5⃣ Техника «Смелое сердце» (автор Селиванова Е.А.)
Цель: формирование позитивной Я-концепции, уверенности в себе.
Возраст: 3—12 лет.
Материалы: гуашевые краски, кисти, вода, лист плотной бумаги, ножницы.
Время проведения: 10—30 минут.
▫Инструкция:
1 этап
Ребенок рисует на листе бумаги ярко красной краской большое сердце и раскрашивает его.
2 этап
Психолог или другой взрослый рассказывает сказку про смелое и доброе сердце, которое помогает многим людям, а главное, тем, кто его создаст.
3 этап: Обсуждение с ребенком таких вопросов:
🔹 Кого и от чего нарисованное сердце может защищать?
🔹 Как нарисованное сердце может помочь тебе в разных жизненных ситуациях (в детском саду, когда поругаешься с другом, когда остаешься один в комнате и т.д.)?
Задача психолога: подвести ребенка к его актуальным проблемным ситуациям и посмотреть на них со стороны, проанализировать. Но основной терапевтический эффект достигается за счет создания конкретного материального образа, играющего функцию защиты от негативных жизненных моментов.
4 этап
Ребенок вырезает сердце и забирает его домой, где вклеивает в нарисованное сердце свою фотографию и помещает его на видное место — над кроватью или столом.
6⃣ Упражнение «Расскажи свой страх» (взято с просторов Интернета, автор неизвестен)
Цель: коррекция страхов, повышение уверенности в себе.
Возраст: для детей с 5 лет.
▫Инструкция:
Минимальное количество участников – 2, чем больше, тем продуктивнее упражнение.
В тесном доверительном круге взрослый рассказывает о детских страхах: «А вот когда я был таким, как ты, то...» Затем задает вопрос: «А у вас было такое?» «А кто чего боится, расскажите!» Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно.
Ведущий каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее.
Предостережение: Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговорите все возможные детские страхи: темноты, одиночества, смерти, чужих людей, животных, злых сказочных героев и т.д.
7⃣ Упражнение «Красивое имя» (упражнение О.В. Хухлаевой)
Цель: повышения уровня самопринятия.
Возраст: 6—13 лет. Материалы: фломастеры, карандаши, краски, лист бумаги.
Время проведения: 10—30 минут.
▫Инструкция:
Психолог предлагает ребенку написать свое имя на листе бумаги ярким фломастером. Если он пока не умеет писать, то имя пишет взрослый.
При этом ребенок обязательно четко читает написанное и обводит имя пальцем.
Затем ребенку предлагается разрисовать, украсить, раскрасить свое имя так, что бы получилось очень ярко и красиво.
8⃣ Техника «Художники-натуралисты» (взято с просторов Интернета, автор неизвестен)
Цель: работа со страхами и предубеждениями.
Возраст: с 4 лет
Материалы: большой лист белой бумаги, либо кусок старых обоев, клеенка или газеты, блюдце, жидкие краски.
▫Инструкция:
Играют родитель и ребенок.
Возьмите большой лист белой бумаги, либо кусок старых обоев, и положите на клеенку или газеты. Перед играющими поставьте блюдца с жидкими красками. Разрешите себе и ребенку рисовать не кисточками, а пальцами, кулачками, ладошками, локтями, ногами, щечками, носиком.
Сюжет рисунка можно выбрать любой: «Падают листья», «Следы невидимых зверей», «Фантастическая планета», «Разноцветная мозаика» и т.д.
Замечание: После упражнения желательно хорошо помыться, вспоминал то раскрепощение и ощущение свободы и радости, которое все почувствовали.
Хорошо проводить это упражнение на природе перед купанием и отмывать всем вместе друг друга.
9⃣ Техника «Солнце» (модификация упражнения О.В. Хухлаевой)
Цель: формирование позитивной самооценки.
Возраст: 5—13 лет.
Материалы: краски, кисти, лист бумаги.
Время проведения: 10—20 минут.
▫Инструкция:
Ребенок рисует в центре листа круглое солнце с лучами. Психолог не оговаривает количество лучей, даже если ребенок пытается уточнить.
В центре солнца он пишет большую букву «Я». Затем каждый лучик солнца он подписывает своими положительными качествами.
Если ребенок не умеет писать, то только называет свои качества, а взрослый их записывает.