Pacific War


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Edutainment


Вторая Мировая война на Tихом океане

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Edutainment
Statistics
Posts filter


«Библиотечка юного мидуэйщика». Часть 11

Dallas Woodbury Isom
THE BATTLE OF MIDWAY: WHY THE JAPANESE LOST
Naval War College Review, Summer 2000, Vol. LIII, No. 3

Jonathan B. Parshall, David D. Dickson, Anthony P. Tully
DOCTRINE MATTERS WHY THE JAPANESE LOST AT MIDWAY
Naval War College Review, Summer 2001, Vol. LIV, No. 3


К 1990-м годам американские профес­си­о­на­льные историки вроде бы окончательно разобрались со Второй мировой войной на Тихом океане вообще и со сражением при Мидуэе в частности. Они честно выжали практически всё как из американской источниковой базы, так и из японской. Но, важный нюанс, – в случае японских источников это были лишь переведённые в 1940-50-х годах японские документы и исследования. Словом, там сложилась ситуация, на удивление похожая на отечественную историографию по Великой Отечественной в те же времена.

Но если в нашем случае хотя бы имелись объективные причины – прежде всего недоступность западных архивов из-за «железного занавеса» – то в случае американских историков подобного оправдания уже не было. Работу своих японских коллег – как их исследования, так и введённые ими в научный оборот новые источники – они попросту десятилетиями игнорировали. В твёрдой уверенности, что «мы и так всё уже знаем».

Так что беда пришла откуда не ждали – в процесс ак­т­и­в­но включился тот же фактор, что и в краю родных осин в те же годы. А именно – многочисленные историки-любители. Которые, базируясь на новых данных с японской стороны, радостно накинулись на многочисленные слабые места и нес­ты­ко­в­ки устоявшихся версий. Знакомая картина, не правда ли?

Но на серьёзный уровень это вышло лишь летом 2000 г., когда уже не на каком-то форуме в Интернете, а в журнале Военно-морского колледжа США (это научно-учебный центр по подготовке старшего и вы­с­шего командного состава ВМС США, аналог отечественной Военно-морской ака­де­мии) появилась статья под крайне скромным и недвусмысленным наз­ва­ни­ем «Почему японцы проиграли сражение при Мидуэе».

Автором её был сильно немолодой историк-любитель Даллас Айсом (1938-2010). В молодости он служил на флоте, но далее получил юридическое обра­зо­ва­ние и всю дальнейшую карьеру делал в этой области, включая преподавание пра­ва в университете. Ну а выйдя на пенсию вплотную занялся своим старым хобби – сражением при Мидуэе. Причём в статье напрямую указывалось, что это ос­но­в­ные тезисы его будущей книги, что затем вышла в 2007 году под названием «Расследование Мидуэя» («Midway Inquest»).

Но дело на этом не закончилось. Ровно год спустя в том же издании был опубликован развёрнутый ответ уже целого коллектива тоже историков-любителей во главе с широко известным в узких кругах Джонатаном Паршаллом, одним из авторов наиболее авторитетного англоязычного интернет-ресурса, посвящённого Императорскому флоту Японии. В ней они жёстко критиковали ос­но­в­ные положений статьи Айсома и давали свой ответ на вынесенный в её заголовок во­п­рос, но тоже значительно отличающийся от «классической» версии. И эта вторая статья тоже со временем была развёрнута в большое ис­сле­до­ва­ние «Рассыпавшийся меч» («Shattered Sword»).

В результате две эти работы серьёзно изменили устоявшиеся взгляды о Мидуэе и послужили толчком к началу «эпохи ревизионизма» (в хорошем значении данного слова) в из­учении не только этого сражения, но и всей Второй Мировой на Тихом океане. Так что я хочу ознакомить вас с тем, с чего это всё начиналось. А именно, с моими переводами этих двух исходных статей.

https://litmarket.ru/reader/pochemu-yaponcy-proigrali-srazhenie-pri-miduee


Корабли Мидуэя XХIII: Торпедные катера типа «Элко» 77’

Мы привыкли к тому, что сражение при Мидуэе велось большими океанскими кораблями, но не забываем, что главной задачей американцев была защита собственно атолла от вражеского десанта. Поэтому они перебросили на Мидуэй ещё и 11 торпедных катеров.

Это были ранние 77-футовые (23,5 м) деревянные катера компании «Элко», вооружённые четырьмя пока ещё 450-мм торпедами, двумя спаренными 12,7-мм авиационными пулемётами и одним 7,62-мм «Льюисом».

Катера в меру сил поучаствовали в отражении японского авианалёта на атолл, затем в поиске и спасении пилотов сбитых американских истребителей. А вечером 4 июня 1942 г их отправили на добивание повреждённых японских авианосцев, однако добравшись до места они там ничего не обнаружили – к тому моменту все три повреждённых в 170 милях от атолла авианосца уже пошли на дно или были добиты самими японцами.

Последней их задачей при Мидуэе были похороны погибших морпехов и лётчиков.




Корабли Мидуэя XХII: Авианосцы типа «Йорктаун»

Американцы перестроили в авианосцы два огромных «Лексингтона» и увидели, что это хорошо. Но очень дорого. Кинулись в противоположную сторону и убедились, что маленький авианосец – это так себе решение.

Логичным выводом стало построить что-то среднее, причём в виде авианесущего крейсера. Но, как и в случае японцев, здравый смысл победил, и от вооружения уровня тяжёлых крейсеров всё же отказались.

В результате появились корабли типа «Йорктаун», сначала два, а затем и третий. С учётом принятой у американцев «палубной парковки» они могли нести порядка 80 современных самолётов. Их зенитное вооружение состояло из скромных восьми 127-мм универсалок, четырёх счетверённых 28-мм зенитных автоматов и 24 12,7-мм пулемётов. В начале войны его усилили, частично заменив пулемёты на 24-32 «Эрликона» 20-мм.

Все три авианосца типа «Йорктаун» участвовали в сражении при Мидуэе, а головной корабль там и остался. Он получил три авиабомбы, две авиаторпеды и был добит подлодкой.


Корабли Мидуэя XХI: Авианосец «Хирю»

Этот корабль часто считают систершипом «Сорю», хотя на самом деле он строился по другому проекту и был серьёзной модернизацией предшественника. Однако авиагруппа осталась такой же – до 63 современных самолётов. ПВО немного усилили: те же шесть спаренных 127-мм универсалок, но чуть больше 25-мм зенитных автоматов – 33 ствола в спаренных и строенных установках.

Но при Мидуэе это опять не помогло, хотя в случае «Хирю» никто ничего не прозевал. Истребители были в воздухе, зенитки вели огонь, но против 40 пикировщиков… Единственным их утешением могло быть то, что именно самолёты с «Хирю» не дали проиграть это сражение совсем уж «всухую», дважды отправив в нокдаун американский «Йорктаун».

Что характерно, когда перед Японией встал вопрос серийной постройки авианосцев в условиях военного времени и ограниченных ресурсов, то именно «Хирю» стал основой для нового проекта. Японцы собирались наклепать аж 15 кораблей типа «Унрю», но успели построить лишь три.


Корабли Мидуэя XХ: Авианосец «Сорю»

Как уже упоминалось, по условиям Лондонского договора 1930 г. Япония больше не могла строить тяжёлые крейсеры. А ещё у них осталось всего ничего от лимита тоннажа на авианосцы. И тогда они решили построить «два в одном» – авианесущие тяжёлые крейсеры.

Было предложено несколько проектов разной степени упоротости, но здравый смысл всё же победил. От «крейсерской» составляющей отказались и построили просто очень хороший «средний» авианосец.

Главным отличием от предыдущих стала интеграция нижнего ангара в корпус – в виде надстройки оставался лишь верхний. В сумме они позволяли нести до 63 современных самолётов, а высокая скорость обеспечивала взлёт достаточного их количества за один цикл.

ПВО авианосца было на уровне огромного «Акаги»: шесть спаренных 127-мм универсалок и 14 спаренных 25-мм зенитных автоматов. Но при Мидуэе это тоже не помогло – атаку американских пикировщиков на «Сорю» тоже проспали, и получили три прямых попадания 1000-фунтовыми (454-кг) авиабомбами.


Корабли Мидуэя XIХ: Авианосец «Кага»

А этот несостоявшийся линкор по условиям Вашингтонского морского соглашения вообще должен был пойти на слом. Его спасло землетрясение, уничтожившее «Амаги», систершип «Акаги», так что во второй «линкорный» авианосец пришлось перестраивать «Кага».

Первоначально на нём тоже была применена трёхпалубная схема, но также, как и «Акаги», он был затем перестроен на классическую с одной взлётно-посадочной палубой и двухъярусными ангарами, плюс небольшой третий ярус в корме, что позволило кораблю нести до 81 современного самолёта.

Любителям больших стволов удалось отстоять все десять его 200-мм орудий сомнительной боевой ценности, но и на ПВО тоже не поскупились – восемь спаренных 127-мм универсалок и 11 спаренных 25-мм зенитных автоматов.

Однако при Мидуэе это не помогло – роковую атаку пикировщиков тупо проворонили, и те без особых помех добились минимум четырёх попаданий 1000 и 500-фунтовых (454 и 227-кг) фугасных авиабомб, после чего огромный корабль просто выгорел.


Корабли Мидуэя XVIII: Авианосец «Акаги»

Этот корабль закладывался, как линейный крейсер. Но, благодаря Вашингтонскому морскому договору 1922 г., стал первым полноценным японским авианосцем. Поначалу это была странная конструкция с тремя палубами, разнесёнными по уровням, и артиллерийским вооружением уровня тяжёлого крейсера.

Но идея не сработала, и после нескольких модернизаций он пришёл к тому виду, в котором провоевал первые полгода Второй мировой на Тихом океане. Одна взлётно-посадочная палуба, двухярусный ангар, способный вместить до 72 современных самолётов (как в ходе рейда на Пёрл-Харбор) и шесть 200-мм орудий – непонятно зачем, но пусть будут. И ПВО в виде шести спаренных 120-мм универсалок и 14 спаренных 25-мм зенитных автоматов.

В таком виде он и поураганил эти полгода, пока ему не настал полный Мидуэй. Где огромный корабль был потоплен одной-единственной 1000-фунтовой (454 кг) авиабомбой. Причём даже не противокорабельной бронебойной, а тупо фугасной. Просто удачно и вовремя попала.


Корабли Мидуэя XVII: Подводные лодки типа «Кайдай VI»

Всего в Мидуэйской операции японцы задействовали 15 подводных лодок. Но непосредственно в районе атолла действовала лишь одна из них. В результате она добилась самого крупного успеха в истории японских подводных сил.

Это была крейсерская подлодка I-168 типа «Кайдай VI», тоже дальний рейдер, но заметно поменьше «Наутилуса» – 2400 т подводного водоизмещения. Соответственно, и вооружена она была поскромней, 100-мм орудие и шесть торпедных аппаратов с БК из 14 торпед. Однако, это были быстроходные «кислородные» торпеды обр. 95, которые, что немаловажно, ещё и всегда взрывались, в отличие от американских.

Лодка несколько дней вела разведку атолла, в ночь с 4 на 5 июня 1942 г. провела его обстрел, а 6 июня её вывели на повреждённый авианосец «Йорктаун». Залпом из четырёх торпед она добила авианосец, а заодно отправила на дно и пришвартованный к нему эсминец «Хамманн».

Никто, кстати, никакого странного совпадения не заметил? :)


Корабли Мидуэя XVI: Подводные лодки типа «Нарвал»

Всего в районе Мидуэя действовало 12 американских подводных лодок. Но реальное участие в сражении приняла лишь одна, причём самая старая из них, и она же наименее подходящая для этих целей. Это был здоровенный – 113 м длиной и подводным водоизмещение 3900 т – подводный крейсер SS-168 «Наутилус» типа «Нарвал».

Эти подлодки разрабатывались когда-то как дальние рейдеры-прерыватели торговли. Соответственно их скоростью, манёвренностью и скрытностью пожертвовали в пользу максимальной дальности плавания и усиленного вооружения – кроме десяти торпедных аппаратов с БК в 36 торпед они несли ещё пару аж 152-мм орудий.

Трудно было найти что-то менее рассчитанное на атаку ордера боевых кораблей. Тем не менее именно «Наутилусу» удалось не только провести целых три атаки кораблей японского авианосного соединения, но и добиться попаданий в авианосец «Кага». И не вина подводников, что на их торпедах не сработали взрыватели.


Корабли Мидуэя XV: Быстроходные линкоры типа «Конго»

В 1913-1915 гг. в состав ВМС Японии вступили четыре построенных по британскому проекту линейных крейсера. В межвоенный период корабли неоднократно модернизировали, на них были усилены защита и вооружение, но главное – полностью заменены машины. В результате их максимальная скорость выросла до 30 узлов, и они были переклассифицированы в быстроходные линкоры.

На начало войны их вооружение состояло из восьми 356-мм и четырнадцати 152-мм орудий. За ПВО отвечали четыре спаренные 127-мм универсалки и десять спаренных 25-мм зенитных автоматов. Плюс катапульта и возможность нести до трёх гидросамолётов.

Несмотря на почтенный возраст, именно эти корабли оказались самыми полезными единицами линейных сил японского флота в ходе Второй мировой. Пока их более современные и совершенные коллеги большую часть войны отсиживались в тылу, эти четыре корабля были задействованы практически во всех крупных операциях.

Два линкора этого типа участвовали в сражении при Мидуэе.


Корабли Мидуэя XIV: Тяжёлые крейсеры типа «Тонэ»

Непосредственное охранение авианосцев японского Мобильного соединения осуществляли последние тяжёлые крейсеры, построенные в Японской империи, и самые, наверное, необычные крейсеры Второй мировой – это если не вспоминать японские же «торпедные крейсеры».

Как нетрудно заметить, за основу был взят проект «Могами». Но машины, трубы и надстройки были сдвинуты к миделю, а весь главный калибр – четыре двухорудийные башни с 203-мм орудиями – размещен только на баке.

За счёт этого в корме освободилось место для пары катапульт и парковки до восьми гидросамолётов, причём половина из них – дальние разведчики. Именно на них была возложена воздушная разведка, с тем, чтобы самолёты авианосцев могли сосредоточиться только на ударных задачах.

Корабли сохранили четыре трёхтрубных 610-мм торпедных аппарата и стандартный набор ПВО: четыре спаренных 127-мм универсалки и шесть спаренных 25-мм зенитных автомата.

Оба крейсера этого типа приняли участие в сражении при Мидуэе.


Корабли Мидуэя XIII: Тяжёлые крейсеры типа «Могами»

Лондонский морской договор 1930 г. ограничил количество разрешённых Японии тяжёлых крейсеров теми 12 единицами, что у неё уже были. В ответ японцы построили четыре «лёгких» крейсера (на 15-20 м длинней американских тяжёлых) со 155-мм орудиями – 15 стволов в пяти трёхорудийных башнях.

Их заявленное водоизмещение в 8500 т один специалист прокомментировал как: «разве что они из картона, склеенного ложью». А ещё барбеты башен были сконструированы с расчётом на быструю установку более тяжёлых орудий. Так что сразу после выхода из договоров японцы втихую перевооружили эти крейсеры уже 203-мм пушками в пяти двухорудийных башнях.

Это дополнялось четырьмя трёхтрубными 610-мм торпедными аппаратами, двумя катапультами и парой гидросамолётов. ПВО состояло из четырёх спаренных 127-мм универсалок и четырёх спаренных 25-мм зенитных автоматов.

Все четыре крейсера этого типа участвовали в сражении при Мидуэе, где один был потерян, ещё один получил тяжёлые повреждения.


Корабли Мидуэя XII: Тяжёлые крейсеры типа «Нью-Орлеан»

Последний тип американских тяжёлых крейсеров, построенных в условиях договорных ограничений ожидаемо оказался самым сбалансированным. Однако обеспечить сколь-нибудь приличную защиту от чего-то крупней 127-мм, оставаясь в пределах разрешённых 10 000 тонн было физически невозможно.

Вооружение кораблей было точно таким же, как у их предшественников: девять 203-мм орудий (правда, в улучшенных башнях), признанные ненужными торпедные аппараты отсутствовали*, батарея 127-мм универсалок тоже сразу состояла из восьми стволов, две катапульты и четыре гидросамолёта.

Дальнейшее усиление ПВО происходило по стандартной схеме: корабли получили радары, по четыре счетверённых 28-мм зенитных автомата и по восемь-десять 20-мм «Эрликонов».

В таком виде пять крейсеров этого типа участвовали в сражении при Мидуэе.

* Что характерно, два из трёх «Нью-Орлеанов», потерянных за войну, были потоплены «бесполезными» торпедами японских тяжёлых крейсеров.


Корабли Мидуэя XI: Тяжёлые крейсеры типа «Портлэнд»

По идее, этих кораблей вообще не должно было быть, однако «рыночек порешал». Изначально планировалось построить просто пять слегка усовершенствованных «Нортхэмптонов».

Но уже на раннем этапе строительства появился более совершенный проект, и те, что строились на казённых верфях, сразу же переиграли на него. А вот провернуть это с той парой, что строилась на частных, – получилось бы слишком дорого, неустойки и всё такое, так что их достроили по исходному, уже устаревшему проекту.

Зато они наконец-то не имели серьёзного «недогруза». Крейсеры несли тот же главный калибр, что и предшественники – девять 203-мм орудий, но изначально не имели торпедных аппаратов, а батарея универсалок сразу состояла из восьми 127-мм орудий. Так что последующее усиление ПВО свелось на них к добавлению радаров, четырёх счетверённых 28-мм зенитных автоматов, но зато сразу пятнадцати 20-мм «Эрликонов».

В таком виде головной корабль этого типа участвовал в сражении при Мидуэе.


Корабли Мидуэя X: Тяжёлые крейсеры типа «Нортхэмптон»

Следующий тип тяжёлых крейсеров американцы решили сделать более сбалансированным. С него убрали четвёртую башню, уменьшив количество 203-мм орудий до девяти. Это позволило усилить бронирование и… корабли опять оказались «недогруженными» на ту же тысячу тонн.

Остальное вооружение было таким же, как и на предшественниках: четыре 127-мм универсалки, два трёхтрубных 533-мм торпедных аппарата, две катапульты и четыре гидросамолёта. Но были и две новинки: на них появился ангар для гидросамолётов, а ещё эти крейсеры стали первыми кораблями ВМС США, где личный состав получил металлические койки вместо традиционных подвесных гамаков.

Точно так же в середине 1930-х эти корабли лишились торпедных аппаратов, да и усиление ПВО происходило по той же схеме: количество 127-мм орудий увеличили до восьми, добавили радар, четыре счетверённых 28-мм зенитных автомата и десяток «Эрликонов».

В таком виде головной корабль этого типа принял участие в сражении при Мидуэе.


Корабли Мидуэя IX: Тяжёлые крейсеры типа «Пенсакола»

Первыми американскими крейсерами, что строили в рамках договорных ограничений стали корабли этого типа. При этом слегка увлеклись, и в результате экономии на бронировании они оказались чуть не на тысячу тонн легче разрешённого водоизмещения.

Зато вооружение было мощней, чем у всех «коллег» из других флотов: аж десять орудий 203-мм, плюс четыре 127-мм универсалки и пара трёхтрубных 533-мм торпедных аппаратов. А ещё они были первыми американскими кораблями, на которых изначально стояли две катапульты и до четырёх гидросамолётов.

В середине 1930-х американская морская мысль пришла к выводу, что тяжёлым крейсерам торпеды не нужны, и торпедные аппараты демонтировали со всех построенных. Зато к началу войны и в первые её месяцы было заметно усиленно зенитное вооружение: добавили ещё четыре 127-мм, четыре счетверённых 28-мм зенитных автомата и восемь 20-мм «Эрликонов».

В таком виде головной корабль этого типа принял участие в сражении при Мидуэе.


Корабли Мидуэя VIII: Лёгкие крейсеры типа «Атланта»

Эти корабли обычно называют «крейсерами ПВО», хотя при проектировании никто подобного их использования не планировал. Просто в США в начале 1940-х наконец-то собрались построить действительно лёгкие крейсеры-лидеры эсминцев. В отличие от «обычных» лёгких крейсеров-«вашингтонцев», что отличались от тяжёлых лишь предельным ГК.

Получились фактически эсминцы-переростки, вооружённые теми же 127-мм универсалками, что и их подопечные, зато целых 16 стволов. Ещё одним сходством с эсминцами было то, что это были единственные американские крейсеры, сохранившие торпеды – два четырёхтрубных 533-мм аппарата. А также полноценный набор средств ПЛО – сонар, два бомбосбрасыватели и шесть бомбомётов.

Ближняя ПВО изначально состояла из трёх счетверённых 28-мм зенитных автоматов. В начале 1942 г. на построенных уже крейсерах она была усилена ещё одним, плюс восемью 20-мм «Эрликонами» и радарами.

В таком виде один крейсер этого типа участвовал в сражении при Мидуэе.


Корабли Мидуэя VII: Легкие крейсеры типа «Нагара»

Перерыва в постройке лёгких крейсеров у японцев тоже не было. За 1920-е годы они наклепали 15 кораблей этого класса. К началу следующей войны появились и новые лёгкие крейсеры, но в роли лидеров флотилий эсминцев и подлодок чаще всего выступали «старички», в частности корабли типа «Нагара».

Их слабое артиллерийское вооружение – семь 140-мм орудий – частично компенсировалось тем, что они первыми получили 610-мм торпедные аппараты в четырёх двухтрубных установках. А ещё они были «авианесущими», причём самолёт-разведчик поначалу хранился в ангарчике в носовой надстройке и взлетал своим ходом по крохотной «взлётной полосе» над носовыми орудиями.

Правда, при модернизации от этого изврата избавились в пользу обычной катапульты в кормовой части. Заодно усилили и ПВО: две 76-мм зенитки заменили на два спаренных 25-мм зенитных автомата плюс счетверённый 13,2-мм пулемёт.

В сражении при Мидуэе участвовал один корабль этого типа, крейсер «Нагара».


Корабли Мидуэя VI: Эсминцы типов «Кагэро» и «Югумо»

Прямым развитием «Асасио» стали эсминцы типов «Кагэро» и «Югумо», причём последние японцы продолжали строить до 1944 г. На них оптимизировали обводы, а главным внешним отличием от предшественника стал перенос вперёд контейнеров быстрой перезарядки носового торпедного аппарата.

Внешне эти два типа почти не отличались. Набор вооружения тоже остался прежним – два четырёхтрубных ТА с дополнительным комплектом торпед, шесть 127-мм универсальных орудий, два спаренных 25-мм зенитных автомата и два «двусторонних» бомбомёта.

О том, какое значение японцы придавали своему авианосному Мобильному соединению много говорит то, что его эскорт в ходе сражения при Мидуэе составляли 11 эсминцев только этих двух новейших типов.

Несмотря на слабую ПВО, одному из них – «Таникадзэ» – удалось там не только в одиночку отмахаться от атак 43 пикировщиков и 13 «Летающих крепостей», но и сбить при этом один самолёт. Получив при этом лишь осколочные попадания от близких разрывов.

20 last posts shown.