Палата Налоговых Консультантов


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Economics


Официальный канал Палаты Налоговых Консультантов
Официальный сайт: https://palata-nk.ru/
Канал в MAX: https://max.ru/join/Hi0Aa6wmQDI1Mjg55Mz2-b5IHO2a6Nn1C3FJ1mfWZCQ
Канал Вконтакте: https://vk.com/palatank

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Economics
Statistics
Posts filter


ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

О чем разъясняла или напоминала ФНС России:
 Как будет происходить межведомственное взаимодействие в рамках уточнения сведений о налогооблагаемой недвижимости.
https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/16650557/
 Функционал формата фискальных документов имеет значение при использовании ККТ
https://www.nalog.gov.ru/rn75/news/activities_fts/16639239/
А также 10 лет онлайн-кассам: от пилотного проекта до национальной цифровой инфраструктуры (https://t.me/nalog_gov_ru/3350);
 Плательщики УСН с НДС 5% или 7% могут применять ставку 0% по отдельным операциям
https://www.nalog.gov.ru/rn28/news/activities_fts/16649403/
 Пилотный проект ФНС России «ЭДО с участием самозанятых»
https://www.nalog.gov.ru/rn92/promo/edo_npd/?ysclid=mslfmxak4n420230329

Минфин России внес в Правительство РФ бюджетный пакет.
Информация Минфина России от 24 сентября 2026 г.
https://www.garant.ru/hotlaw/federal/2252249/

21 сентября прошел Московский финансовый форум, в котором приняли участие представители ФНС России – о чем говорили:
 Реструктуризация долга: финансовые механизмы сохранения бизнеса. Константин Чекмышев рассказал о Едином финансовом анализе ФНС https://vkvideo.ru/video-169401082_456239788 , тезисы на официальном сайте ФНС России https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/16650987/ ;
 Экономический рост через финансовую культуру: инструменты и результаты. Константин Чекмышев: наша стратегическая цель – уплата налогов как норма поведения и акцентировал https://vkvideo.ru/video-169401082_456239769 , что устойчивую налоговую дисциплину обеспечивает прежде всего добровольная уплата налогов, основанная на понимании их назначения.
 Отраслевые центры ФНС России меняют подходы в налоговом контроле. Неформальная занятость и её последствия. Сессия с участием Светланы Бондарчук и Тимура Шиналиева https://vkvideo.ru/video-169401082_456239782
Тезисы: https://t.me/nalog_gov_ru/3333, https://t.me/PG_Tax/2923
А также: Тимур Шиналиев в интервью ТАСС рассказал, чем опасна для экономики теневая занятость, как устроен эксперимент по обелению рынка предоставления персонала и какие налоговые риски он видит в продаже недвижимости через закрытые паевые инвестфонды (ЗПИФ) https://tass.ru/interviews/28125693
 Национальная система подтверждения ожидания поставки товаров (СПОТ): первые результаты. Александр Егоричев отметил: мы используем чат системы СПОТ как максимально честную обратную связь https://vkvideo.ru/video-169401082_456239773 . Кратко о сессии на официальном сайте ФНС России https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/16650989/


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

О проработке предложений по типовым (рекомендуемым) мероприятиям, направленным на мобилизацию дополнительных налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2026 году и на плановый период 2027 - 2029 годов (в части вопросов, относящихся к налогообложению имущества).
Письмо ФНС России от 20.05.2026 БС-29-21/1318@
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/414178628/
Письмо ФНС России от 19.06.2026 № СД-35-21/7481@
https://base.garant.ru/414421635/?ysclid=munvkrjrdf172345645

О предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога в связи с угрозой возникновения признаков несостоятельности заинтересованного лица или имущественным положением физлица.
Письмо ФНС России от 03.09.2026 № КЧ-29-8/2456
https://www.v2b.ru/documents/pismo-fns-rossii-ot-03-09-2026-kch-29-8-2456/?ysclid=munvqra31911484853

Об учете административного штрафа, уплаченного со скидкой, в целях налогообложения прибыли
Письмо Минфина России от 10.08.2026 № 03-03-06/1/68935
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/414657511/

Внесены изменения в ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций»
Приказ Минфина России от 20.08.2026 № 121н, зарегистрировано 17.09.2026 № 88305
https://minfin.gov.ru/ru/document/?id_4=317567

Как правильно указывать в транспортных документах сведения о перевозке в составе груза товара, перевозка которого подлежит учету в государственной информационной системе.
Письмо ФНС России от 22.09.2026 № ЕА-36-26/8426@
https://t.me/EDOB2B/1404

О налоговой базе по доходам, полученным физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению.
Письмо ФНС России от 27.07.2026 № БС-36-11/6434@
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/414573272/

С 1 октября операторы мобильной связи имеют право создавать и выдавать ключи простой электронной подписи (ПЭП) для получения Госуслуг, т.е. подтверждать учётные записи в Единой системе идентификации и аутентификации. Подписанный ПЭП ЕСИА документ в информационных системах, не входящих в состав инфраструктуры Госулуг будет направляться в единую цифровую платформу подписания и хранения документов.
Постановление Правительства РФ от 23.09.2026 № 1223
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202609230032


НДФЛ и страховые взносы:
 Использование корпоративной карты в личных целях и фиктивный договор новации с директором.
Постановление АС Уральского округа от 17.09.2026 по делу № А07-12164/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/68041c9e-eebf-4c0e-a87b-6cf70dcb931a
 Переквалификация: надбавки за вахтовый метод работы в отсутствие в трудовых договорах сведений о наличии вахтового метода работы – это доход, облагаемый НДФЛ. !!! Обратите внимание на роль локальных нормативных актов и необходимость ссылок на такие акты в трудовом договоре.
Постановление АС Московского округа от 17.09.2026 по делу № А40-143006/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/6bfd5db3-008c-4ff5-a33b-814a87e9ae6d
 Неверная кодировка в реестре СФР при увольнении – приводит к излишней выплате бывшему работнику и возмещению убытков СФР за счет собственных средств.
Постановление Пятого ААС от 20.08.2026 по делу № А51-2364/2026
https://kad.arbitr.ru/Card/21624667-50a5-4f0e-b917-0a1acbf22142
 Доначисление НДФЛ на основании информации, полученной в рамках международного обмена финансовой информацией
!!! Обстоятельства спора суд оценивал в совокупности с поведением налогоплательщика. Обратите внимание на пассивную позицию налогоплательщика: им не исполнена обязанность по декларированию доходов, полученных от зарубежных источников; он не воспользовался правом предоставить в рамках ВНП документы, подтверждающие расходную часть по операциям с ценными бумагами; также такие документы не представлены в ходе рассмотрения судебного дела. При этом, исходя из пояснений налогоплательщика, суд сделал вывод о том, что у налогоплательщика была вся необходимая информация для корректного расчета налога.
Решение АС Белгородской области от 04.09.2026 по делу № А08-1660/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/0f67c430-21f4-48c5-92dc-3bf22d6d0aed
29 октября – 25 декабря специализированный курс повышения квалификации «Право в налоговом консультировании: актуализация знаний и умений» https://palata-nk.ru/events/pravo-v-nalogovom-konsultirovanii-aktualizatsiya-znaniy-i-umeniy-2026/


Льгота по налогу на имущество: при наличии объективных препятствий в получении необходимого акта от Госинспекции по недвижимости отказ в применении льготы не соответствует закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Постановление АС Московской округа от 09.09.2026 по делу № А40-216817/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/88401b8d-1dc0-4b99-95b1-9a4589021f2e

Через призму отраслевого контроля (строительство):
Налоговый орган
 Определил фактический статус сторон в строительстве
 Переквалифицировал необлагаемые доходы (компенсация затрат или инвестиции) в доход от реализации имущественных прав
Постановление АС Центрального округа от 16.09.2026 по делу № А48-892/2024
https://kad.arbitr.ru/Card/31c16911-4b3b-487e-82d4-a93c31624c46

Спецрежимы:
Налоговая база ИП на УСН «доходы»: оспорена попытка налогового органа квалифицировать посредническую операцию как доход ИП. Если арендодатель выступает в роли посредника при оплате коммунальных услуг, полученная от арендатора компенсация не признатеся доходом при наличии грамотно оформленных договоров и отсутствия наценки самого ИП.
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 30.07.2026 по делу № А01-1564/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/8ef74386-7c60-495b-8e0c-4adb7110ccd7
Соответствие требованиям применения УСН: налоговый орган, длительное время осуществлявший администрирование субъекта предпринимательства как плательщика налогов по УСН, при этом обладавший информацией о нарушении порядка применения данного специального налогового режима, утрачивает право на принудительный перевод субъекта предпринимательства с УСН на ОСН.
Решение АС Республики Татарстан от 11.09.2026 по делу № А65-18704/2026
https://kad.arbitr.ru/Card/5a4a33ea-d0b5-4dde-a88a-f9ee1005fc34

Субсидиарная ответственность и налоговая составляющая: критерии оценки влияния контролирующего лица на положение должника, наличие причинно-следственной связи между названными действиями (бездействием) и фактически наступившим объективным банкротством, в частности, принятие ключевых деловых решений с нарушением принципов добросовестности и разумности.
Постановление АС Московского округа от 29.07.2026 по делу № А40-165906/2024
https://kad.arbitr.ru/Card/95d8ebb8-0a57-47fe-bc6f-98158e867aae

Бухгалтерский учет и налоговая составляющая: определение ликвидационной стоимости объекта по ФСБУ 6/2020 в целях налога на имущество и о важности профессионального суждения: «…не допускается использование в бухгалтерском учете профессионального суждения в иных целях, таких как оправдание ненадлежащей учетной политики или обоснование заведомых целевых значений показателей бухгалтерской отчетности».
Постановление АС Поволжского округа от 08.09.2026 по делу № А12-30208/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/20305df9-1737-447c-b3fe-56068b5940f2

Сделки физлица в статусе ИП: если деятельность физлица фактически соответствует признакам предпринимательской, на него распространяется налоговый режим как для ИП. Льготы, для физических лиц (например, освобождение от НДФЛ при длительном владении), не распространяются на доходы от продажи имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности.
!!! Также обращаем внимание на аргументы суда с отсылкой на региональное законодательство.
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 16.09.2026 по делу № А53-38614/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/79f19d1c-ee55-4f16-ba3a-a9d7a2afbe87


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Процедуры налогового контроля:
 Cуд квалифицировал подачу уточненной декларации на 1 руб. как злоупотребление правом со стороны налогоплательщика
Решение АС Московской области от 09.09.2026 по делу № А41-73002/2026
https://kad.arbitr.ru/Card/b1fb3e4a-07a8-4023-ab52-b75a443296cd
 При наличии отрицательного сальдо ЕНС заявление налогового органа о необходимости предоставления встречного обеспечения признано обоснованным.
Постановление АС Центрального округа от 03.09.2026 по делу № А36-53/2026
https://kad.arbitr.ru/Card/72ef213d-eaa9-4ae5-8305-77d5b00081d8
 Проценты за излишне взысканные налоги: уплата доначисленного налога под угрозой взыскания не лишает налогоплательщика права на проценты по излишне доначисленным налогам
Постановление АС Северо-Западного округа от 14.09.2026 по делу № А56-118872/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/d9ab56d0-77af-4357-adf8-ff9db8dd34c3
 Попытка налогоплательщика инициировать повторное рассмотрение спора по вновь открывшимся обстоятельствам провалилась. Обстоятельства спора суд оценивал в совокупности с поведением налогоплательщика. «Согласно п. 1 ч. 2 ст. 311 АПК РФ установлено, что вновь открывшимися обстоятельствами являются, в том числе, существенные для дела обстоятельства, которые не были и не могли быть известны заявителю...
… Судебный акт не может быть пересмотрен по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в случаях, если обстоятельства, определенные ст. 311 АПК РФ, отсутствуют, а имеются основания для пересмотра судебного акта в порядке кассационного производства или в порядке надзора, либо если обстоятельства, установленные ст. 311 АПК РФ, были известны или могли быть известны заявителю при рассмотрении данного дела…»
Постановление АС Центрального округа от 09.09.2026 по делу № А36-2053/2024
https://kad.arbitr.ru/Card/dd114aa4-be78-4669-bdb9-db90f9f59864

Контролируемые сделки, ТЦО: об отмене решения налогового органа в оспоренной части, когда оно не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя, обременяя его дополнительными обязанностями, подлежащими исполнению в ходе налоговой проверки.
Определение Верховного суда РФ от 24.09.2026 по делу № А40-72524/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/1450f8b3-96cb-4a23-93df-3c96d6f98a4e

Ст.54.1
 Сокрытие реализации продукции через подконтрольные организации
 Списание дебиторской задолженности до истечения срока исковой давности
 Признание расходов необоснованными
Постановление АС Поволжского округа 18.09.2026 по делу № А55-14642/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/3f6f2f4a-fe9f-4a5c-81b4-5a3c08f57dee


Уважаемые коллеги!

Палата налоговых консультантов https://palata-nk.ru делится с вами самыми обсуждаемыми в профессиональной среде новостями.

Нам важно ваше мнение о налоговом дайджесте Союза «ПНК»

В связи с открытием новой площадки, которая позволит членам Союза «ПНК» быть в профессиональном диалоге – НАЛОГОВОГО ФОРУМА: https://palata-nk.ru/forum/
Хотели бы проанализировать:
• Насколько актуальна и полезна для вас эта информация Налогового дайджеста?
• Нужно ли сохранять краткие выводы по судебной практике, или достаточно только описания предмета спора?
Полная подборка судебной практики за сентябрь доступна на Налоговом форуме. Будем признательны за ваши ответы в комментариях!

8 – 16 октября главное событие осени для налоговых консультантов – Российская налоговая неделя
https://palata-nk.ru/events/rossiyskaya-nalogovaya-nedelya-osennyaya-sessiya-2026/


ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ФНС разъяснила, когда электронные документы от налоговой считаются полученными.
https://www.nalog.gov.ru/rn50/news/activities_fts/16648594/

Подведены итоги заявочной кампании на вступление в налоговый мониторинг в 2027 году
https://налоговыймониторинг.рф/novosti/podvedeny-itogi-zayavochnoy-kampanii-na-vstuplenie-v-nalogovyy-monitoring-v-2027-godu/

8 октября, Российский налоговый конгресс «Налогово-правовая реальность – 2026»
https://palata-nk.ru/events/rossiyskiy-nalogovyy-kongress-nalogovo-pravovaya-realnost-2026-osen/


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

ФНС России обновила подход к взаимодействию с электронными площадками и создала новую рабочую группу, которая займётся разработкой модели взаимодействия с операторами электронных площадок в рамках проводимого эксперимента.
Распоряжение ФНС России от 03.09.2026 № ЕД-10-23/347@
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=904463&ysclid=mucm9duhgf436728610#wK8vwVV5Gr28b6HS

Утверждены особенности учета обстоятельств, смягчающих ответственность за налоговые правонарушения.
Приказ ФНС России от 24.07.2026 № ЕД-1-7/514@
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/414737751/

С 19 сентября расширен перечень случаев оформления перевозочных документов на бумаге.
Приказ Минтранса России от 02.09.2026 № 391
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202609080010

С 1 октября меняется документооборот при ввозе прослеживаемых товаров из стран ЕАЭС
Письмо ФНС России от 03.08.2026 № СД-36-15/6667@
https://base.garant.ru/414808661/

Об НДС и налоге на прибыль в отношении товаров, уничтоженных в результате чрезвычайных ситуаций, в том числе атак БПЛА.
Письмо Минфина России от 01.09.2026 № 03-07-11/76470.
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/414755092/

О принятии к вычету НДС при приобретении импортной техники в РФ у российского продавца, если в счете-фактуре не указаны страна происхождения товара и регистрационный номер таможенной декларации.
Письмо Минфина России от 23.07.2026 № 03-07-08/63715
https://www.alta.ru/tamdoc/26a63715/


НДС – правомерность применения льготы: ставка 0% НДС применяется при предоставлении мест для временного проживания в гостиницах и иных средствах размещения – вахтовые комплексы под данную норму не подпадают.
Постановление АС Московского округа от 08.09.2026 по делу № А40-290302/2024
https://kad.arbitr.ru/Card/4f373502-7008-468b-8aee-725f1822ea7c
13 октября в рамках Российской налоговой недели семинар семинар «НДС: главные вопросы 2026-2027 г.г.» https://palata-nk.ru/events/nds-glavnye-voprosy-2026-2027/

Спецрежимы:
ИП или физлицо: квалификация сделки с земельным участком (ЗУ) в целях налогообложения. Факт использования ЗУ в коммерческих целях не устанавливался, поскольку категория ЗУ (земли сельхозназначения) не подразумевает использование для личных нужд. «Имущество может быть признано используемым в предпринимательской деятельности не только в рамках его фактического использования в таковой, но и в случае, если назначение и разрешенное использование объекта недвижимости исключают возможность использования такого объекта в личных, семейных и иных целях, не связанных с предпринимательством».
!!! Также обращаем внимание на аргументы суда с отсылкой на региональное законодательство.
Постановление Одиннадцатого ААС от 24.08.2026 по делу № А55-45902/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/0eefc7f3-5eb1-4228-97ac-281f31c803fe

НДПИ – квалификация объекта налогообложения: исследована информация технического проекта, лицензия, технологическая карта.
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.09.2026 по делу № А53-43752/2022
https://kad.arbitr.ru/Card/8eb9ce87-728a-4b6b-acb1-2711a2ba1046

Земельный налог: право на применение пониженной ставки должен доказать сам налогоплательщик; СНТ не принял мер по оформлению документов на земельные участки в соответствии с фактическим использованием и не представил документов и доказательств, позволивших бы судам сделать вывод о фактическом использовании земельных участков для общих нужд.
Постановление АС Московского округа от 16.09.2026 по делу № А41-77638/2023
https://kad.arbitr.ru/Card/1d787680-327e-46ff-8f9b-a48a17995f1b

Применение ККТ и нарушение при выдаче чека: нарушение процедуры привлечения к ответственности является основанием для отмены постановления.
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 11.09.2026 по делу № А53-6950/2026
https://kad.arbitr.ru/Card/eb178824-c9ca-4692-aafe-8ab4a05925ff


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Доказательства в налоговых спорах: о важности выстраивании стратегии - от ВНП до судебной защиты налогоплательщика, и своевременности требований по ознакомлению с доказательствами
Постановление АС Волго-Вятского округа от 01.09.2026 по делу № А38-2461/2023
https://kad.arbitr.ru/Card/af78d366-4e40-4ef9-b1fd-351dc8aca186

Процедуры налогового контроля: понятые при выемке документов
Решение АС Томской области от 20.08.2026 по делу № А67-2277/2024
https://kad.arbitr.ru/Card/eb10b2a1-d7a1-4440-bc5c-8c310ecd6600
15 октября в рамках Российской налоговой недели семинар «Налоговый контроль и работа с налоговой задолженностью: новые инструменты в руках налоговых органов и налогоплательщиков»
https://palata-nk.ru/events/nalogovyy-kontrol-i-rabota-s-nalogovoy-zadolzhennostyu/

Ст. 54.1 НК РФ и необоснованная налоговая выгода – установление схемы «ухода» от налогов:
 путем заключения фиктивных договоров между обществом и спорными контрагентами, в результате чего завышены налоговые вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль.
Постановление Поволжского округа от 11.08.2026 по делу № А65-30443/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/9e7112eb-c171-41d1-a772-6ac3654bdff2
 путем умышленного искажения обществом сведений о реализации подакцизных товаров (сопоставлены данные по отгрузке продукции, задекларированной в ЕГАИС, с аналогичными данными, зафиксированными в рознице c применением ККТ).
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 09.09.2026 по делу № А27-14698/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/8adfaed8-2637-48ef-8ef1-4a33b61016aa
 путем «дробления» бизнеса с участием родственников
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2026 по делу № А19-16386/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/5e7e64cf-4911-48b5-bcf7-1761b4653af3
 путем «ухода» от уплаты акциза через умышленное занижение никотина в продукции (исследованы данные в ГИС МТ «Честный знак», проведена экспертиза продукции)
Постановление АС Уральского округа от 01.09.2026 по делу № А76-34980/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/ab35e420-f814-47db-b8de-6d585eec006c

Тема обсуждается на закрытой площадке для членов Союза «ПНК» - Налоговом форуме, присоединяйтесь! https://palata-nk.ru/forum/

Нормы НК РФ и ГК РФ в налоговом консультировании:
Налог на прибыль: отношения по уступке права требования заключаются в передаче имущественного права и с реализацией товаров непосредственно не связаны. То есть для целей налогообложения имущественные права не могут быть приравнены к товарам, работам, услугам. Поэтому задолженность, возникшая в связи с отчуждением, передачей и (или) реализацией имущественных прав, не может участвовать в расчете резерва по сомнительным долгам и уменьшать налогооблагаемую прибыль.
Решение АС Нижегородской области от 03.09.2026 по делу № А43-10765/2026
https://kad.arbitr.ru/Card/6c6b3a4f-2d96-4681-8260-08f6940014c9
Потеря спецрежима (патентная система налогообложения): реализация деревянных поддонов не свидетельствует о ведении деятельности в сфере обращения с отходами, их реализации переквалифицирована в договор поставки и не подпадает под деятельность в рамках патентной системы налогообложения (не применяется в отношении оптовой торговли, а также торговли, осуществляемой по договорам поставки).
Постановление АС Центрального округа от 10.09.2026 по делу № А09-7670/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/a5efdf94-cd2b-4184-b63c-5965d8311d08
Потеря спецрежима (ЕСХН): разовая продажа земельного участка привела к потере спецрежима, доля реализации продукции по ЕСХН оказалась менее 70% от общего объема доходов за налоговый период. !!! По НК РФ земельный участок – товар, а по ГК РФ – недвижимость.
Постановление АС Центрального округа от 10.09.2026 по делу № А14-10869/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/03987264-8847-4729-bc5f-317a38e63fff
29 октября – 25 декабря специализированный курс повышения квалификации «Право в налоговом консультировании: актуализация знаний и умений» https://palata-nk.ru/events/pravo-v-nalogovom-konsultirovanii-aktualizatsiya-znaniy-i-umeniy-2026/


ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Параметры применения ФИНВ с 2026 года расширены.
https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/16644590/

Участники теневой схемы «бумажного НДС» добровольно уплатили в бюджет почти 560 млн рублей.
https://www.nalog.gov.ru/rn54/news/activities_fts/16648361/

«ОПОРА РОССИИ» и ФНС России обсудили перспективы применения параметров оценки ФХД в сфере госзакупок.
https://t.me/nalog_gov_ru/3302,
https://opora.ru/news/events/opora-rossii-i-fns-rossii-obsudili-perspektivy-primeneniya-parametrov-otsenki-fkhd-v-sfere-goszakupok/?ysclid=mu07gr7f2459057362

Китай вводит налог на дивиденды, получаемые иностранными физическими лицами от предприятий с участием иностранных инвестиций
http://russian.china.org.cn/business/txt/2026-09/01/content_118675492.htm

В России создадут черный список подставных налогоплательщиков. Власти усилят контроль за уплатой НДС, а также за имуществом недобросовестных бизнесменов.
https://iz.ru/2163444/natalia-bashlykova/v-rossii-sozdadut-chernyj-spisok-podstavnyh-nalogoplatelshchikov

IP-персона: ФНС получит право отслеживать устройства владельцев цифровых рублей. В выписке будут MAC-адреса, номер телефона и сим-карты — зачем налоговой нужны такие сведения и у кого их станут запрашивать.
https://iz.ru/2163486/milana-gadzhieva/fns-poluchit-pravo-otslezhivat-ustrojstva-vladelcev-cifrovyh-rublej

Обсуждаем на Налоговом форуме Союза «ПНК» Электронную транспортную накладную. Ждем вашу обратную связь по теме, а также приглашаем куратора темы
https://palata-nk.ru/forum/


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

С 15 сентября 2026 г. скорректированы условия предоставления в обязательном порядке первичных стат. данных самозанятыми (НПД), ИП, нотариусами и адвокатами; для МСП — упрощённый порядок и сбор данных через цифровую платформу.
Постановление Правительства РФ от 07.09.2026 № 1133
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202609070008

С 1 января 2027 г. ФНС России будет передавать данные о продавцах продовольствия, перечень которых утвердит Правительство РФ.
ФЗ от 04.08.2026 № 280-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 20 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202608040005?index=4#print

Механизм работы с электронной площадкой (маркетплейсом): о применении НДС, налога на прибыль организаций и налога в связи с применением УСН при предоставлении скидок и премий в виде баллов.
Письмо ФНС России от 02.09.2026 № СД-35-3/11693@
https://base.garant.ru/414871162/

О применении повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 15 ст. 396 НК РФ.
Письмо ФНС России от 25.08.2026 № БС-35-21/11166@
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/414716619/


НДФЛ и страховые взносы:
 Правомерность применения пониженных тарифов страховых взносов IT-компанией.
Решение АС Свердловской области от 31.08.2026 по делу № А60-36929/2026
https://kad.arbitr.ru/Card/d0811240-3fe9-440a-a30c-523ac8ba5e48
 Компенсационные выплаты работникам по нормам ТК РФ и их квалификация в налоговом споре, тонкости отображения в учете и первичной документации
Постановление АС Волго-Вятского округа от 03.09.2026 по делу № А43-19572/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/b3755000-c40c-4adc-93d4-f3c2f33ffb15

Налог на имущество: квалификация объекта недвижимости в целях получения льготы
Постановление АС Московского округа от 01.09.2026 по делу № А40-266594/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/3056c7f9-bf8f-4578-ae52-0400a525a891

НДПИ: искусственное разделение единого технологического процесса добычи полезного ископаемого; значение техпроекта в квалификации полезного ископаемого в целях налогообложения
Постановление АС Уральского округа от 04.09.2026 по делу № А60-41918/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/4df704b3-14f6-4795-a11d-91d50b56c772

Земельный налог: применение повышающих коэффициентов при расчете налога по ставке 1.5% для застройщиков ИЖС – последствия Постановления КС РФ от 21.07.2026 № 52-П:
 Определение ВС РФ от 10.09.2026 по делу № А43-25693/2024
https://kad.arbitr.ru/Card/dfa68c1f-e6d9-49c2-a0f6-4cb74e001073
 Определение ВС РФ от 10.09.2026 по делу № А65-25213/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/6a05290b-a7e4-4717-8789-35a507353779
Обратите внимание, что в КС РФ поданы два ходатайства о разъяснении Постановления КС РФ от 21.07.2026 № 52-П (от Минфина России и от Корнер Казань (заявитель по делу):
https://www.ksrf.ru/Petition/CurrentStatus.php?decNumber=&fio=Корнер&oq=1&csrftoken=000001a09fd3fffd4fbf574c38c6a75f7edc51c113a00326d376cad9bd1df2df3f14c9c03ffeb438
О применении повышающих коэффициентов, предусмотренных п. 15 ст. 396 НК РФ.
Письмо ФНС России от 25.08.2026 № БС-35-21/11166@
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/414716619/

!!! Осторожно, ИИ
Штраф за несуществующую судебную практику – сразу несколько дел. Суды расценивают такое поведение как прямой обман и грубейшее проявление неуважения к правосудию:
 при подготовке жалобы представителем использовался сервис «Консультант Плюс», работающий на основе искусственного интеллекта, который подобрал судебную практику по сформированному запросу
Определение Суда по интеллектуальным правам от 27.08.2026 по делу № А71-11377/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/11520ab5-ed62-430c-b3b2-4dbd587aaa8f
 в материалы дела представлены доказательства не существующего в действительности объекта (сгенерирован ИИ)
Определение Суда по интеллектуальным правам от 01.09.2026 по делу № А32-12720/2024
https://kad.arbitr.ru/Card/09b787d3-cabf-4b5b-b8b8-8e43d022ce9c
 суду представлены заведомо ложные сведения. … подобное поведение не может иметь никаких оправданий, в частности, таковым не является подготовка апелляционной жалобы с помощью технологий искусственного интеллекта, поскольку в таком случае ответственность за достоверность сгенерированного текста несет лицо, участвующее в деле, использовавшее указанную технологию
Постановление Тринадцатого ААС от 09.09.2026 по делу № А21-11614-2/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/ae1ea575-842d-45e3-8c38-1a527aab8cf0
Постановление Седьмого ААС от 07.09.2026 по делу № А45-5305/2023
https://kad.arbitr.ru/Card/dbf3c6fc-5617-4b5b-9729-7d07676ffedc

На сайте ВС РФ опубликована Концепция внедрения технологий искусственного интеллекта в судопроизводство Российской Федерации (утв. Приказом Председателя ВС РФ №59-П от 03.09.2026).
https://www.vsrf.ru/media-proxy/upload/iblock/e6c/it574hdekh7g0wsqywf72r30co2luq2f.pdf?ysclid=mu2jompssk851608360


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Процедуры налогового контроля:
Утрата возможности взыскания в связи с истечением срока: налоговый орган обязан осуществлять контроль и своевременно принимать меры по выявлению недоимок и осуществлению мер принудительного взыскания.
Постановление АС Уральского округа от 03.09.2026 по делу № А50-25867/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/c42a4d4c-bbb4-4d3b-a6e3-d1777c6528fe
Прекращение налоговой рассрочки: нарушение графика погашения налоговой рассрочки, обеспечением исполнения которой было залоговое имущество – ведет к досрочному прекращению налоговой рассрочки и обращение взыскания на заложенное имущество. Суды учли нормы ГК РФ
Постановление АС Московского округа от 03.09.2026 по делу № А40-159808/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/750b0a1c-62b3-4d44-b990-f28e61582f37

29 октября – 25 декабря специализированный курс повышения квалификации «Право в налоговом консультировании: актуализация знаний и умений» https://palata-nk.ru/events/pravo-v-nalogovom-konsultirovanii-aktualizatsiya-znaniy-i-umeniy-2026/

Статья 54.1 НК РФ и необоснованная налоговая выгода: совокупность доказательств по сокрытому производству и реализации сокрытой продукции
Постановление АС Поволжского округа от 03.09.2026 по делу № А55-28669/2024
https://kad.arbitr.ru/Card/e8ebffba-3a3d-475e-a313-e9e9c70ed3bd

Переквалификация: пример трудового спора с налоговыми последствиями –регистрация ИП по требованию работодателя, переквалификация договора ГПХ в трудовой.
Определение Девятого КСОЮ 28.05.2026 по делу № 88-3223/2026
https://9kas.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&srv_num=1&name_op=case&case_id=15282269&case_uid=2b5e44a9-e4d7-4c73-aebb-a2191b0ec529&new=2800001&delo_id=2800001

Международное налогообложение и СИДН: тест основной цели, который установлен СИДН между РФ и Швецией
Решение АС Московской области от 28.08.2026 по делу № А41-68138/2026
https://kad.arbitr.ru/Card/24f74683-1b04-44b7-ab13-1f93f1c7d9bb

НДС: квалификация услуг и определение места их реализации в целях НДС.
Постановление АС Московского округа от 04.09.2026 по делу № А40-271773/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/f8e832bc-2cae-437f-b035-8a7f4da19714
13 октября в рамках Российской налоговой недели семинар «НДС: главные вопросы 2026-2027 г.г.»
https://palata-nk.ru/events/nds-glavnye-voprosy-2026-2027/


ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Разъяснения ФНС России:
Параметры применения ФИНВ с 2026 года расширены.
https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/16644590/
Обязанность применять контрольно-кассовую технику при расчётах с покупателями вне зависимости от внешних обстоятельств
https://www.nalog.gov.ru/rn95/news/tax_doc_news/16644684/
Об изменении с 1 сентября порядка распоряжения средствами на ЕНС.
https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/16646889/
За несвоевременное предоставление «нулевой» отчетности штраф не применяется.
https://www.nalog.gov.ru/rn68/news/activities_fts/16647718/
«Личный кабинет налогоплательщика» поможет проверить, выплачивает ли работодатель официальную зарплату.
https://www.nalog.gov.ru/rn91/news/activities_fts/16647153/
Об использовании труда самозанятых и ответственности за подмену трудовых отношений
https://www.nalog.gov.ru/rn32/news/seminar/16647770/

ФНС России определилась, какие данные о продавцах и их сделках будет передавать другим ведомствам в рамках мониторинга продовольственных цен — разработан проект Приказа
https://regulation.gov.ru/projects/170738/

МЧД: ответы ФНС России на популярные вопросы
https://vk.ru/@nalog_gov_ru-mchd-otvety-na-populyarnye-voprosy

ФНС добавит маркировку семейного бизнеса в сервис оценки бизнеса и, тем самым, усиливает контроль за «дроблением» бизнеса семейными предприятиями
https://www.kommersant.ru/doc/8936800?ysclid=mtsjdzwnfn221715931

Страдательный налог: бизнес всё чаще жалуется на ошибочные блокировки счетов. Почему это происходит и как вернуть доступ к средствам.
https://iz.ru/2154174/mariia-stroiteleva-milana-gadzhieva/biznes-vsyo-chashche-zhaluetsya-na-oshibochnye-blokirovki-schetov

Работодатели скоро не смогут использовать серые схемы для устройства самозанятых: новый индикатор риска поможет Роструду автоматически выявлять компании, ущемляющие права работников.
https://www.pnp.ru/economics/rabotodateli-skoro-ne-smogut-ispolzovat-serye-skhemy-dlya-ustroystva-samozanyatykh.html

Как изменится система проверки данных о переводах по СБП с 1 сентября.
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2026/08/26/1223697-kak-izmenitsya-sistema-proverki-dannih-o-perevodah


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ И РАЗЪЯСНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Об Обзоре судебной практики по отдельным спорам в сфере налогообложения имущества, дошедшим до Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации (за январь - август 2026 г.).
Письмо ФНС России от 03.09.2026 № БС-36-21/7738@
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/414756142/

Контроль ККТ: ФНС выявила массовое внесение фиктивных контактов в кассовые чеки.
Письмо ФНС России от 01.09.2026 № АБ-36-20/7611@
https://www.nalog.gov.ru/html/sites/www.rn26.nalog.ru/normativn/AB-36-207611@.pdf

Об условии соблюдения IT-организацией доли доходов 70% от деятельности в области информационных технологий в целях применения пониженной ставки по налогу на прибыль.
Письмо Минфина России от 14.07.2026 № 03-03-07/60570
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/414532652/

Об исполнении обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций при выплате иностранным организациям доходов за оказание информационных услуг
Письмо ФНС России от 01.09.2026 № СД-36-3/7619@
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/414753762/

Об исчислении страховых взносов с выплат и иных вознаграждений, начисленных в отношении физического лица, являющегося единоличным исполнительным органом коммерческой организации, исходя из суммы выплат не менее величины МРОТ.
Письмо ФНС России от 01.09.2026 № БС-36-11/7576@
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/414753854/

Об отнесении сумм безнадежных долгов к внереализационным расходам для целей налогообложения прибыли
Письмо Минфина России от 14.07.2026 № 03-03-07/60549
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/414532942/

Радиоэлектроника и налог на прибыль
Письмо Минфина России от 09.07.2026 № 03-03-07/59256
https://na.buhgalteria.ru/document/n238112?clear_cache=Y&ysclid=mtr775azyz570545166

О действиях налоговых органов при передаче сальдовых остатков правопреемникам при проведении реорганизации налогоплательщиков в форме разделения.
Письмо Минфина России от 21.07.2026 № 03-02-06/62628.
https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=QUEST;n=238006#lDVCXUVZDZhZKOq6
Обращаем внимание, что документ доступен в коммерческой версии или иных открытых источниках в интернет.


Уголовное право и налоговая составляющая:
 Размер ущерба, зафиксированный в уголовном деле, не является обязательным для принятия арбитражным судом при рассмотрении налогового спора. Использовать этот факт для уменьшения доначислений по итогам проверки не получится.
Постановление АС Московского округа от 25.08.2026 по делу № А40-182427/2024
https://kad.arbitr.ru/Card/7a2933ef-7514-47cf-be10-b48ca5a5b15a
 Заключение эксперта по уголовному делу не является основанием для пересмотра налогового спора.
Постановление АС Московского округа от 25.08.2026 по делу № А41-46979/2024
https://kad.arbitr.ru/Card/f155e4e1-2fb2-48b2-8e80-e595f30020f8

На стыке налогового и гражданского права:
маркетплейс: договорная конструкция взаимоотношения с продавцом и, как следствие – ответственность. Напомним, что налоговые последствия – это прямое следствие гражданско-правовых отношений.
Определение ВС РФ от 14.07.2026 № 18-КГ26-72-К4
https://www.vsrf.ru/lk/practice/claims/12-36924247
‼️Специализированный курс повышения квалификации 29 октября - 25 декабря «ПРАВО В НАЛОГОВОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ: АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ» https://palata-nk.ru/events/pravo-v-nalogovom-konsultirovanii-aktualizatsiya-znaniy-i-umeniy-2026/
Несвоевременное внесение записи об истечении срока ликвидации не лишает налоговый орган права на взыскание задолженности, если оно произведено в установленные сроки, также как и недобросовестное поведение налогоплательщика не является основанием для признания долга безнадежным.
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.08.2026 по делу № А33-6728/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/f845c3e6-59bc-4490-87ab-036f4d80a4bb

Осторожно! ИИ: ВС РФ счел необходимым инициировать рассмотрение вопроса о наложении судебного штрафа за умышленную попытку введения судебной коллегии ВС РФ в заблуждение – юристом дана отсылка к несуществующему пункту постановления Пленума ВС РФ.
Определение ВС РФ от 03.09.2026 по делу № А82-22452/2018
https://kad.arbitr.ru/Card/36e053f2-128a-4508-8022-3f4d80d73ffa


СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Процедуры налогового контроля:
Cрок для обращения в суд по результатам ВНП: на неполучение решения вышестоящего налогового органа, принятого по жалобе налогоплательщика, не является уважительной причиной для восстановления срока.
Постановление Тринадцатого ААС от 21.08.2026 по делу № А56-108094/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/abdad700-3888-4086-b083-b61849f627cb
Подача уточненных деклараций после проведения ВНП за пределами трехлетнего срока не дает права на перерасчет налоговых обязательств и не учитывается при формировании ЕНС.
Постановление АС Северо-Западного округа от 19.08.2026 по делу № А56-24652/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/3e86d27d-692c-4353-be4c-5180574ca831
Предельные сроки назначения проверок по ТЦО. ВС РФ нашел заслуживающими внимания доводы налогоплательщика и рассмотрит жалобу 16 сентября.
Определение ВС РФ от 26.08.2026 по делу № А40-72524/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/1450f8b3-96cb-4a23-93df-3c96d6f98a4e
Налоговый орган отменит рассрочку при нарушении графика платежей. Даже частичная оплата не снимает факт нарушения.
Постановление АС Московского округа от 25.08.2026 по делу № А40-259943/2024
https://kad.arbitr.ru/Card/60fba576-877d-4781-ae6c-5c74eb9e1bc1

Статья 54.1 НК РФ и необоснованная налоговая выгода:
 Перевод деятельности с одной компании на другую в целях уклонения от уплаты налогов от взыскания задолженности не спасет.
Постановление АС Поволжского округа от 27.08.2026 по делу № А12-25201/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/75feb371-1060-4fa0-bb67-b6b59318b526
 Реальность хозяйственной операции определяется не только фактическим наличием и движением товара или выполнением работ (оказанием услуг), но и реальностью исполнения договора именно заявленным контрагентом, то есть наличием прямой связи с конкретным лицом.
Постановление АС Волго-Вятского округа от 29.07.2026 по делу № А79-10930/2022
https://kad.arbitr.ru/Card/ba6237d7-607b-4194-a5cf-46b72797fd71

Налог на прибыль и проверка рыночных цен по ТЦО: методология доказывания рыночности цен
Постановление АС Московского округа от 26.08.2026 по делу № А40-299167/2024
https://kad.arbitr.ru/Card/ea002d93-2374-4cf5-acd9-e71e74920b0e

Международное налогообложение и СИДН - устранение двойного налогообложения
Решение АС г. Москвы от 18.08.2026 по делу № А40-84265/26-99-558
https://kad.arbitr.ru/Card/b404ef30-06f2-4bd1-955c-4ed2a2fa1dd0

Спецрежимы – УСН доходы-расходы: квалификация расходов предпринимателя.
Постановление Девятого ААС от 11.08.2026 по делу № А40-319324/25
https://kad.arbitr.ru/Card/8b669f83-90cd-4c3d-91ed-b91c90e22d0d

Налог на имущество: прекращение обязанности по уплате налога на имущество по объекту незавершенного строительством многоквартирного дома.
Постановление АС Центрального округа от 26.08.2026 по делу № А84-4468/2024
https://kad.arbitr.ru/Card/20bd87e5-c586-420a-accd-cecb3bf97aff

Земельный налог: признаки использования земельного участка не по назначению и право на применение пониженной ставки налога.
Постановление АС Центрального округа от 27.08.2026 по делу № А64-6106/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/58d0ef01-293e-4f08-9c5a-7dd3e26e0f13

НДПИ:
Роль Проекта разработки месторождения в квалификации объекта для НДПИ.
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 26.08.2026 по делу № А32-69196/2023
https://kad.arbitr.ru/Card/b4f5ae1e-2df3-4c38-ad58-66b24010f558
Вид полезного ископаемого в целях НДПИ определяется лицензией и техническим проектом.
Постановление АС Центрального округа от 27.08.2026 по делу № А83-10178/2024
https://kad.arbitr.ru/Card/9f8ce1e3-bb23-41f1-8293-f7460611f27a
Если продукция после переработки соответствует тому же стандарту качества, что и добытое полезное ископаемое, оно не признается новым продуктом для целей НДПИ.
Постановление АС Поволжского округа от 27.08.2026 по делу № А55-22609/2025
https://kad.arbitr.ru/Card/93ed2837-eb59-42ce-9485-6d1a69fe80f8


Уважаемые коллеги!

8 – 16 октября Российская налоговая неделя
Регистрация: https://palata-nk.ru/events/rossiyskaya-nalogovaya-nedelya-osennyaya-sessiya-2026/


ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
 
ФНС планирует привлечь к обелению аутстаффинга производственные компании, следующая отрасль – строительство.
https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2026/08/26/1223683-fns-planiruet-privlech-k-obeleniyu-autstaffinga-proizvodstvennie-kompanii?from=copy_text
 
Интерактивный сервис ФНС России «Узнать о жалобе стал еще информативнее.  Обновлен и расширен состав данных, а также оптимизирован его интерфейс.
https://www.nalog.gov.ru/rn77/news/activities_fts/16644342/
 
Прецедент или галлюцинация. Как нейросети используют в судебных процессах и какие ошибки допускают.
https://www.kommersant.ru/doc/8799829

20 last posts shown.