Как читать книги с детьми, чтобы развивать у них эмпатию?
Если для нашего еще поколения было очевидно - читающий ребенок = умный ребенок, то сегодня все чаще возникает этот вопрос - ну, будет он читать, а что толку от этого? вон Васька сосед не читал никогда, а такой успешный программист.
Логичный и справедливый вопрос. И совершенно точно мы знаем, что из чтения можно взять два очень важных практических навыка. Но оставим пока в стороне читательскую грамотность и чтение с подростками как способ их разговорить)
Читая ребенку книги, можно учить его эмпатии - слышать, понимать, чувствовать другого человека.
Секрет тут вот в чем - обычно при чтении книг с детьми мы фокусируемся на событиях.
Нашел, увидел - побежал - догнал, схватил, убежал.
Именно на этом концентрируется и сам ребенок. И, кстати, поэтому ребенку часто не очень интересно читать - в фильме все быстрее, динамичнее и ярче.
Но можно идти глубже, в чувства героев.
В хороших книгах чувства не описаны напрямую. Как и в жизни. Редко когда человек приходит и говорит: "Мне сейчас одиноко, а разочарован и со мной надо сидеть и гладить меня по голове".
Эмпатия - это как раз и есть способность понять чувства другого по косвенным признакам, понять, что чувствует человек. И именно это мы можем делать, читая с ребенком.
Вот Малыш бежит к родителям сказать, что прилетел Карлсон.
Что он чувствует?
Почему ему так важно показать Карлсона?
Было у тебя такое, что ты говоришь правду, а тебе никто не верит?
Как описать это чувство? Отчаяние? Боль? Хочется громко кричать? Чтобы все услышали твою правду, да?
А Боссе и Бетан - что они делают? Насмехаются, да? Это больно, обидно?
И Малыш думает, что сейчас что будет?
Все увидят Карлсона?
И что это будет значить? Что он говорил правду, что он не врал?
И вот все видят пустую комнату... как себя чувствует Малыш?
А он чувствует, что его обманули? Такое предательство вышло, да? Карлсон сказал всех привести, а сам улетел, да?
Что сейчас помогло бы Малышу? Как можно его утешить?
Не надо обсуждать так каждый поворот в книге. Один такой эпизод за общее чтение, может быть, не каждый раз (и не во всех книга такое можно обсудить).
Что это даст?
- Это колоссально развивает эмпатию ребенка - умение понимать чувства других, сострадать, понимать, как можно посочувствовать.
- Огромное развитие эмоциональной грамотности - умение называть чувства и называть то состояние, которые мы испытываем
- Возможность проговорить свои чувства и обиды. Часто мы даже не замечаем, что у ребенка произошло что-то очень важное. Вот он сказал правду, а ему не поверили.
- Знание. что с родителями можно говорить об эмоциях, боли, обидах, навык того, как это делается. Понимание, что об этом можно говорить.
- Ребенок будет понимать, что книга - это то место, которое можно приложить к своей душевной боли (тем более, что сейчас выходит очень много книг для детей, разбирающих разные сложные ситуации в душе)
Какие фрагменты из книг хочется обсудить с детьми?
Какие самые любимые для совместного разговора?
#книги
-
Если для нашего еще поколения было очевидно - читающий ребенок = умный ребенок, то сегодня все чаще возникает этот вопрос - ну, будет он читать, а что толку от этого? вон Васька сосед не читал никогда, а такой успешный программист.
Логичный и справедливый вопрос. И совершенно точно мы знаем, что из чтения можно взять два очень важных практических навыка. Но оставим пока в стороне читательскую грамотность и чтение с подростками как способ их разговорить)
Читая ребенку книги, можно учить его эмпатии - слышать, понимать, чувствовать другого человека.
Секрет тут вот в чем - обычно при чтении книг с детьми мы фокусируемся на событиях.
Нашел, увидел - побежал - догнал, схватил, убежал.
Именно на этом концентрируется и сам ребенок. И, кстати, поэтому ребенку часто не очень интересно читать - в фильме все быстрее, динамичнее и ярче.
Но можно идти глубже, в чувства героев.
В хороших книгах чувства не описаны напрямую. Как и в жизни. Редко когда человек приходит и говорит: "Мне сейчас одиноко, а разочарован и со мной надо сидеть и гладить меня по голове".
Эмпатия - это как раз и есть способность понять чувства другого по косвенным признакам, понять, что чувствует человек. И именно это мы можем делать, читая с ребенком.
Вот Малыш бежит к родителям сказать, что прилетел Карлсон.
Что он чувствует?
Почему ему так важно показать Карлсона?
Было у тебя такое, что ты говоришь правду, а тебе никто не верит?
Как описать это чувство? Отчаяние? Боль? Хочется громко кричать? Чтобы все услышали твою правду, да?
А Боссе и Бетан - что они делают? Насмехаются, да? Это больно, обидно?
И Малыш думает, что сейчас что будет?
Все увидят Карлсона?
И что это будет значить? Что он говорил правду, что он не врал?
И вот все видят пустую комнату... как себя чувствует Малыш?
А он чувствует, что его обманули? Такое предательство вышло, да? Карлсон сказал всех привести, а сам улетел, да?
Что сейчас помогло бы Малышу? Как можно его утешить?
Не надо обсуждать так каждый поворот в книге. Один такой эпизод за общее чтение, может быть, не каждый раз (и не во всех книга такое можно обсудить).
Что это даст?
- Это колоссально развивает эмпатию ребенка - умение понимать чувства других, сострадать, понимать, как можно посочувствовать.
- Огромное развитие эмоциональной грамотности - умение называть чувства и называть то состояние, которые мы испытываем
- Возможность проговорить свои чувства и обиды. Часто мы даже не замечаем, что у ребенка произошло что-то очень важное. Вот он сказал правду, а ему не поверили.
- Знание. что с родителями можно говорить об эмоциях, боли, обидах, навык того, как это делается. Понимание, что об этом можно говорить.
- Ребенок будет понимать, что книга - это то место, которое можно приложить к своей душевной боли (тем более, что сейчас выходит очень много книг для детей, разбирающих разные сложные ситуации в душе)
Какие фрагменты из книг хочется обсудить с детьми?
Какие самые любимые для совместного разговора?
#книги
-