Мотивация детей к речевой активности У ребёнка должна быть мотивация к тому, чтобы заговорить и развивать свою речь. Одним из неблагоприятных факторов, который влияет на задержку речевого развития, является гиперопека, когда все желания малыша выполняются по его жесту (а порой даже взгляду). У него не возникает мотивации к тому, чтобы начать говорить, потому что родитель уже и так всё понял и сделал за него. Важно давать возможность ребёнку самому сказать (на каждом этапе речи это будет свой вариант коммуникации), чего он хочет, а не предугадывать его желания.
⚪️На
первом этапе развития речи взрослый старается озвучивать предметы, которые окружают малыша (не потоком речи, а чёткими словами и звукоподражаниями): «это мяч; машинка би-би; это ложка». Затем взрослый начинает просить малыша совершать действия. Не делать за ребёнка, а просить именно его совершать действия: «дай мяч; на куклу (предлогом «на» мы обозначаем действие, при котором ребёнок протягивает руки и берёт предмет); принеси чашку».
В этот период появляется указательный жест и прежде чем что-то дать ребёнку, это нужно назвать, чтобы в дальнейшем он сам называл то, что хочет. Ребёнок показывает пальцем на поильник. Взрослый не просто протягивает поильник, а задаёт вопрос, спрашивая, что именно хочет ребёнок: «Ты хочешь пить? На пить.»
Будет отлично, если взрослый будет озвучивать за ребёнка, пока тот не говорит, делая между предложениями небольшие паузы: «Это банан. Мама, дай банан! На банан».
⚪️На
втором этапе развития речи взрослый начинает рассказывать малышу больше информации о предметах, говоря о их свойствах: цвет, размер, форма, текстура, о том, для чего нужны эти предметы. Дети с удовольствием рассматривают виммельбухи, показывают пальцем на разные картинки в них, а взрослый озвучивает и рассказывает про эти предметы. И наоборот, взрослый просит показать малыша какую-то картинку, и, если ребёнок пока не называет её, взрослый озвучивает за него.
⚪️На
третьем этапе взрослый общается с ребёнком уже полными развёрнутыми предложениями, отвечает на его вопросы. Ребёнок становится «почемучкой» и задача взрослого стараться поддерживать речевую активность малыша. Если вы не знаете ответ на какой-то вопрос можно сказать, что вы пока не знаете, но ответите позже или предложить вместе найти ответ в энциклопедии. Важно задавать вопросы ребёнку: Что он сегодня ел на обед в детском саду? С кем играл на площадке? Какую птичку сегодня видели, когда шли в магазин и тд.
Какие-то дети начинают говорить рано, у них активно развивается словарь, они быстро переходят со второго этапа речи на третий. А есть дети, которых нужно помочь «разговорить», задавая им вопросы, проговаривая за них, пока они не говорят, давая правильный речевой образец. Каждый ребёнок развивается в своём темпе, но важно обращать внимание на речевое развитие и, при необходимости, не бояться обратиться за помощью к логопеду.
#речевоеразвитие