Sergei Golovin
ШАНС ДЛЯ НИНЕВИИ
Ниневия была столицей Ассирии, и ее жителям было неведомо сострадание. Ярким свидетельством отношения ниневитян к иноземцам является сохранившийся до наших дней артефакт – поэтический сборник произведений ассирийского царя Сеннахирима (706 – 680 до н.э.). Он представляет собой шестигранную каменную призму, покрытую клинописными текстами, в которых правитель повествует о величии своих завоевательных походов.
Без ложной скромности «Синаххериб, великий царь, могучий царь, царь обитаемого мира, царь Ассирии, царь четырех стран света, премудрый пастырь, послушный великим богам, хранитель истины, любящий справедливость, творящий добро, приходящий на помощь убогому, обращающийся ко благу, совершенный герой, могучий самец, первый из всех правителей, узда, смиряющая строптивых, испепеляющий молнией супостатов» похваляется своими ратными подвигами.
Правитель описывает в какие земли ходил, скольких царей пленил, сколько городов покорил и разрушил, сколько взял добычи («золото, серебро, золотую и серебряную утварь, драгоценные камни, все, что только было, добро и имущество бессчетное – тяжелую кладь, его дворцовых женщин, вельмож, придворных, певцов, певиц, всех ремесленников»), сколько сотен тысяч узников угнал в рабство. В других источниках мы находим полные изощренного садизма детали завоевательных походов ниневитян. Сколько тысяч пленников распилено заживо, со скольких тысяч заживо содрали кожу, сколько тысяч посажено на кол, и т.п.
Лишь в описании одной из кампаний, – осады Иерусалима, – Сеннахерим немногословен: «Хизкию-иудея, который не склонился под мое ярмо … как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер. Укрепления против него я воздвиг, выход из ворот его города сделал ему запретным». Запер «как птицу в клетке», и – всё! Ни слова ни о захвате города, ни о его разрушении, ни о пленении и наказании мятежного царя! Отчего же красноречие отказало великому поэту?
Ответ на эту загадку мы находим в Библии. Там повествуется, как перед лицом угрозы царь Езекия «разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень» (4 Царств19:1). И как получил он через пророка Исаию ответ от Всевышнего: «“Так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего.” И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии» (4 Царств 19:32-36).
Жестокость и коварство почитались ниневитянами за добродетель. И именно в этот город был послан Иона, чтобы сказать: ребята, завязывайте. Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена. По человеческой логике ничего хорошего Божьего глашатая не ожидало. Но, как читаем дальше: «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Ионы 3:5). Господь не просто дал второй шанс Ионе. Через Своего пророка он дает единственный шанс ниневитянам.
ШАНС ДЛЯ НИНЕВИИ
Ниневия была столицей Ассирии, и ее жителям было неведомо сострадание. Ярким свидетельством отношения ниневитян к иноземцам является сохранившийся до наших дней артефакт – поэтический сборник произведений ассирийского царя Сеннахирима (706 – 680 до н.э.). Он представляет собой шестигранную каменную призму, покрытую клинописными текстами, в которых правитель повествует о величии своих завоевательных походов.
Без ложной скромности «Синаххериб, великий царь, могучий царь, царь обитаемого мира, царь Ассирии, царь четырех стран света, премудрый пастырь, послушный великим богам, хранитель истины, любящий справедливость, творящий добро, приходящий на помощь убогому, обращающийся ко благу, совершенный герой, могучий самец, первый из всех правителей, узда, смиряющая строптивых, испепеляющий молнией супостатов» похваляется своими ратными подвигами.
Правитель описывает в какие земли ходил, скольких царей пленил, сколько городов покорил и разрушил, сколько взял добычи («золото, серебро, золотую и серебряную утварь, драгоценные камни, все, что только было, добро и имущество бессчетное – тяжелую кладь, его дворцовых женщин, вельмож, придворных, певцов, певиц, всех ремесленников»), сколько сотен тысяч узников угнал в рабство. В других источниках мы находим полные изощренного садизма детали завоевательных походов ниневитян. Сколько тысяч пленников распилено заживо, со скольких тысяч заживо содрали кожу, сколько тысяч посажено на кол, и т.п.
Лишь в описании одной из кампаний, – осады Иерусалима, – Сеннахерим немногословен: «Хизкию-иудея, который не склонился под мое ярмо … как птицу в клетке, в Иерусалиме, его царском городе, я запер. Укрепления против него я воздвиг, выход из ворот его города сделал ему запретным». Запер «как птицу в клетке», и – всё! Ни слова ни о захвате города, ни о его разрушении, ни о пленении и наказании мятежного царя! Отчего же красноречие отказало великому поэту?
Ответ на эту загадку мы находим в Библии. Там повествуется, как перед лицом угрозы царь Езекия «разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошел в дом Господень» (4 Царств19:1). И как получил он через пророка Исаию ответ от Всевышнего: «“Так говорит Господь о царе Ассирийском: не войдет он в сей город, и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала. Тою же дорогою, которою пришел, возвратится, и в город сей не войдет, говорит Господь. Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего.” И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч. И встали поутру, и вот все тела мертвые. И отправился, и пошел, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии» (4 Царств 19:32-36).
Жестокость и коварство почитались ниневитянами за добродетель. И именно в этот город был послан Иона, чтобы сказать: ребята, завязывайте. Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена. По человеческой логике ничего хорошего Божьего глашатая не ожидало. Но, как читаем дальше: «И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого» (Ионы 3:5). Господь не просто дал второй шанс Ионе. Через Своего пророка он дает единственный шанс ниневитянам.