Дервиш-просветитель


Channel's geo and language: Russia, Russian


Преподаю иврит
Make judaica interesting again!
Если что, можно писать сюда:
@dervish_prosvetitel

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Russian
Statistics
Posts filter


“Пункт назначения” в Танахе и у Леонарда Коэна.

В Танахе детерминизма немного, ибо он отбирает свободу воли.

Но вот у пророка Амоса в есть прекрасное:

כַּאֲשֶׁר יָנוּס אִישׁ מִפְּנֵי הָאֲרִי, וּפְגָעוֹ הַדֹּב; וּבָא הַבַּיִת--וְסָמַךְ יָדוֹ עַל-הַקִּיר, וּנְשָׁכוֹ הַנָּחָשׁ.

Это как если б кто, ото льва спасаясь, на медведя наткнулся, а домой прибежав, на ограду рукой оперся — и тут его змея ужалила.
Ам 5:19

В 1973 году во время Войны Судного Леонард Коэн посетил Израиль с концертным туром по прифронтовым зонам, а потом вернулся на свой греческий остров в глубокую депрессию.

Там он выпустил один из лучших своих альбомов New Skin for the Old Ceremony. В нем есть супер-детерминистская песня, переложение молитвы, которую произносят в Йом Киппур—Who by fire:

And who by fire, who by water
Who in the sunshine, who in the night time
Who by high ordeal, who by common trial
Who in your merry merry month of may
Who by very slow decay…

https://youtu.be/ilGahIwQEQ0?si=QVqBmvFI2g6IWsUb

874 0 16 9 35

Глагол לחלץ означает «вызволять».

Слово חולצה может означать как причастие «вызволена» так и слово «футболка».

Я рад безгранично что Ноа хульца!

Нам срочно нужна серия из еще 120 таких футболок❤️‍🩹

960 0 12 5 125

Праотец Йосеф как главная библейская квир-икона. Пост с обновлением в честь месяца прайда.

Я пишу этот текст на основе супер-конвенционального мидраша Берешит Раба, написанного мудрецами в 4 веке н.э.

Во-первых, мудрецы пишут, что в истории с Йосефом все началось с подросткового возраста.

הָיָה עוֹשֶׂה מַעֲשֵׂה נַעֲרוֹת, מְמַשְׁמֵשׁ בְּעֵינָיו מִתְלֵה בַּעֲקֵבוֹ מִתְקָן בִּשְׂעָרוֹ.
Вел себя как девочка-подросток: подводил глаза, ходил на каблуках и завивал волосы.
Мидраш Берейшит раба 74.

Дальше в том же месте говорится, что он вел себя так намерено в обществе некоторых своих братьев.

Во-вторых, Йосеф абсолютно не проявлял интереса к женщинам. Вспомните жену Потифара. Эта барышня так тащилась по нему, что приглашала подружек на винишко с этрогом, и для них это плохо кончалось. Те начинали чистить этроги, она вводила в комнату голого Йосефа, и (по одной из версий) они зачарованные крастой этого аидише-раба вскрывали себе вены теми же ножами что чистили этрог.
Мудрецам в общем жутко мешало, что Йосеф не переспал с женой Потифара как настоящий гевер-гевер.
Объяснения к этому будут все страньше и страньше.
Написано
וְאֵין אִישׁ מֵאַנְשֵׁי הַבַּיִת שָׁם בַּבָּיִת
И нет ни одного человека (мужчины) из домашних в доме.
Берейшит 39 глава

Мудрецы говорят: «конечно, нет мужиков в доме. Этот же красился с детства и на каблуках ходил, даже сам себя за мужика не считал, тьфу мерзко смотреть…»

Другие же говорят, что сам праотец Яаков благословил его словами:

וַתֵּשֶׁב בְּאֵיתָן קַשְׁתּוֹ וַיָּפֹזּוּ זַרְעֵי יָדָיו
И будет упругим лук твой, и сила семени твоего в руках твоих.
Берейшит 49:29

Кстати, קֶשֶׁת это еще и радуга, поэтому возможно Йосеф задал тренд на радужные флаги. Да что там говорить, папа Яаков подарил Йосефу радужный полосатый халат, который в те времена носили только принцессы-девственницы (как мы знаем из истории Тамар и Амнона). Братья кстати очень латентно завидовали, и тоже весьма хотели примерять радужный халат. (if you understand what I mean)
Из этого же стиха мудрецы выводят – он так хотел ее, и так сублимировал, что эакулировал не членом, а пальцами. Прямо семя из-под ногтей брызнула. В этом месте бритва Окама плачет и говорит нам «конечно, конечно, это же самое простое объяснение», а дедушка Фрейд просто улыбается.

Ну и вишенка на торте – умение мудрецов найти драму там, где казалось бы ничего не предвещало.
В момент, когда Йосеф раскрывается перед братьями Егуда, говорит ему:
וַיֹּאמֶר בִּי אֲדֹנִי יְדַבֶּר נָא עַבְדְּךָ דָבָר בְּאָזְנֵי אֲדֹנִי וְאַל יִחַר אַפְּךָ בְּעַבְדֶּךָ כִּי כָמוֹךָ כְּפַרְעֹה.
Господин мой! Разреши мне, рабу твоему, говорить с тобой. Не гневайся, господин мой, на раба своего. Ведь ты — что фараон! Бытие 44:18

Казалось бы, полное признание Егуды власти Йосефа над собой – он дважды называет себя рабом, и говорит, что Йосеф как сам фараон.
«Стоп!»,- говорят мудрецы,- «Как фараон, значит он ему как бы говорит «ты трахаешься с мальчиками как фараон». РАУНД!

А потом эту историю подхватили создатели сериала היהודים באים, и возвели ее в непомерно прекрасную степень абсурда.

А если серьезно, то мне нравится комментарий доктора Рухамы Вайс, которая говорит, что через историю Йосефа мудрецы сами исследовали и сублимировали свою сексуальность. Местами получалось весьма токсично, но по другому на эту тему в тех кругах говорить не умели.

НОВЕНЬКОЕ ГОРЯЧЕЕ:
Сейчас начал читать о Йосефе отце Иисуса. В христианской традиции очень мощно используются параллели и префигурации через имя.

Например, оба Йосефа спустились в Египет. Оля благословились через потомство: дети ветхозаветного Йосефа Эфраим и Менаше стали главами колен Израилевых, в то время как сын новозаветного Йосефа, это наш мальчик, который таки добился.

Но вот главное, о чем я подумал в контексте связи между двумя Йосефами:

Если ветхозаветный Йосеф—это гей холостяк, то новозаветный Йосеф, это история про такое распространенное в наши дни явление, как суррогатное материнство(или отцовство🤔😃).

1.4k 1 53 11 76

Forward from: Азохен вей
Рабби Шимон бен Манасия вздыхает: «Прекрасный помощник потерян для мира! Если бы змей не покрыл себя позором, то каждый израэлит владел бы в своем доме двумя змеями; одного он посылал бы на запад, а другого на восток, и они бы приносили ему благородный сардоникс, роскошные камни и жемчуга, а также всевозможные драгоценные предметы, и никто бы не мог причинить им вреда». К сожалению, змей запятнал себя позором еще на заре человечества, в Эдемском саду, и израэлиты с тех пор всё сами, никакой помощи в этом доме.

Так что мы с Женей @prosder отправились на восток от солнца, на запад от луны, в пустыню Шур и в центр старой Праги, в Вавилонскую башню и на склоны горы Кармель — и принесли оттуда кое-что благородное, кое-что роскошное, и кое-что всевозможное. Это новый выпуск подкаста Левиафан! Он называется «Змеи и лестницы», и вопросы в нем поднимаются следующие: Чего хотел змей в Эдемском саду? Как умирают чародеи? О чем спорили камни на Храмовой горе? Что за змея на эмблеме израильских десантников? Как ангелы возвращаются на небеса? От чего исцеляет медный змей? Как выглядит смерть?

В этом эпизоде упоминаются ангелы и чародеи, злодеи и праведники, голем и райская птица. Адам и Ева меняют одежды, Исаак и Иаков меняются местами, Моисей обнаруживает себя в щекотливом положении. И еще есть история про кроликов!

Ютуб | Приложения с подкастами

На патреоне есть дополнительный выпуск; там мы рассказываем про Афродиту и скорпионов, Маймонида и чары, Азазеля и истоки черной магии, богиню Хатхор и храм в Тимне.

931 0 10 2 42

Праздник Шавуот и мир Матрицы.

После выхода этого фильма на планете почти не осталось людей, которые не слышали бы о теории симуляции.

Если коротко, она заключается в том, что мы живем в матрице, которая ветвится на параллельные реальности каждый раз когда кто-то из персонажей (все мы) принимаем очередное решение. Более того, эту компьютерную игру можно переигрывать раз за разом, внося мелкие изменения.

Иногда параллельные симулятивные реальности прорываются в нашу. Ярким примером такого прорыва является эффект Манделы. В 2010 году после его смерти нашлось множество людей, которые помнили, как он умер в тюремной камере 40 лет назад. А еще, Дарт Вейдер никогда не говорил «ЛЮК, я твой отец»

В суфизме есть объяснение почему так происходит. Джинны могут путешествовать во времени, изменяя наше прошлое. Какой вывод из этого делают суфии? Нужно учить Коран наизусть, ибо джинны не властны над человеческой памятью.

Впрочем, до еврейской священной истории джинны тоже добрались. Не смотря на распространенное мнение братья не продавали Иосифа. Пока братья планировали как продать его мидьянитяне похитили Иосифа из ямы. А Моисея никогда не пускали в люльке по Нилу. Сестра просто оставила его на БЕРЕГУ реки в камышах.

Если примерять симулятивную модель на иудаизм до конца, то на горе Синай разработчик дает игрокам мануал как исправить все баги через соблюдение заповедей, описанных в нем.

Когда же Моисей разбивает каменный мануал, разочаровавшись, что евреи увлеклись сайд-квестом «постройка золотого тельца» Бог говорит ему יִשַּׁר כּוֹחַ – молодец, так держать! С тех пор появилась традиция всеночного изучения мануала по исправлению реальности ТИКУН ЛЕЛЬ Шавуот.

И даже несмотря на то, что разбитие скрижалей не самое радостное событие, сегодня на иврите мы приободряем друг друга теми же словами.

В общем снова с праздником, и пусть джинны меняют нам прошлое исключительно на что-то более приятное!


Орд Вингейт был реконструктором Стрелковым-Гиркиным здорового человека. Во время арабского восстания 1936-39 он сформировал отряд ночных еврейских рейнджеров.

Коротко о том, как Вингейт планировал операции:

«Я тут на досуге читал книгу Судей и мне очень понравилась история как Гидеон с бойцами проникли ночью в стан врага и резко зажгли факелы. Это таааак дезориентировало противника! А посему, держите каждый по сигнальному пистолету с зелеными ракетами, ночью мы идем совершать внезапные аресты вон в той деревне.»

А потом Вингейта перевели в Эфиопию, где он с отрядом в 2500 человек так нажал на спусковой крючок партизанской войны, что победил 250 тысячную итальянскую армию. Наверное, в этот раз как он Иисус Навин солнце остановил.

Йосеф Ашад был членом отряда Вингейта и опытным пальмахником, а потому его отправили организовать оборону религиозного киббуца Хазла под Беер Шевой.

«В моем распоряжении было 20 парней и девушек, и мне нужно было остановить колонну египетской армии, в которой танков было больше чем у меня людей. Я решил пойти на хитрость. Вокруг киббуца мы установили таблички с надписью «Осторожно мины!». В киббуце как раз умерли 2 осла. Их тела мы бросили под табличками, так, чтоб это выглядело, будто они подорвались. Вечером перед прибытием египетской колонны я позвонил жене, и как я думал поговорил с ней в последний раз…»

Тем не менее уловка сработала. Египтяне остановились, прочитали таблички, впечатлились ослами и отказались от идеи захватить киббуц.


Храмовая гора – это место, в котором четко виден принцип сохранения святости: Святость места остается, даже если религия меняется.

Например, там потрясающая коллекция капителей колонн всех времен. Среди них есть колонны, которые установил Ирод в 1-м веке до нашей эры. У Йосифа Флавия мы читаем, что капители колонн на Храмовой горе были позолоченными. Если присмотреться на некоторых из них 2000 лет спустя видны остатки позолоты.

Тамплиеры, обосновавшись в мечети Аль Акца, стали парковать лошадей в ее подземных помещениях. Конюшням нужно было срочно дать имя. Они хорошо помнили, что до них здесь кроме прочих был царь Соломон, а потому в 2024 году эти помещения продолжают называться конюшнями царя Соломона.

Как сказал один друзский поэт об Иерусалиме יוֹתֵר מִדַּי עָבָר עָבַר פֹּה – слишком много прошлого прошло здесь.

Некоторые мгновенья здесь остановились и продолжают жить в веках. На одном из кипарисов табличка с витиеватым запретом курения на арабском «запрещено загрязнять воздух, по которому поднимался на небо пророк Мухаммад».

Этот фьюжен не может не влиять на нас. Шауль Черняховски утвердил победу среды над генетикой фразой:

הָאָדָם אֵינוֹ אֶלָּא תַּבְנִית נוֹף־מוֹלַדְתּוֹ…
Человек – это лишь линия пейзажа его Родины…


В честь дня Иерусалима!

Готовясь к лекции, начал читать книгу гида краеведа Авихая Берга, и почему-то прослезился вместе с Товой.

«Несколько лет назад я брал интервью Товы Офер, санитарки из колоны бригада Пальмах Хар-Эль. К этому моменту у меня на счету были десятки бесед с бойцами войны за Независимость. Я знал историю этой бригады так или иначе из других интервью, но я с большим интересом слушал Товин рассказ о блокаде Иерусалима.

Вдруг, во время разговора по ее щекам начали течь слёзы.
-- Това, сказал я удивленно,-- прошло так много лет, а ты до сих пор способна расчуствоваться?
Това не могла остановить слезы:
--Я, Това Офер из Бейт Шехтера, вела колонну в Иерусалим. Разве могут быть в жизни большие достижения?»


С праздником, всех сочувствующих!


Ицхак Бентов придумал кардио-катетер, первую израильскую ракету и… нью Эйдж!

“В девять лет Ицхак Бентов, будущий инженер и изобретатель, провел теологический эксперимент. Был Йом Кипур, важнейший день еврейского календаря, время поста и молитвы. Ицхак вышел из дома, встретил соседских мальчишек – неевреев – и попросил у них бутерброд с ветчиной. В этот Судный день он решил не просто нарушить пост, но нарушить его вызывающе, дерзко. Бутерброд ему дали. Схватив его, Бентов убежал подальше в парк, в одиночестве сел на лавку и сделал первый боязливый укус. Он ожидал, что Б-г обрушит на него громы и молнии. Но этого не случилось. Может быть, Всевышний не заметил? Еще укус – и снова ничего. Тогда юный Бентов доел бутерброд и сказал самому себе: «Вероятно, Б-г – это нечто больше, чем мне рассказали».”

Кто-то, но точно не Эйнштейн,(я проверил!) сказал: “Самая большая глупость — делать то же самое и надеяться на другой результат”. Прочитав эту историю о Бентове, я подумал, что гениальность—это ставить тот же эксперимент, что и остальные, но приходить в противоположным выводам.

А еще, в Талмуде в трактате Мегила говорят הָאוֹמֵר דָּבָר בְּשֵׁם אוֹמְרוֹ מֵבִיא גְּאֻלָּה לָעוֹלָם — всякий цитирующий, и дающий ссылку на источник, приближает приход Машиаха. Поэтому, вот ссылка на полную статью.


Тернистая дорога Блэк-металла в Израиле.

В 1985 году Зэевом Таненбоймом в городе Гиватаим была основана первая израильская death metal группа Salem.

На каком-то этапе они отправили кассету со своими песнями группе Mayhem в Норвегию. Основатель группы Иеронимус высоко оценил творчество ребят, и пригласил их выступить в Норвегии. И тут все заверте…

Их творчество высоко оценил и басист Mayhem Варг Викернес (если кто слышал о группе Burzum-он ее основал). Правда отреагировал по-своему.

Написал Таненбойму письмо в духе, песни у вас хорошие, но жалко, что Гитлер вас не добил, а еще жальче, что Саддаму Хусейну это тоже не удалось. Словами Викернес не ограничился, и тоже послал в Израиль кассету, но со взрывчаткой. Интерпол не дал парню закончить дело Гитлера, и все обошлось.

В 1993 году Salem выпускают альбом «Каддиш» -- так называется заупокойная молитва у евреев. В этом альбоме есть один кавер на иврите הָעֲיָירָה בּוֹעֶרֶת «Горящее местечко»--одна из каноничных песен о холокосте и погромах, написанная изначально в 1938 году. Вполне себе святая корова для израильского общества. Парни еще и клип выкатили с кадрами из лагерей уничтожения.
 
Больше всех возбудился обиделся спикер кнесета Дов Шилански, выживший в Катастрофе. У нас тут Холокост, а у них гроул и дисторшн? Непорядок! Он провел обсуждение на эту тему в парламенте. И песню и клип запретили к трансляции в Израиле.

Но за ребят вступился другой парламентарий, переживший Холокост, Шевах Вайс. Сказал, что и обработка интересная, и видеоряд к клипу хорошо подобран. Песню обратно разбанили.
В общем, непростая судьба и тяжелого металла в Израиле. И последний фан фэкт – солист группы возглавляет в Гиватаиме богомерзкую службу парковочной инспекции. Что может быть более сатанинским?

https://youtu.be/rPIAuRzvRWg

P.s. Я публиковал этот пост 2 года назад, но вчера мы снова стали вспоминать эту историю в комментариях, поэтому вот.

P.s.s. Говорят есть какой-то сериал документальный про блек-металл в Израиле. Друг пересказывал мне из него момент, где музыкант из другой израильской Блэк-металл группы произносит примерно следующее:
—Эти домашние мальчики из Норвегии воспевают смерть как метафору, но ничего не знают о ней. А я служил в Голани во время Второй Ливанской. Я реально смерти в глаза смотрел!

4.1k 3 105 12 71

Тех, кто кушает мацу, узнаю я по лицу: История группы Kiss.

Так как большая часть экспонатов музея АНУ в Тель Авиве завязана на вопросе-предпосылке «а вы знали что и он, оказывается, из наших?», то и мне захотелось что-то написать по этому поводу.

Для меня было открытием что группу Kiss основали два еврея. Басс гитарист, Джин Симмонс, родился по именем Хаим Виц в семье венгерских евреев выживших в Холокосте в городе Тират Кармэль в 1949 году.

Когда его мама после развода переехала с сыном в Нью Йорк, Хаим какое-то время учился в бруклинской йешиве.

Солист группы Пол Стэнли родился в Нью Йорке под именем Стенли Берт Айзен тоже в еврейской семье.

Только ударник был ирландо-итальянцем из семьи католиков.

Четвертым же был Асс Фрейли, чью маму звали Анна-Эстер Хехт, но Википедия пишет, что она из немцев. Из таких немцев как Иммануил Кант или как Альберт Эйнштейн я так и не смог найти.

Музыканты первый десяток лет скрывали свои лица под характерным макияжем. Когда Джин Симмонс впервые давал интервью в 1974 на телевидении участница телепередачи стендапистка Тотти Филдс, урожденная София Фельдман заметила, что было бы забавно, если бы Симмонс оказался под всем этим гримом хорошим еврейским мальчиком.
—Вам ли не знать,—сказал Симмонс, урожденный Хаим Виц.
—А-то! Нос с горбинкой под гримом не спрячешь!—ответила Тотти Филдс.

Если бы нужно было охарактеризовать Джина Симонса языком твитера, то я сказал бы, что он воистину наш слон💪🏽💪🏽💪🏽🐘🐘🐘!

В 2006, посещая Израиль после Второй ливанской войны, он записал сингл с раненым во время войны солдатом, прикованным к инвалидному креслу, и назвал его своим героем.

Он также продолжал периодически выдавать базу, обвиняя в глупости артистов, которые по политическим причинам не выступают в Израиле и называя ООН, самой жалкой организацией на Земле.

На этот текст меня вдохновила гитара Джина Симмонса с подписью «Хаим Виц» в музее АНУ.

2.1k 0 48 9 106

Ессе homo! Новый вид человека обнаружен в Израиле.

Параллельно с хомо сапиенсом жили много разных хомо. Как правило, им давали названия в зависимости от места обнаружения их останков.

Так, неандертальцы, получили свое название от пещеры в Германии, денисовцы, от пещеры на Алтае.

В 2010 году при расширении бетонного завода Нешер в Рамле были найдены остатки человека, который жил 120-140 тысяч лет назад. Возможно, он был общим предком хомо сапиенс и неандертальца, и любил петь в караоке музыку мизрахи.

Меня бесконечно веселит тот факт, что его назвали по месту обнаружения Homo Nesher-Ramle. Чтоб вы понимали, для израильского уха это звучит как «Хомо Житомирский Цементный Комбинат».

1.9k 0 56 10 118

Как эфиопы отжали у коптов церковь руками израильской полиции.

Коптская и эфиопская церковь жили душа в душу примерно 1200 лет, но потом что-то не заладилось. Эфиопы покидали Иерусалим, а копты занимали их территорию в ХГГ. Во всяком случае. По версии эфиопов.

Мы привыкли видеть Дир-а-Султан, переход с крыши ХГГ вниз к центральному входу как эфиопскую церковь. Но так такой порядок вещей установился только в 1970 году, методом хитрого маневра.

Дело было так. На Пасху 1969 года эфиопам захотелось повесить у себя на крыше гирлянду с фонариками. Копты из соседнего монастыря Святого Антония восприняли это в штыки. Точнее, в камни. Эти камни полетели в празднующих эфиопов со стороны коптов, да так мощно, что пришлось вмешаться израильской полиции и заодно госпитализировать нескольких эфиопов.

На следующий год на кануне Пасхи министерство религий и полиция получили телеграмму с просьбой предотвратить кровопролитие в ХГГ. Чтобы не получилось, как в прошлом году.

Поэтому когда началось празднование Пасхи, на крыше ХГГ собралось много сил полиции, дабы не дать коптам снова атаковать эфиопов.

Когда коптская процессия пошла на службу в главные залы ХГГ резкие эфиопы сменили замки на дверях прохода Дир-а-Султан с крыши в Храм, и накрепко их заперли.

Сказать, что настоятель коптского монастыря офигел – это ничего не сказать! Он был в бешенстве. Израильская полиция, предупрежденная, что копты будут в бешенстве, оттеснила их процессию от дверей прохода Дир-а-Султан. В этот момент коптский настоятель понял, что оказывается еще есть куда фигеть…

Пока коптские монахи обходили ХГГ, чтобы попасть к себе с другой стороны, главный копт всю ночь звонил начальнику израильской полиции, министру религий и в спортлото. Но безуспешно.

Полиция в какой-то момент умыла руки, сказав, что не имеет полномочий вмешиваться в статус кво, и покинула сцену.

Багац, в который обратился коптский епископ, сказал, что это вопрос, который должно решать правительство.

В 1979 году, когда Бегин с Садатом подписывали мирный договор, президент Египта попросил вернуть коптам Дир-а-Султан. Этот пункт был внесен в мирный договор.
-- Мы непременно организуем правительственную комиссию по этому поводу,-- сказал Бегин, и тихонько добавил,-- Иншалла.
Комиссия с тех пор так и не собралась.

А потом в Дир-а-Султан обвалился потолок, потому что над ним православные греки начали строить церковь. Когда в жилом доме кого-то затапливает, пойди заставь соседа взять на себя ответственность. Когда что-то надо починить в ХГГ, все соседи хотят починить это за свой счет… чтобы потом сказать, что они вложили деньги в этот участок и он теперь частично принадлежит им. Но за этим зорко следят другие церкви статуса кво ( оооуо!! ую ин зэ арми нау!!!)

Тут, внезапно вступила в игру иерусалимская мэрия. В горсовете надо было проголосовать. Вы можете представить себе члена ультрарелигиозной партии Яхадут аТора, голосующего за починить Храм Гроба Господня? Вот и я нет. Они проголосовали против.

Спасли ситуацию члены партии ШАС, которые сказали, что ради того, чтобы египтяне тоже когда-то починили что-то еврейское у себя, мы готовы выйти их зала голосования, чтобы те кто за, и не такие принципиальные, как религиозные ашкеназы проголосовали как надо.

А потом в процессе ремонта полиция задержала коптского монаха, который пытался помешать процессу нарушения статуса кво. Египет выразил нам ноту протеста, а каналу Аль-Джазира даже не пришлось ничего выдумывать чтобы выставить нас в неловком свете.




Уроки коррупции от иерусалимских мамлюков.

Мы так привыкли, что у нас последние лет 100 все вращается вокруг Иерусалима, но так было не всегда.

Мамлюки, например, так не считали. Это, если что, такая армия безупречных, которых не освободила Кхалиси, а потому им пришлось как-то самим. Они безупречно наваляли монголам, чего-не удавалось до них никому.

Они построили через нашу землю свою почтовую дорогу из Каира в Дамаск, и она ни капельки не проходила через Иерусалим.

Более того, Иерусалим стал местом ссылки проворовавшихся чиновников. Такие ссыльные чиновники назывались «баталь». Чтобы показать, как они исправились, баталь начинали активно строить на оставшиеся деньги мидрасы, мечети и поильные фонтаны в городе. Теперь нам есть на что посмотреть в Старом городе.

Заодно была изобретена коррупционная схема передачи наследства от мамлюка своим наследникам не-мамлюкам. Все имущество папы-безупречного переходило в госказну, но если он создавал благотворительный фонд, поддерживающий какую-нибудь мечеть или мидрасу, то можно было сделать своих сыновей распорядителями этого фонда на зарплате. Очень хорошей зарплате.

Другими словами, вместо вкладывать в инфраструктуру они строили культовые сооружения. К 15-му веку город пришел в такое запустение, что в нем начались перебои в подаче ̶г̶о̶р̶я̶ч̶е̶й̶ воды и легкое вторжение бедуинских племен.

Или же иерусалимцы просто не голосовали за Мири Регев, а потому получили красный свет в ее светофоре.


Рабби Шимон бар Йохай, диета и порядок предпочтений.

Рабби Шимон бар Йохай был вынужден прятаться от римлян в пещере. У пещеры были родник и рожковое дерево. У рабби Шимона был сын. На диете из воды и рожкового дерева отец и сын бар Йохай провели 12 лет.

Недавно была написана работа на стыке религии и диетологии «Могли ли они прожить на такой диете 12 лет?» Финальный абзац этой работы жутко напоминал 14-й том работ Боконона. Он состоял из слова «нет».

Но вернемся к семейству бар Йохай. За эти 12 лет изучения Торы в пещере, они написали книгу Зоар. Когда они вышли из пещеры, то увидели людей, пашущих поле, в то время когда в мире есть Тора, и ее надо учить.

Раздосадованные рабби Шимон и сын взглядом сожгли людей, волов и само поле. Раздосадованный бог вернул семью раввинов еще на год в пещеру подостыть. Чтобы они поняли, что в мире чтобы существовать надо еще и добывать себе еду. Другими словами, можно смотреть на эту историю как на руководство по выстраиванию порядка предпочтений.

Изучающие эту историю литовские раввины, согласно хасидским анекдотам, не особо впечатляются чудом сжигания поля. Их намного больше интересует как по алахе будет происходить возмещение убытка они при этом сожгли домашнюю птицу ( если коротко-об этом 80% талмуда).

Профессор Михаль бар Ашер Сигаль приводит параллели истории о рабби Шимоне, которого бог вернул в пещеру подумать о порядке предпочтений с хрониками жития монахов 3-4 веков. Она прекрасна, а потому я вас ее перескажу:

Приходит странствующий монах-подвижник в одну монашескую коммуну, и видит, что вся коммуна занята земледелием.
-В это время, вместо пахать и сеять, вы могли бы молиться, поститься и слушать радио Радонеж!!- строго выговаривал им гость.
Глава коммуны отправил смутьяна в удаленную келью молиться поститься и слушать радио Радонеж наедине с собой.

Через N времени наш герой замечает, что уже пора ложиться спать, а его так никто и не позвал к ужину. Он вышел из кельи, и пошел к главе коммуны спросить что происходит, и будет ли компот. На что глава коммуны ответил ему:
-А мы уж тут было решили, что тебе не нужна еда, раз ты нас так критикуешь за то что мы сеем и пашем🤷‍♀️.

Сегодня Лаг баОмер—день смерти рабби Шимона. На горе Мерон неспокойно.

2.6k 0 30 3 108

Ричард Роудс не приводя источника пишет:

«После расстрела царской семьи в Екатеринбурге в личных вещах императрицы Александры Федоровны было 3 книги:
1 Война и мир.
2 Библия.
3 Протоколы сионских мудрецов.»

Широко жил партизан Боснюк, че уж тут😏

Upd: не смотря на дискуссию в комментариях я склонен верить Ричарду Роудсу, а вы для себя сами решайте. Его книга выглядит как очень добросовестный труд.


Бог как радиоволна.

Ближе всего к “увидеть Бога” был Моисей на горе Синай во время пересдачи экзамена на получение Торы, который даже завалил не он. Там он захотел увидеть Бога, с которым разговаривал.

Бог соглашается, но накладывает следующие ограничения:
1. Лицо мое невозможно увидеть и остаться в живых.
2. Меня в принципе невозможно увидеть и остаться в живых.
3. Перед тобой пройдет моя слава, но ее лицо тоже невозможно увидеть и остаться в живых.
4. Я приглашаю тебя посмотреть на мою славу со спины и приложу максимум усилий чтобы ты остался в живых.

То, с какими ограничениями Бог показывается Моисею напоминает мне Платоновскую пещеру, в которой сидят люди спиной к выходу, и видят на стене лишь мерцающие тени того, что происходит снаружи при свете дня. Согласно Платону, это мир, доступный нашим несовершенным органам чувств.

Исследование элементарных частиц очень напоминает историю с Богом и пещерой. Никто никогда не видел электрон. Мы знаем о его присутствии только по вторичным признакам в виде звуков или вспышек на экране. Мы знаем о том, что атом испустил фотон и перешел на другой энергетический уровень, когда видим цветную полоску на экране спектрографа.

Само наше зрение устроено так, что мы видим предмет только потому, что свет отразился от него и попал нам на сетчатку. Но электрон настолько мал, что свет, прежде чем попасть нам в глаз сдвинет его с предполагаемого места, а потому мы его не увидим там, куда смотрим.

Мы смотрим на славу Бога со спины, стоя к нему спиной, умудряясь рассчитать его квантовое спиновое число.


Еще немного непереведенного Керета.

Величие Этагара Керета заключается в том, что в одном рассказе, он способен в очень трагикомическом свете показать годин из глубочайших разломов в израильском обществе, который мы наблюдаем сегодня.

Вот, например, рассказ «Поломка на краю Галактики».

Сегодня я в очередной раз читал его и решил перевести кусочек.

Это эпистолярный жанр. Человек по имени Михаэль Варшавский хочет пойти в ближайший четверг с мамой-инвалидом, пережившей Катастрофу в квест-комнату «Поломка на краю галактики». Он пишет об этом хозяину квест-комнаты Сафи Морэ.

Беда в том, что на этот четверг выпадает Йом аШоа, и закон запрещает открываться развлекательным заведениям. Об этом пишет Сафи Михаэлю.

Тот в свою очередь пытается выяснить откуда родом родители Сафи-- ашкеназы как он, или из этих, восточных. А заодно выражает некоторые сомнения, что желание Сафи следовать букве закона характеризуют его как человека, который станет прятать преследуемое меньшинство у себя на чердаке, если тот самый закон потребует от него выдать властями Михаэля и его маму.

Сафи тоже есть что ответить. Он пишет, что такое сравнение его оскорбляет до глубины души и прикладывает фото своего иракского дедушки, на танке, после взятия Бейт Джобрина в 1948, отмечая что тот был пламенным сионистом и потерпел за это преследования со стороны местных властей.

Тем не менее Сафи делает большой жест и разрешает Михаэлю и его маме прийти в этот четверг, не смотря на закон.

Вот что пишет в ответ Михаэль Варшавский:

Спасибо, Сафи.
Я и моя мама очень ценим твою гибкость и рады, что удостоимся посетить твой escape-room. Который ты так хвалишь.

Не входя в мелочный спор касательно правоты моих утверждений, сам факт того, что ты обиделся уже оправдывает извинения. Прими пожалуйста мои извинения, и отказ недостойного сравнения между преследованием твоего дедушки и страданиями моей мамы.
Насколько я знаю в Ираке не было геноцида, и евреев не гнали в крематории и газовые камеры (я вообще сомневаюсь, что в распоряжении иракского народа были тогда достаточно продвинутые технологии чтобы построить газовые камеры).
Я предполагаю, что твой дедушка-идеалист пережил немало неприятных моментов на родине, но всякое сравнение между ним и ужасами Катастрофы свидетельствует недостатке эмпатии и невежестве.

Я рад что в ближайший четверг мы сосредоточимся на астрономии, а не на истории нашего народа, и таким образом избежим дальнейших трений.

Upd. В
результате чтения комментариев добавлю здесь. Михаэль Варшавский — неблагодарный мудак.


Он пока не переведен на русский. Более того, я думаю, что в контексте трагедии 7 октября вряд ли кто возьмется за это в ближайшее время. Слишком уж горькое у него окончание. Тем не менее, если вы хотите послушать весь рассказ в аудио на иврите, то вот. Повторю, Керет потрясающий!


Чудо, которое не случилось.

«Они всегда были непонятными, люди страны Миср. У них были пирамиды и бог, который раздваивал мысли. Человек с раздвоенными мыслями бьет вполсилы, и стрела его не попадает в цель. Этот бог всегда придерживал их руку, когда они поднимали клинок, и дергал их лук, когда они отпускали тетиву. Поэтому они всегда проигрывали и были плохими солдатами. Почему они благодарили бога?»

«Люди страны Миср тоже делали это по-разному: одни пять раз в день прижимались лицом к земле, другие крестились и громко пели, как франки. Были и такие, кто привязывал ко лбу коробочки и накрывался с головой, чтобы отделить себя от жизни, которая вокруг. Они напрасно ссорились. Это всегда был один и тот же бог, который делал их слабыми. Им, как женщинам, была неприятна кровь и знакомы слезы.»

«Емшан»
Морис Семашко

Во время осады Святого Города франками, которые крестились и громко пели, им правили люди страны Миср, которые 5 раз в день прижимались к земле.

После первого штурма, франки разулись, взяли в руки трубы, и стали обходить стены города, громко трубя. Люди страны Миср думали, что это обманный маневр, а потому замерли, ожидая подвоха. Ведь эти беловолосые франки «хоть громко пели песни своему богу, прозрачные глаза их смотрели прямо, не отвлекаясь...»

Франки же думали, что у них в руках оружие Судного дня. В книгах тех, кто привязывал ко лбу коробочки и накрывался с головой, было написано как их предки 7 раз обошли с трубами Город Луны и его стены пали.

Люди с коробочками на головах знали, что время чудес миновало, но франки шли трубили и пели. Когда люди страны Миср поняли, что это не обманный маневр они натянули луки и стрелы обрушились на босоногих франков. Это было время, когда люди, по-разному славившие Милосердного Бога, не питали друг к другу и грамма милосердия.

Эта атака франков закончилась ничем. Ведь человек с раздвоенными мыслями бьет вполсилы, и стрела его не попадает в цель.

P.s
Летом 1099 года крестоносцы совершили обход стен осажденного Иерусалима с трубами. Они верили, что подобно тому, как Бог отдал Иерихон в руки евреев, их Иисус обрушит для них стены города трех религий.

P.p.s
Морис Семашко — поэт в прозе, которого я всем рекомендую.

20 last posts shown.