Друзья, привет! Это Ксения номер два, продюсер Страдариума. Сегодня расскажу вам об искусствоведческом открытии, достойном романа Умберто Эко :)
Донателло, великий скульптор Возрождения, соревнующийся в славе разве что с Микеланджело, провёл около 10 лет своей жизни в Падуе (1443-53), североитальянском городе, с начала XV века находившемся под покровительством Венецианской Республики.
Широко известны центральный алтарь падуанской базилики Сант-Антонио работы Донателло, как и расположенная перед ней бронзовая конная статуя Гаттамелаты — первая со времен античности.
Однако одно из распятий мастера веками находилось в небольшой раннеготической церкви Падуи ордена сервитов Santa Maria dei Servi, основанной в конце 13 века, в левой её апсиде. После того, как в феврале 1512 года, прямо во время Великого поста и Страстной недели грудь и лицо Христа начали кровоточить, распятие получило славу чудотворного. Конечно, чудотворный статус распятия затмил его художественную ценность в глазах прихожан и хронистов на века вперед, и знание о ее авторстве, видимо, постепенно померкло.
Но в 2008 году, спустя больше пятисот лет после создания распятия, всё изменила маленькая пометка на полях.
Малозаметную рукописную пометку XVI века обнаружил итальянский историк Марко Руффини на полях первого издания «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари 1550 года, сейчас находящегося в библиотеке Йельского Университета. Руффини считает, что, хоть анонимный автор пометки (так называемый историками «Anonimo di Yale») и не являлся известным интеллектуалом, тем не менее имел широкие познания в сфере искусства и педантично комментировал все неточности Вазари на полях вышеупомянутого издания. В том числе — список работ Донателло от Вазари, как окажется позже, неполный. Аноним пишет заметку на полях напротив списка: «Донателло также выполнил распятие, которое сейчас находится в Церкви Сервитов в Падуе» (‘‘ha [Donatello] ancor fato il Crucifixo quale hora e ` in chiesa di Servi di Padoa.)
Руффини зацепился за эту пометку, которая в конце концов открыла исследователям еще одно чудо распятия Деи Серви — художественная экспертиза показала, что оно действительно было создано рукой великого ренессансного мастера, как и свидетельствовал Йельский Аноним и предполагал другой итальянский ученый, Франческо Кальотти, также исследовавший первое издание «Жизнеописаний» несколькими годами ранее.
В 2015 году окончилась масштабная реставрация распятия, длившаяся многие месяцы и включавшая в себя рентгеновские исследования, 3D моделирование, химический анализ. Обнаружилась ещё одна занимательная деталь: ультрафиолетовые снимки показали, что лобковая область скульптуры долгое время была покрыта набедренной повязкой. Тем не менее, натуралистичность, с которой Донателло изображает тело Христа, уникальна для его эпохи.
Друзья, не знаю, как вы, а я теперь буду внимательнее относиться к заметкам на полях библиотечных книг!
А пока что приглашаем на курс
«Пять разговоров о Библии». Сегодня — вторая лекция, ещё можно присоединиться!