Несмотря на определенную противоречивость, в "Наполеоне" (2023, Ридли Скотт) есть любопытные моменты. Например, эта монтажная фраза, которая технически выглядит очень простой, но в тоже время таит в себе нечто интересное.
Во-первых, всего одной этой склейкой действие переносится на тысячи километров - из Франции в занесенный песком Египет. Схожим образом в пустынный пейзаж перемещается и герой "Лоуренса Аравийского" (1962, Дэвид Лин), когда задув горящую спичку, он в следующем кадре уже встречает рассвет над бескрайней песчаной далью. Не исключено, что матчкат в "Наполеоне" является отсылкой к этому хрестоматийному эпизоду - все таки и там и там речь идет о пустыне, войне и преодолении большого расстояния.
Во-вторых, рассматриваемый фрагмент интересен еще и своим подтекстом. Благодаря монтажу фигура Жозефины замещается египетским сфинксом. Несколько секунд в кадре находится только скульптура, в то время как за кадром слышен голос Наполеона, называющий супругу по имени. Такое наложение изображения и аудиодорожки еще раз приравнивает Жозефину к монументальному и величественному сфинксу, рядом с которым Наполеон даже на лошади выглядит маленьким и незначительным. Это решение изящно подчеркивает масштаб влияния жены на Наполеона и вторит одному из главных мотивов фильма, выраженному в словах самой Жозефины своему мужу: "Без меня ты никто".
Во-первых, всего одной этой склейкой действие переносится на тысячи километров - из Франции в занесенный песком Египет. Схожим образом в пустынный пейзаж перемещается и герой "Лоуренса Аравийского" (1962, Дэвид Лин), когда задув горящую спичку, он в следующем кадре уже встречает рассвет над бескрайней песчаной далью. Не исключено, что матчкат в "Наполеоне" является отсылкой к этому хрестоматийному эпизоду - все таки и там и там речь идет о пустыне, войне и преодолении большого расстояния.
Во-вторых, рассматриваемый фрагмент интересен еще и своим подтекстом. Благодаря монтажу фигура Жозефины замещается египетским сфинксом. Несколько секунд в кадре находится только скульптура, в то время как за кадром слышен голос Наполеона, называющий супругу по имени. Такое наложение изображения и аудиодорожки еще раз приравнивает Жозефину к монументальному и величественному сфинксу, рядом с которым Наполеон даже на лошади выглядит маленьким и незначительным. Это решение изящно подчеркивает масштаб влияния жены на Наполеона и вторит одному из главных мотивов фильма, выраженному в словах самой Жозефины своему мужу: "Без меня ты никто".