Практическая психология


Channel's geo and language: Russia, Russian
Category: Psychology


Практическая психология.
Воспитание детей
Семинары, вебинары,
тренинги.
Осознанный разговор
о мире детей и взрослых,
семье, взаимоотношениях.
Новые публикации
несколько раз в неделю.

Related channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Category
Psychology
Statistics
Posts filter


Положительный образ.

Недавно на семинаре мы с подростками разбирали причины, порождающие конфликты. Причин, конечно, много. Но чаще всего раздор возникает на почве разногласий, которые могут сопровождаться излишней эмоциональностью и обидными словами в адрес собеседника. Как же научиться не относить негативное содержание к себе лично и тормозить проявление агрессии в ответ на слова обидчика? Для того чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к примеру. Допустим, что один подросток оскорбил другого, задев тем самым его самооценку. Скорее всего другой подросток ответит тем же. Так рождаются конфликты, которых можно было бы избежать, если суметь вовремя переключиться на положительный образ себя.
Каждый из нас замечательный человек, обладающий своими уникальными чертами характера.
Каждый человек неповторим, имеет свои ценности, убеждения и представления. Просто каждый по-своему воспринимает и осмысливает окружающий мир. То, что для для одного человека кажется хорошим, возможно, для другого таким не является. Но при этом каждый человек уникален, в каждом из нас есть положительный образ себя.
Важно помнить о том, что нет одинаковых представлений о мире, как нет одинаковых людей. Будьте гибким. Встречайте каждого человека в его представлении мира, переключайте внимание на позитивный образ себя, и вам удастся избежать отрицательного отношение и сопротивления по отношению к себе.


«Это не так!»

Как же сложно порой взрослым услышать и принять информацию, касающуюся поведения или образовательного процесса их детей. Особенно трудно, если эта информация не совсем приятная для родителей.
Как быть в такой ситуации? Чтобы разобраться в этом вопросе, давайте проанализируем следующий пример.
Допустим, вам говорят о том, что ваш ребёнок не готов к подготовительному класс. При этом поясняется, что причина лежит не в интеллектуальных способностях ребёнка, а в его поведенческих особенностях.
Другими словами, ребёнок ещё не доиграл, поэтому учебные занятия его интересуют меньше всего.
Что делать родителям с данной информацией?
Вариантов может быть несколько. Один из них: вы встаёте в защитную позицию и категорически не соглашаетесь дать ребёнку возможность продлить детство. Вы уверены, что в этом нет никакой необходимости. Сразу уточню, это ваше право. Правда, последствия такого выбора могут быть не самыми конструктивными.
Другой вариант: вы прислушиваетесь к мнению специалистов и никуда не торопитесь. При таком выборе выиграют все: и дети, и родители. Ребёнок спокойно проживёт свой игровой период детства и благополучно освоит новый возрастной период, то есть будет к нему готов психологически. Родители же смогут сохранить в семье благоприятную атмосферу, благодаря которой процесс интеллектуального и психического развития ребёнка будет идти гораздо быстрее. Положительный результат такого варианта, с моей точки зрения, очевиден.
Уважаемые родители, когда вам придётся выбирать, как быть с полученной информации о вашем ребёнке, вспомните, что на первом месте всегда здоровье и интересы детей. Надеюсь, что это поможет вам сделать правильный выбор.


Первопричина.

Довольно часто родители обращаются к психологу за решением той или иной проблемы, касающейся чаще всего учебного процесса или социализации ребёнка в школе.
Мамы и папы уверены, что любая проблема может быть решена в течение нескольких занятий с психологом. Но в большинстве случаев это далеко не так.
Не всегда получается тот результат, который ожидают родители.
Почему так происходит? Прежде чем ответить на этот вопрос, предлагаю обратиться к примеру.
Допустим, что у вашего ребёнка возникают трудности при письме, которые проявляются в неаккуратном почерке, отказе выполнять все письменные задания.
Вы понимаете: письменная речь вызывает у ребёнка настолько сильное напряжение, что это приводит к нервным срывам, к нежеланию учиться и ходить в школу.
Как решить возникшую проблему? Вариантов может быть несколько. Например, продолжая работать с мелкой моторикой с помощью различных упражнений или исправить почерк, благодаря специальным занятиям по каллиграфии. Также об этом вы можете поговорить с психологом, который даст вам несколько рекомендаций, как помочь ребёнку преодолеть свои трудности с письмом. Одним словом, вы будете делать всё, чтобы вернуть ребёнку желание учиться.
Помогут ли все ваши потраченные усилия? Обязательно помогут. Вопрос лишь в том, насколько стабилен будет результат.
Для того чтобы результат был стопроцентный, необходимо найти первопричину возникших трудностей у ребёнка с письмом. Неаккуратный почерк, нервные срывы, отказ посещать школу – это всё результат психологического состояния ребёнка. Первопричина скрыта в другом: в пережитом стрессе, неожиданном испуге, агрессии со стороны сверстников или в чем-то ещё. Важно найти её и проработать. Только тогда вы, дорогие мамы и папы, сможете помочь своему ребёнку преодолеть любые трудности. Только тогда вы получите тот результат, который порадует и вас, и ваших детей.


Надо объяснить.

Всегда ли мы можем объяснить, почему ведём себя определённым образом или поступаем так, а не иначе? Конечно, не всегда и не все.
Было бы неплохо понимать себя, уметь анализировать свои поступки, управлять эмоциями. Кто бы не хотел этого?
Думаю, что почти каждый может постичь нехитрую науку под названием “пойми себя“. Да и надо для этого не так уж и много, а именно: сформировать с детства у ребёнка привычку всё объяснять.

Приведу пример. Допустим, что на вашу просьбу “убрать за собой вещи или навести порядок в своей комнате“ ребёнок отвечает: “Я не хочу!“ Безусловно, в данной ситуации вы можете настоять на своем и заставить ребёнка подчиниться вашему требованию. При этом вы потратите свои силы, эмоции и, вероятнее всего, вызовите негативную реакцию со стороны ребёнка. И как результат – испорченное настроение и родителей, и ребёнка. Но есть другой, конструктивный выход из данной ситуации.
На каждые “не хочу“ и “не буду“ ребёнка попросите его дать объяснение, почему он отказывается выполнить вашу просьбу. Продолжайте спрашивать ваших деток до тех пор, пока ребёнок сам не поймёт причину своих “не хочу, не буду“. Так, раз за разом, шаг за шагом будет формироваться привычка анализировать свое поведение, свои поступки, эмоции.
Вместе с этим умением ребёнок лучше будет понимать не только себя, но и других. Поэтому, дорогие мамы и папы, чаще просите своих детей все вам объяснить.




Путь становления.

Для многих первоклашек и их родителей буквально недавно прозвенел первый звонок. А это значит, что начался важный этап в жизни и детей, и родителей. Каких-то 11 лет, и первоклассники станут выпускниками школы. Но за эти годы ребята многое освоят, получат знания, приобретут друзей. А главное - они станут личностями.

Каждый родитель хотел бы видеть в своем ребёнке человека ответственного, самостоятельного, обладающего силой воли, способного решать любые задачи, нашедшего свое место в жизни.

Чтобы желание родителей стало явью, необходимо не так уж много, а именно: научить ребёнка справляться с трудностями. Ведь личность – это результат становления человека путём преодоления трудностей и накопления жизненного опыта.

Давайте разберём на примере, как мы можем помочь своим деткам вырасти и стать личностью. Допустим, что ваш ребёнок осваивает какой-то новый вид деятельности, например, езду на самокате. Конечно, у него не сразу будет получаться. Важно показать ребёнку, что повода огорчаться нет.
Постарайтесь оставаться спокойными, когда ребёнок начинает сильно расстраиваться по поводу своих неудач. Зато порадуйтесь за него в тот момент, когда увидите, что ребёнок преодолел себя и продолжает добиваться успеха, осваивая новые подъемы и повороты на самокате.
И так во всём: в учебной деятельности, в общении, в становлении характера.

Обязательно обращайте внимание на то, как ребёнок справляется с трудностями, как он их преодолевает. Почаще говорите ему о том, что, преодолевая трудности, и, решая поставленные перед ним задачи, он становится личностью.
Уважаемые взрослые, помните: благодаря вашей помощи и поддержке нынешние первоклассники смогут стать настоящими личностями.




«О детских переживаниях»

В канун 1 сентября особое волнение испытывают будущие первоклассники и их родители. Взрослые, как правило, переживают за успеваемость ребёнка в школе, за его адаптацию в школьной среде. А за что переживают будущие первоклассники, я поняла благодаря своему внуку, который в этом году пойдёт в первый класс. Увидев серьезное лицо внука, я спросила, о чем он так глубоко задумался. Оказалось, что он переживает по поводу нового этапа в своей жизни. Ведь скоро он станет первоклассником. Мы решили с ним найти причину его волнения, вернее сказать, причины.
Во-первых, все новое всегда непонятно и непривычно.
Во-вторых, учитель становится важным человеком в школьной жизни.
В-третьих, уроки выходят на первый план, а игра отходит на второй.
Со всеми перечисленными выше причинами внук согласился. Он говорил, что это все понятно и так. Не это его волнует. Больше всего он переживает за то, чтобы у него появились друзья в классе. Ведь с ними можно общаться, играть, познавать новое. Именно друзья поддерживают тебя, ценят не за твои успехи, а за то, какой ты есть. И действительно, уважаемые родители, для будущих первоклассников прежде всего важна социализация в школе. Успешно выстроенные дружеские отношения со сверстниками – залог успешного освоения образовательного процесса. Поэтому, дорогие мамы и папы, не спешите с первых дней спрашивать у ребёнка, что нового он сегодня узнал. Лучше чаще интересуетесь, с кем ему удалось подружиться в классе.
Уважаемые взрослые, помните, что только дружеская атмосфера в классе поможет справиться с любыми трудностями в обучении.




«Разумное потребление»

Возможно ли в век неограниченных желаний и возможностей воспитать в ребёнке бережное отношение ко всему, что его окружает? Можно ли научить ребёнка разумному потреблению?
И на первый, и на второй вопрос я бы ответила «да».
Начать можно с самого простого: с бережного отношения к еде. Конечно, пока ребёнок маленький, он не может определить, сколько он съест. При этом за ним частенько доедают родители, так что ничего не приходится выбрасывать. Когда ребёнок подрастает, он вполне способен определить, что будет есть. А вот с количеством блюд ему определиться бывает сложно. Вот тут и нужна помощь родителей, которые расскажут своему ребёнку о бережном отношении к еде.
Безусловно, уважаемые взрослые, не стоит читать детям нотации о том, что «такое хорошо и что такое плохо». Достаточно просто объяснить ребёнку, что съесть надо столько, сколько сможешь, и что доедать за ним никто не будет. Это значит: всё, что ребёнок не доест, будет выброшено. Такое в вашей семье не принято, так как вы бережно относитесь к человеческому труду, к тому, кто все это вырастил и приготовил. Поверьте, ребёнок обязательно услышит вас. Ведь он впитывает в себя все семейные ценности и традиции.
Дорогие мамы и папы, если вы сами бережно относись ко всему, что вас окружает, то и ваши дети смогут относиться к миру также.




«Нечаянно»

Как часто, уважаемые родители, вы слышите от своих детей фразу «я нечаянно»? Думаю, что часто. Ребёнок может случайно разлить воду, разбить чашку, обрызгать себя или вас, рассыпать, раскидать. При этом на ваш вопрос о том, зачем он это сделал, вы получите ответ, что все вышло нечаянно. Вспомните, какие эмоции вы, как правило, испытываете в тот момент? Наверное, позитивными их трудно будет назвать. Ваше недовольство вызывает ответную реакцию у ребёнка. Ведь он действительно верит в то, что это получилось случайно. Он просто настолько был увлечён делом, что не заметил разлитой воды или разбросанных игрушек. Ваша реакция вызовет у ребёнка, как минимум, огорчение. Он не поймёт, почему вы так сердитесь. Он совсем не хотел вас огорчить или обидеть. А если мама или папа расстроены, то ребёнок будет испытывать чувство вины.
Уважаемые родители, обратите внимание: у ребёнка возникло чувство вины за то, что он не совершал. А ведь таких ситуаций в жизни детей возникает много. И каждый раз ребёнок сталкивается с негативной реакцией взрослых и возрастающим чувством вины, которое не лучшим образом будет сказываться на его психологическом состоянии.
Можно ли избежать этого? Безусловно, можно и нужно. Дорогие родители, когда ребёнок что-то сделал нечаянно, спросите его, почему это произошло. Поговорите с ним, с любовью объяснить ему, в чем он прав, а в чем нет. И вы увидите, как ребёнок с благодарностью отзовётся на ваше замечание. Он будет чувствовать, что вы ему доверяете, вы его понимаете и любите.
Уважаемые взрослые, ваша поддержка и ваша любовь – основа благополучного психического состояния ваших детей.




«Все получится»

В каждом ребёнке сокрыто невероятное количество способностей. Но не всегда и не все таланты удается открыть сразу. Отчаиваться не стоит. Если представить, что каждая способность является дверцей, то к ней обязательно найдётся и ключик. Как же подобрать этот ключик?
Давайте разберём на примере. Допустим вашему ребёнку предстоит идти в первый класс, куда приходят дети, умеющие читать, считать и писать. Вы знаете, что ваш ребёнок прекрасно считает, причём складывает большие числа. У него развита мелкая моторика руки, так что проблем с письмом тоже не возникнет. А вот читать ваш ребёнок не очень хочет. Вы понимаете, что при современном объеме информации читать ему придётся много и быстро. Чтобы выправить ситуацию, начинаем искать ключик к дверце под названием “хочу читать“. Прежде всего, уважаемые взрослые, ребёнок не хочет читать по двум причинам. Первая – чтение вызывает трудности при складывании слогов. Вторая – ребёнку это вовсе не интересно. Сначала работаем с трудностями, возникающими при чтении. Сразу скажу, что эти трудности исчезнут, если вы с ребёнком будете читать ежедневно. Ваша задача – замотивировать своего ребёнка, то есть найти “ключик“. Этим “ключиком“ может быть установка, которая будет звучать так: “С каждым днём у тебя получается лучше и лучше. Ты большой молодец“. Тем самым вы даете понять ребёнку, что, преодолев трудности в чтении, он становится увереннее, умнее, успешнее. Со вторым “ключиком“ ещё проще. Чтобы читать стало интересно, необходимо помочь ребёнку найти свою “первую книгу“. И вовсе не обязательно, что книга будет одна. Пусть их будет несколько. Главное – должно быть интересно и увлекательно.
Дорогие мамы и папы, ищите “ключики”, открывающие способности ваших детей, смело пробуйте, доверяйте своей интуиции. И все у вас обязательно получится.




«Не такие»

На протяжении своей психолого-педагогической практики мне посчастливилось работать с разными детьми.
Среди них немало тех, про которых говорят, что они «не такие». Как правило, в это понятие вкладывается следующее: особенные, другие, не такие, как все. Родители обычно первыми замечают, что их ребёнок «не такой». В чем это может проявляться? Например, ваш ребёнок складывает большие числа или бегло читает в пять лет. А ещё он воспринимает геометрические формы по-своему. Так, ёлка у него круглая, потому что он смотрит на неё сверху. Среди лишних предметов он выделит тот, который с его точки зрения «лишний».
Родители понимают, что их ребёнок смотрит на мир по-своему, у него другая логика, особенное мироощущение. Скажите, разве в этом есть что-то тревожное?
Конечно, нет. Но почему-то у родителей появляется повод для беспокойства, который может быть оправдан только одним.
Такие дети социализируются достаточно сложно. Это объясняется тем, что их внутренний мир для них намного важнее. При этом не стоит забывать, что они могут интеллектуально превосходить своих сверстников, поэтому их интересы чаще всего будут не совпадать.
Как помочь такому ребёнку благополучно пройти путь социализации? Прежде всего, дорогие мамы и папы, уберите свое беспокойство, замените его на чувство радости или даже гордости. Ведь, возможно, ваш ребёнок будущий гений, который совершит великое открытие, напишет книгу или станет известным режиссёром. Но не это важно.
Важны ваша безусловная любовь и полное приятие ребёнка, которые помогут ему вырасти человеком без комплексов. Станьте для него близким другом, с которым можно всем поделиться, обо всём поговорить. И ваш ребёнок не будет чувствовать себя одиноким, потому что его любят и понимают.
Только вы, уважаемые взрослые, сможете помочь раскрыть все способности и таланты в своем ребёнке.
Только благодаря вашей любви, заботе, поддержке ребёнок получит свой счастливый билет в жизнь, сохранив уникальный внутренний мир.




«Просто опыт»

Не для кого не секрет, что большинство психотравм мы получаем в детстве. Можно ли этого избежать? Думаю, что вряд ли полностью удастся это сделать. А вот снизить уровень последствий от психотравм вполне возможно.
Приведу пример. Представьте себе, что на прогулке к вашему ребёнку подошли двое незнакомых сверстников. Они что-то просят у вашего ребёнка, и вы понимаете, что диалог не совсем доброжелательный.
Как поступить в такой ситуации?
С одной стороны, вы можете тут же вмешаться. С другой стороны, вы можете дать возможность ребёнку справиться самому, но под вашим контролем.
Почему второй вариант предпочтительнее? Во-первых, вы помогаете ребёнку найти самостоятельно выход из неблагоприятной для него ситуации. Во-вторых, ребёнок приобретает бесценный опыт. Он сам сумел справиться со своим страхом. Следовательно, испуг не заляжет на дно бессознательного, не станет очередной психотравмой, например, “боязнью незнакомых людей“.
Безусловно, это не значит, что вы оставили своего ребёнка один на один в трудной для него ситуации.
Вы рядом и готовы в любой момент вмешаться, чтобы поддержать его.
Дорогие мамы и папы, именно в ваших силах дать понять детям, что любые трудные ситуации - это всего лишь опыт. Он помогает нам преодолевать себя и делает нас сильнее.




«Про желания»

Как часто вы, уважаемые взрослые, слышите от своих детей такие фразы, как “я хочу“, “мне надо“? Думаю, что часто.
Стоит ли потакать желаниям ребёнка?
Давайте разберём на примере. Допустим, что ваш ребёнок увлечён каким-либо персонажем из игры или мультфильма. Воображение детей настолько ярко, что эти вымышленные герои становятся частью их реальной жизни. Ребёнок продолжает играть с ними, придумывает новый сюжет или воспроизводит увиденное. Получается, что эти игрушки необходимы им не для того, чтобы просто они были. Эти персонажи помогают развивать воображение детей.
Выстраивая сюжетные цепочки, ребёнок незаметно для себя развивает логическое мышление, умение сконцентрироваться на деталях игры. Помимо вышесказанного дети при появлении желанного персонажа испытывают необычайную радость. Именно это чувство становится базовым для понимания счастья. Вот и подумайте, дорогие мамы и папы, стоит ли покупать детям игрушки, которых они очень хотят? Ответ за вами. Но, уважаемые взрослые, не забывайте, что именно в детстве ребёнок активно познает все новое, поэтому и желаний у него много.

20 last posts shown.

202

subscribers
Channel statistics