💰
Откуда берётся доплата НДФЛ?Осенью ФНС традиционно считает, но не цыплят, а наши налоги. По итогу налогоплательщикам могут прийти уведомления о необходимости доплатить НДФЛ. Откуда берутся эти доплаты, если налоговые агенты ранее уже произвели все удержания? Давайте разбираться...В каких случаях придётся доплатить НДФЛ?Налоговая служба собирает данные о ваших доходах из разных источников (зарплата, инвестиции, продажа имущества и пр.) и суммирует их. Если при этом окажется, что общая сумма дохода по налоговой базе превысила установленные лимиты, налоговая пересчитает сумму НДФЛ по соответствующей шкале и попросит вас доплатить.
С 2025 года в России действует обновлённая прогрессивная шкала налогообложения. Для обычных доходов (зарплата, выплаты по гражданско-правовым договорам, доходы от сдачи имущества в аренду и пр.) применяются следующие ставки НДФЛ:
13% для доходов до 2,4 млн руб.
15% для доходов от 2,4 млн до 5 млн руб.
18% для доходов от 5 млн до до 20 млн руб.
20% для доходов от 20 млн до 50 млн руб.
22% для доходов свыше 50 млн руб.
При этом существует ещё одна шкала – исключительно для пассивных доходов. К последним относятся большинство инвестиционных доходов (дивиденды, проценты по вкладам, доходы от операций с ценными бумагами и пр.), а также доходы от продажи имущества (земли, квартир, автомобилей и пр.), выплаты по договорам страхования, получение имущества в дар (если даритель не является близким родственником) и некоторые другие виды доходов. Шкала для пассивных доходов выглядит следующим образом:
13% для доходов до 2,4 млн руб.
15% для доходов свыше 2,4 млн руб.
Важное изменение: законопроект Минфина, уже внесённый в Госдуму, фактически упраздняет отдельную шкалу для пассивных доходов. Реформа нацелена на создание единой универсальной прогрессивной шкалы НДФЛ от 13% до 22%. Но в данный момент в России работают две шкалы, и налоги по итогам 2025 г. мы должны будем окончательно оплатить до 1 декабря 2026 года «по старым правилам».
Вот простой пример, чтобы вы лучше понимали, как работает перерасчёт и откуда берётся доплата.Предположим, что в 2025 году вы получили следующие доходы:
✔️Зарплата 4 млн рублей.
✔️Доход от инвестиций в УК в сумме 3 млн рублей и у российского брокера в сумме 1 млн рублей.
Вот что происходило вначале: все ваши налоговые агенты (работодатель, УК и брокер) удерживали с вас НДФЛ по доходам, полученным у них. Первоначально налог удерживался по ставке 13%, но если доход, который проходит через налогового агента, превышал 2,4 млн рублей, налог с него удерживался уже по ставке 15%.
Таким образом, работодатель удержал с вас по итогам 2025 года 13% с суммы зарплаты в 2,4 млн (т.е. 312 тыс. руб.), и 15% с суммы зарплаты в 1,6 млн (т.е. 240 тыс. руб.). Применять ставку 18% и выше – оснований не было, т.к. ваш доход, проходящий через этого налогового агента, не превысил 5 млн рублей. В итоге всего работодатель удержал с вас 552 тыс. рублей.
Теперь относительно налога с инвестиций на счёте ДУ по итогам 2025 года. Предположим, в январе 2026 года у вас были деньги на счету и УК смогла удержать налоги (будем рассматривать этот сценарий). Тогда УК, действуя как налоговый агент, удержала с вас 13% с дохода 2,4 млн рублей (т.е. 312 тыс. руб.) и 15% с дохода 600 тыс. рублей (т.е. 90 тыс. руб.).
Переходим к брокеру. Здесь в январе 2026 года у вас также были деньги на счету и брокер смог полностью удержать налог. Вы заработали у него 1 млн. рублей, поэтому брокер удержал и перевёл в бюджет 13% от указанной суммы (т.е. 130 тыс. руб.).
Считаем ваш общий итог: 312 000 + 240 000 + 312 000 + 90 000 + 130 000 =
1 084 000 рублей НДФЛ удержали с вас и перевели в бюджет ваши налоговые агенты по итогам 2025 года.
Ок, зафиксировали. Но дальше подходит осень и налоговая начинает собирать с сводить воедино сведения о всех ваших доходах за минувший 2025 год.
Что выясняется? То, что налоговые агенты правильно посчитали ваши доходы и верно удержали с них налоги. Никаких нарушений они не допустили. Однако налог они удерживали каждый по-своему, только по тем доходам, который прошли через них. А если свести ваши доходы в единую базу, окажется, что сумма налога должна быть больше.
Давайте посчитаем вашу «основную» базу. Здесь вы получили 4 млн, с 2,4 млн с вас удержали 13%, а с 1,6 млн – 15%. Всего сумма налога в этой части 552 тыс. руб. Собственно всё, как и посчитал ваш работодатель.
Теперь считаем общую «пассивную» базу. Для этого мы должны просуммировать доходы, полученные у УК и брокера. Ваш общий доход 3 млн + 1 млн = 4 млн. Облагается этот общий доход по уже знакомой схеме: с 2,4 млн берём 13% (т.е. 312 тыс. руб.), а с оставшихся 1,6 млн берём 15% (т.е. 240 тыс. руб.). Итого 552 тыс. руб.
Это означает, что правильная сумма НДФЛ за 2025 г. к уплате: 552 000 + 552 000 =
1 104 000 рублей, а налоговые агенты удержали с вас 1 084 000 рублей.
Соответственно, в нашем примере, сумма доплаты будет
20 000 рублей. Эту сумму налоговая доначислит самостоятельно, и пришлет уведомление о необходимости доплатить налог. Вы оплатите его до 1 декабря 2026 года, иначе пени и штрафы.
Также нужно сказать, что главный элемент, который шокирует чаще всего в уведомлениях от налоговой – это налог с процентов по вкладам. Дело в том, что помимо доплаты, в налоговое уведомление попадает весь налогооблагаемый процентный доход по вкладам в банках. Люди как-то ещё не привыкли, что доходы с депозитов также облагаются налогом. Подробнее об этом с примером расчёта рассказывал
здесь. К слову, с будущего года этот порядок хотят поменять, чтобы банки сразу удерживали весь налог.
Проверить вашу актуальную задолженность всегда можно (и нужно!) в личном кабинете налогоплательщика на сайте
nalog.ru. Там же удобнее всего оплатить эту задолженность. Всё просто.
Осталось добавить, что если когда законопроект о фактическом упразднении шкалы для «пассивных доходов» будет принят и вступит в силу, логика расчётов неизбежно изменится. В нашем примере всё будет «сложено» в единую базу со ставками 13% – 22%. В этом случае расчёты налоговых агентов будут теми же самыми, а вот доплата увеличится.
Общая база по доходам составит уже 8 млн рублей. Тогда сумма до 2,4 млн рублей будет облагаться по по ставке 13% (312. тыс. руб.), сумма от 2,4 до 5 млн рублей по ставке 15% (390 тыс. рублей), а сумма от 5 до 8 млн рублей по ставке 18% (540 тыс. руб.). В итоге доплата при тех же начальных данных, что были в нашем примере, уже составит (312 тыс. + 390 тыс. + 540 тыс.) - 1 084 тыс. =
158 000 рублей.Совершенно никакой магии. Только математика...
Не забудьте заплатить налоги до 1 декабря.
Ну и напоследок традиционное напоминание: если у вас есть проблемы или недопонимание с налоговым или валютным законодательством, и нужна помощь профессионалов, обратитесь к команде Константина Асабина. Коллеги помогают клиентам закрывать вопросы любой сложности. Написать им можно на tax@alfatax.ru. Обязательно оставьте свои контакты и кратко опишите ситуацию/проблему/запрос. Это не реклама. Это – личный опыт. По крайней мере, лично я так и поступаю. 🐳
#налоги