Михаил Куликов
Но движение к новому культурному синтезу на дуализме не останавливается. #Дуализм преодолевает первичный смысловой хаос позднего мифоритуального сознания, но в свою очередь, заменяет его довольно травматичной формой мироощущения, раскалывающей сознание и образ мира надвое. В некоторых культурах (прежде всего, Иранской, манихейская и гностические традиции) дуализм пустил глубокие корни и укрепился очень прочно. Но в общеисторическом, общекультурном масштабе, он послужил все же промежуточным этапом. Синтез был устремлен к снятию противополагания/противостояния полюсов, т.е. к доктринальному монизму. #Монизм, однако, сколь уверенно не декларировались бы его доктрины, всегда представляет собой смысловой слой, надстроенный над дуалистическим фундаментом. Постоянно чувствуя этот фундамент, ненавидя и отторгая его в духе фрейдистской ненависти к отцу, монизм всегда испытывает некоторую неуверенность, и оттого, нетерпим, невротичен и репрессивен. Усилия (хочется казать, потуги) монизма любой ценой внушить сознанию идею Единства, неделимой целостности, непротиворечивой нераздельности – едва ли не главная тема логоцентрического мировидения. Иначе говоря, идея Единства – это то, что культура с осевых времен упорно внушает человеку. Это вполне объяснимо. Человек древнего мира жил в синкретическом единстве с социоприродным окружением. Синкретизм пошагово распадался, но оболочка его сохранялась до самого конца мифоритуальной эпохи. Синкретическое единство человека и мира не рефлексировалось, а переживалось как нечто естественное; иное положение дел просто не могло быть помыслено. Оттого, человеку не были нужны никакие интеллектуальные построения и, тем более, доктрины и догматы, постулирующие единство мира и т.п.
Иное дело – культура логоцентрическая. В условиях распавшегося синкрезиса, стало необходимо интеллектуально сконструировать и внушить сознанию образ нераздельного единства мира и человека. О счастливом неведении противоречий и девственной стихийности можно было навсегда забыть. Теперь причастность к вожделенному единству достигалась осознанными интеллектуальными и духовными усилиями. А награда?
Монистическое мировидение в значительной степени снимает главное противоречие человеческого бытия: между переживающей экзистенцией и отчужденным внешним миром. До конца это противоречие не снимается никогда. Но каждая культурная система ищет и находит свои особенные формы и способы его смягчения и ретуширования, предлагая или навязывая человеку те или иные сценарии партиципации – экзистенциальной сопричастности к чему-то изначально внешнему, тому, что не есть Я. В мифоритуальной системе главным объектом партиципации был род. В новой логоцентрической системе его место занял всеобщий духовный Абсолют, универсальный источник бытия и всяких смыслов, трансцендентный миру и явленный в своих культурных ипостасях. Опять же, в разных культурах монизм имел разную акцентировку и разную степень выраженности. Но об этом следует говорить отдельно.
Андрей Пелипенко. #Логоцентризм и логоцентрик.
#Острог_культурология #традиция_пророков
https://clck.ru/3Ak3vf
Но движение к новому культурному синтезу на дуализме не останавливается. #Дуализм преодолевает первичный смысловой хаос позднего мифоритуального сознания, но в свою очередь, заменяет его довольно травматичной формой мироощущения, раскалывающей сознание и образ мира надвое. В некоторых культурах (прежде всего, Иранской, манихейская и гностические традиции) дуализм пустил глубокие корни и укрепился очень прочно. Но в общеисторическом, общекультурном масштабе, он послужил все же промежуточным этапом. Синтез был устремлен к снятию противополагания/противостояния полюсов, т.е. к доктринальному монизму. #Монизм, однако, сколь уверенно не декларировались бы его доктрины, всегда представляет собой смысловой слой, надстроенный над дуалистическим фундаментом. Постоянно чувствуя этот фундамент, ненавидя и отторгая его в духе фрейдистской ненависти к отцу, монизм всегда испытывает некоторую неуверенность, и оттого, нетерпим, невротичен и репрессивен. Усилия (хочется казать, потуги) монизма любой ценой внушить сознанию идею Единства, неделимой целостности, непротиворечивой нераздельности – едва ли не главная тема логоцентрического мировидения. Иначе говоря, идея Единства – это то, что культура с осевых времен упорно внушает человеку. Это вполне объяснимо. Человек древнего мира жил в синкретическом единстве с социоприродным окружением. Синкретизм пошагово распадался, но оболочка его сохранялась до самого конца мифоритуальной эпохи. Синкретическое единство человека и мира не рефлексировалось, а переживалось как нечто естественное; иное положение дел просто не могло быть помыслено. Оттого, человеку не были нужны никакие интеллектуальные построения и, тем более, доктрины и догматы, постулирующие единство мира и т.п.
Иное дело – культура логоцентрическая. В условиях распавшегося синкрезиса, стало необходимо интеллектуально сконструировать и внушить сознанию образ нераздельного единства мира и человека. О счастливом неведении противоречий и девственной стихийности можно было навсегда забыть. Теперь причастность к вожделенному единству достигалась осознанными интеллектуальными и духовными усилиями. А награда?
Монистическое мировидение в значительной степени снимает главное противоречие человеческого бытия: между переживающей экзистенцией и отчужденным внешним миром. До конца это противоречие не снимается никогда. Но каждая культурная система ищет и находит свои особенные формы и способы его смягчения и ретуширования, предлагая или навязывая человеку те или иные сценарии партиципации – экзистенциальной сопричастности к чему-то изначально внешнему, тому, что не есть Я. В мифоритуальной системе главным объектом партиципации был род. В новой логоцентрической системе его место занял всеобщий духовный Абсолют, универсальный источник бытия и всяких смыслов, трансцендентный миру и явленный в своих культурных ипостасях. Опять же, в разных культурах монизм имел разную акцентировку и разную степень выраженности. Но об этом следует говорить отдельно.
Андрей Пелипенко. #Логоцентризм и логоцентрик.
#Острог_культурология #традиция_пророков
https://clck.ru/3Ak3vf