недостатков, а также недостаточность финансирования здравоохранения в ряде стран, делает невозможным помещение сих бедолаг в скорбный дом. Однако, людям необходимо как-то помочь, хотя бы дать определённый набор умственных упражнений для борьбы с недугами. И вот для этого заведены психологи, задача которых дать размякнуть пациенту и, подгадав момент их уязвимости, вкрутить в голову шуруп с набором простеньких мнемонических техник. Тот эрзац, который даже лучшим психологом предлагается для своего клиента, в любом случае произведёт не самое лучшее впечатление на человека относительно здорового умом, однако для страждущего это истинное спасение.
Благодаря «упражнениям» человек может вытеснить неконструктивные переживания, обратив их на некий умственный шум, которым он защищается от подступающего приступа депрессивного угнетения, невроза, парасуицида или полноценного раптуса. Проиллюстрировать данный приём возможно известными примерами: скажем, когда человек отгоняет грязные помыслы истовой молитвой. Или, если угодно любителям восточной диковинки, медитацией с непременным гудением горлом, или чего там положено делать при медитации.
Таким образом современная поп-психология в части «терпаии» - это передача пациенту набора мнемонических приёмов, которыми он смиряет своих внутренних демонов. Согласитесь, горазду лучше, когда собеседник вместо демонстративного истерического припадка, переходящего в контрактуры конечностей и накролепсию, начинает читать лекцию о триггерах и всяких таких модных вещах. К тому же «триггеры и прочая» оказались методикой, позволяющей проводить подготовку таких психологов методом учебного комбината, что несомненно повысило доступность мненомники для страждущих. Спокойного и рассудительного психолога, который способен именно к наставничеству, ещё сыщи, а тут берём уже не вполне юную особь с рымом в носу и прогоняем по программе.
Что не отменяет, впрочем, пугающих свойств нынешней поп-психологии.