В День космонавтики и День начала Гражданской войны в США я спешил на первый органный концерт в Дом музыки. Да, у нас появился орган для небольших залов - Johannus Opus. Выиграли грант, привезли инструмент, маленькая музыкальная мечта исполнилась. Круто. Молодцы. Очень рад за весь коллектив Дома музыки и всех екатеринбуржцев.
Мне концерт точно понравился. Прямо очень. Исполняли М.Учеллини, Г.Перселла, А.Вивальди, И.С.Баха и В.А.Моцарта. Я ни разу не музыкальный критик, не смогу написать и описать звучание, манеру исполнения и прочее профессиональное. Поэтому я текстом о том, что знаю. Кратко, но по пунктам. И только о трёх композиторах. Бах и Моцарт, если случатся время и повод, то позже. При этом, все должны понимать, что за 300-400 лет многое утрачено, поэтому в тексте будут некоторые предположения и допущения.
А) Марко Учеллини (1603 или 1610 - 1680) — итальянское барокко. О нем известно практически ничего. Кроме стандартных: учился, работал, композитор и исполнитель. Многое сохранилось, ещё больше утрачено. Поэтому всего два факта.
1) Родина М.Учеллини - Герцогство Модена и Реджо. Известно в том числе тем, что то существовало, то исчезало. Возникло в 1452 г., потом было завоёвано Наполеоном. И успешно отсутствовало с 1796 по 1814 г. Уп-с, и после того, как с Наполеоном справились, оно снова появилось. Следом Рисорджименто, и опять его нет. Что будет в дальнейшем? Не знаю.
2) Наиболее часто исполняемое произведение М.Учеллини - Бергамаска (La Bergamasca). Это народный танец. Для крестьян, но популярен был у всех. Плясали даже короли. Есть он и у У.Шекспира. Это "Сон в летнюю ночь".
Я бы и не стал об этом говорить, если бы не услышал его исполнение с участием балалайки. Вот ссылка:
https://www.facebook.com/share/v/M5z2W3F…
А знаете, что-то схожее в ментальности итальянцев и русских точно есть.
Б) Генри Пёрселл (1659-1695) - английское барокко. Англичанин до мозга костей. Вся жизнь в Вестминстере и около. Прожил совсем ничего - 35 или 36 лет.
1) По некоторым данным умер от простуды. Вернулся из театра поздно, а любимая жена уже заперла дверь. То ли ключа у него не было, то ли дверь изнутри на засов закрыли. В итоге гения не стало.
2) По всем признакам был влюблен в королеву Марию II. Ей посвящено много у Пёрселла. От любовного "Любви богиня в этот день ослепла" до трёх пьес на смерть Марии II «Погребальная музыка для королевы Марии». Мария умерла в 1694 г. в 32 года, Генри Пёрселл пережил ее на год. Затем эта музыка исполнялась на похоронах самого композитора. И, внимание, она использована в "Заводом апельсине" Стенли Кубрика. Кстати, не только.
3) "Дидона и Эней" Гентри Пёрселла - не первая английская опера по времени, но первая по значению и популярности. Кроме того, именно Пёрселл стал первым композитором, который использовал английский язык для вокальных оперных партий. До него бал правил язык итальянский.
4) Именно Генри Пёрселл внёс наибольший вклад в развитие такого жанра, как семи-оперы (полу-оперы). Жанр прервался из-за финансового конфликта. Пришла мода на полноразмерную итальянскую оперу, а в Англии в фаворе публики семи-оперы, в которых странная смесь музыки, танца и драмы. Фактически драматическая опера. Музыка перемежается с драматическими разговорами. Кто-то поет, кто-то играет. И гонорары делятся между всеми. Жадные итальянцы начали давить на принимающих решения. В итоге театры разделили. Здесь можно петь, там дозволяется играть.
5) Генри Пёрселл смог даже реабилитировать "Сон в летнюю ночь" У.Шекспира. Изначальный спектакль был принят, мягко говоря, настороженно, а вот созданная Пёрселлом на основе и по мотивам "Сна" семи-опера "Королева фей" зашла на ура.
6) Генри Пёрселл отметился и как композитор-песенник. Песен сотни. И для театральных спектаклей, и для, прости Господи, кабаков. Многое сохранилось, так как в XVII в. вошли в моду известные всем сегодня песенники. Правда, не все у Пёрселла опубликовано. Очень уж фривольными были некоторые произведения. Цензуру никто не отменял.