Лилия Габдрафикова ✍ Татар йорт


Channel's geo and language: Russia, Tatar
Category: Other


Популярная история татар.
Тюркская культура и татарский язык.
Частные миры прошлого.
Для сотрудничества @gabdrafikova_liliya

Related channels  |  Similar channels

Channel's geo and language
Russia, Tatar
Category
Other
Statistics
Posts filter


Video is unavailable for watching
Show in Telegram
В память обо всех, чья жизнь разделилась на до и после 22 июня 1941 года.

"Мәрәһим йыры" (сл. М.Кәрим, муз. В.Савватеев) с фрагментами фильма "Озын-озак бала сак" (реж. Б.Юсупов).
Исп. Д. Маннанов.


Татарская семья из Астрахани — Кулахметьевы: Исмаил, Давыт, Зайнат, Усмит и Махруй.
Фото сделано в мае 1918 года.
Любопытно, что на этой же фотосессии дети — Махруй и Исмаил — сфотографировались и без традиционных головных уборов — самых очевидных символов их принадлежности к татарской (мусульманской) культуре.

Наступила новая эпоха, страна летела в тартарары, но большинство людей пребывало в своих привычных мирах и верило, что все катаклизмы вокруг — это временные трудности. И семья татарского буржуа отправляется в фотоателье в Астрахани, чтобы «фото суктырырга» или «карточка алдырырга», совсем как в старые добрые времена. 


"... особенностью концептуальных систем тюркских языков является то, что в процессе семантического словообразования активно задействован человек, часто используются соматизмы - слова, называющие части тела человека (...).

Күз - это не только глаз человека, но и, например, петли при вязании.
Каш - бровь; йөзек кашы - драгоценный камень на перстне.
Тел - язык; сәгать теле - стрелка часов.

...часто соматизмы используют для обозначения особенностей ландшафта:
тау бите (букв. лицо горы) - склон, косогор;
тау биле (букв. талия горы) - седловина;
тау түбәсе (букв. макушка горы) - вершина горы, пик и т.д.

... соматизмы используются и для обозначения таких особенностей ландшафта, которые для тюрков, живущих в глубине материка, не характерны: диңгез култыгы (залив моря, букв. подмышка моря), бугаз (пролив, букв. горло), борын (мыс, букв. нос).

... мы наблюдаем своеобразный "антропоцентризм" в тюркской концептуальной системе...".

(Радиф Замалетдинов.
" Татарская культура в языковом отражении")

#ТатарТеле


Forward from: Инде / город
Наши впечатления о Сабантуе — яркие платки, любовно вышитые полотенца, яйца, целый баран и многое другое. Все это отсылает к самым разным эпохам и несет свои смыслы. Неизменным остается одно: не бывает Сабантуя без татар, так же как и татар без Сабантуя.

Попросили доктора исторических наук, главного научного сотрудника Института истории имени Марджани, автора популярных блогов о татарской истории и культуре Лилию Габдрафикову рассказать об истории этого праздника, одного из ярких символов татарской культуры

@indekazancity


Некий Латиф әфәнде Каримов, Госман әфәнде Аюпов из Акмолинска и Зайнаб ханым Хасания (супруга казанского издателя Ахметгарая Хасани) поздравляют своих близких с праздниками.

Бәйрәмегез котлы булсын!  Гаед шәриф мөбарәк булсын!- диләр, һәм бәйрәмгә шаһит булып һәдия (бүләк) калдырмакчылар имеш.

Это татарские визитки начала ХХ века.

Корбан-бәйрәм котлы булсын!

672 0 3 10 44

Forward from: Институт татарской Энциклопедии
14 июня 1996 г. был создан Институт истории АН РТ.

Институт был образован в соответствии с Указом Президента РТ на базе отделов истории, археологии и этнографии, истории общественной мысли, исламоведения Института языка, литературы и истории им. Г.Ибрагимова АН РТ для стимулирования научных исследований в области истории Татарстана и татарского народа, подготовки высококвалифицированных кадров.

В 2002 г. Институту присвоено имя выдающегося татарского ученого-мыслителя, религиозного и общественного деятеля Ш.Марджани.

Институт ведет большую работу по выявлению, научной обработке и публикации важнейших источников по истории татар и Татарстана. Директор: Р. Р. Салихов.


Уездные города и татары не перестают удивлять меня:

на этой фотографии супруги Ураевы из Орска (Оренбургская губерния). 

В 1912 году именно эта татарская купеческая семья открыла в Орске первый синематограф. 

Интересно, что в том же году и в Бугульме первое такое заведение открыл купец М.Хакимов. Видимо, быстро сообразили татарские предприниматели, что новый бизнес обещает быть прибыльным. 

Синематограф Ураевых, открывшийся в Орске, назывался «Русь». Кинотеатр размещался в одноэтажном здании, которое, увы, не сохранилось. 

#ТатИстории

Зато сохранилось другое здание — дом татарского купца Ахметзяна Нигматуллина. И там тоже проходили киносеансы. В 1914 году Ахметзян-бай открыл синематограф «Фурор». Кроме того, в его особняке проходили татарские театральные представления. 

Р.S. Кстати, внук купца А.Нигматуллина — легендарный театральный режиссер Марсель Салимжанов. Преемственность. 

676 1 15 1 38


716 0 20 1 17

В День России — небольшой подарок от меня:

электронную версию монографии «Уездный город Мензелинск (конец XVIII – начало XX века)» теперь можно скачать на сайте татаровед.рф (раздел библиотека) или прямо здесь.

Конечно, это бесплатно. 

Собственно из таких малых населенных пунктов и складывалась модерновая Россия: из крепостей и ярмарочных центров, из многочисленных сёл, превращенных росчерком чиновничьего пера вдруг в «уездные города»; из пёстрой гаммы сословного общества, делившегося по факту на «господ» и «людей»; из общинного конформизма и единоличной удали (иногда в надежде на царя); из  стремлений к добру, красоте и надежд на будущее. 

В книге много «повседневной истории», поэтому говорят, что «читается легко».  

Видимо, такой подход — это уже со мной навсегда. 


Можно ли доверять художникам-этнографам?
Вот, например, Федору Григорьевичу Солнцеву (1801-1892). См. предыдущий пост.

В 1830-е годы он сделал еще акварельные портреты "киргизских" женщин. Т.е. казахских.

Но видел ли сам художник казахскую женщину?
Я даже не про антропологический типаж, а про отдельные детали внешнего вида.

... Пирсинг, трубка, небрежные волосы...

У меня лично возникают другие ассоциации. Да, они тоже "восточные", но не с жительницами Великой Степи.

Ну и для сравнения - казахские женщины на фотографиях конца 1890-х гг.

Р.S. в общем, иногда такие работы напоминают современную нейросеть. Вроде, и похоже на правду. Но детали...


"Татары-мусульмане в будни, как мужчины, так и женщины, в летнее время, носят ситцевые рубашки и штаны.

У бедных  большей частью штаны бывают из самотканного холста. Они сначала ткут из льняных ниток холст, потом моют в воде и сушат на солнышке; это повторяется несколько раз, пока холст не становится белым. Потом они отдают его красильщику набивать.

Мужчины сверх тюбетейки носят шапку.

На ноги они обувают лапти и чулки. Чулки они шьют сами из сукна. Сукно ткут из  шерстяных ниток, потом отдают на мельницу топтать.
Богачи и торговые люди носят ичитки (ичиги - прим. Л.Г.) глубокими или полуглубокими галошами, или одни галоши из кожи. (...)

Женщины сверх рубашки летом ничего не надевают, а покрываются шалью или большим платком".

Иван Лукин, 1915 г.

Фото: акварели Федора Солнцева.


- До революции у политической полиции было такое понятие – «негласное наблюдение» за неблагонадежным человеком. В советское время продолжали применяться все эти инструменты и методы работы … Доносы доросли до невероятных масштабов… Как это было в Татарстане в 1920-е годы?

- Уже по материалам 1923-1924 годов видно, что государственные органы вели постоянное наблюдение за мусульманскими (мухтасибатскими) съездами и поддерживали малейшие разногласия среди разных слоев духовенства. При освещении этой проблемы они включали даже в материалы съезда специальную графу – «внутренние противоречия и группы».

- А много было "внутренних противоречий"?

- На самом деле среди «молодых» и «старых» мулл было лишь разное отношение к деятельности махаллей в современных условиях, но не к догматической стороне религии.

Конечно, у партийных органов был свой взгляд на это. (...)  появляются заявления об опасности прогрессистов по сравнению с реакционерами, которые пассивны в своей деятельности.

- Сначала «прогрессистов» использовали в качестве инструмента по борьбе со старыми, возрастными муллами. А потом и их самих объявили «опасными элементами»?

- Да, уже в 1927-1928 годах разделение мулл в документах партийных и государственных органов практически отсутствует.

https://m.realnoevremya.ru/articles/291887-v-chem-provinilis-tatarskie-mully-i-za-chto-ih-tak-nakazali


Продолжаю знакомить со своими коллегами-историками и их публикациями.

Миннуллин Ильнур Рафаэлевич.
Родился 6 июня 1975 года в Казани.
Окончил Казанский государственный  университет.
Кандидат исторических наук.

Работает в Институте истории Марджани Академии наук Республики Татарстан.

Сфера научных интересов - история ислама в Среднем Поволжье, социально-экономическая история ТАССР, историко-культурное наследие, история геральдики Татарстана.

Научные статьи И.Р. Миннуллина об истории ислама в Поволжье опубликованы также на английском, немецком и французском языках.

Особенно следует отметить его монографии о татарских муллах в 1920-1930-е годы.

#историки


Video is unavailable for watching
Show in Telegram
Ну и фрагменты того самого разговора


Побывала вчера на необычной встрече в Казанском Кремле. Рассказывала, как всегда, об истории татар. Чай, история повседневности, тарих вә әдәби мирас - всё, что мы любим)

Тәшшәкүрләр бу күркәм чараны оештыручыларга!

15 last posts shown.