#Слово_Священноигумена
Нередко священнослужителям кажется привлекательным принимать на себя некое обличье психолога – в отсутствие соответствующего базового образования. Таким образом рождается химера христианской проповеди, которая не достигает никаких целей. Потому что с точки зрения профессионального психолога это дилетантизм и профанация, а с христианской точки зрения подобная «проповедь» находится вне традиции Церкви и Священного Писания, а потому не служит инструментом пастырского душепопечения.
Если кто-то психологией хочет заниматься – вуаля, как говорят французы, поступай в университет на психологический факультет, меняй профессию. Дай Бог остаться верующим человеком и остаться в Церкви, но никто же не держит! Но если ты остаёшься священником, ты должен понимать, что у психолога свой инструментарий, своё целеполагание, а у священника другой инструментарий и другое целеполагание: в первую очередь спасение человеческой души, а значит, достижение человеком смысла бытия. Самое важное целеполагание, и ни одна светская деятельность не имеет такого целеполагания, как то, которое имеют Церковь и священнослужитель.
Неотъемлемым элементом пастырского делания является личное молитвенное усилие священника. Священник, который дома не молится, который во время богослужения не молится, не туда попал. Лучше тогда тихонечко-тихонечко уйти в другое место. Священник, не молящийся за богослужением или дома, — это уже не священник, это какой-то отправитель обрядов с непонятным душевным настроем. Поэтому личная молитвенная жизнь священнослужителя – это непременное условие, прибегая к светской терминологии, вашего профессионального успеха. Не может быть священник успешным, если у него нет личной молитвенной жизни, –
это медь звенящая и кимвал бряцающий (1 Кор. 13:1).
Нет нужды напоминать о том, что молитва должна быть главным нашим деланием, буквально дыханием жизни. Так должно быть и через 10, и через 20, и через 30 лет служения – и никакого выгорания! Помню, говорит какой-то батюшка: «у меня выгорание». А может, и гореть было нечему? Изначально, может, не туда попал? Не может выгореть настоящее призвание, когда священник совершает Святую Евхаристию, когда он принимает покаяние, соприкасаясь с человеческими скорбями и страданиями. Не может быть выгорания, когда цель священника – спасение человеческой души, а значит, реальная помощь в жизни. Поэтому если есть признаки выгорания, то лучше сразу куда-нибудь в другое место – там выгорать или догорать, но не в Церкви. В Церкви нужно гореть!
Ещё раз хочу сказать, что внутреннее состояние священника определяется его отношением к личной молитве. Если личная молитва уходит на второй план, значит, происходит что-то опасное в духовной жизни, что может закончиться просто личным несчастьем. И ни в коем случае мы не должны говорить о молитве как о некоем формальном действии: правило прочитал – вроде как помолился. Без искреннего обращения к Богу не может быть молитвы, сколько бы текстов вы ни прочитали.
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на собрании духовенства Калининградской митрополии 8 июня 2024 года