Автовоз


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Транспорт


Всё, что надо знать о российском рынке автомобилей. Легковые, грузовые, автобусы, комплектующие. Производство, продажи, технологии.
ИД НОМ idnom.ru
По вопросам сотрудничества – @id_nom
Для связи с редакцией – avtovoz@idnom.ru

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Транспорт
Статистика
Фильтр публикаций


Mazda опять обновила логотип.

Уже в 17-й раз с 1928.

Фирменная птичка в окружности появилась только в 1997–м. До тех пор компания перепробовала много вариантов.

В лого 1931 видим мицубищевские кристаллы, а в 1951–м «Ма-цу-да» написаны катаканой, алфавитной азбукой, часто используемой в японском языке для транскрипции англицизмов.

Последние версии (с 1997), как и у логотипов большинства компаний «объемные», а нынешняя – как и у многих других брендов, в черно–белой стилистике компьютерной графики.


Прогноз продаж от НАПИ с учетом повышения ставки ЦБ.

Варианты прогноза новых легковых автомобилей до конца года:

Оптимистичный – 1,123 млн шт.;

Базовый – 1,097 млн шт.;

Совсем печальный – 1,047 млн шт.

Речь уже не идет об оптимизме в прогнозах: Минпромторг – 1,3, АЕБ – 1,45, РОМИР – 1,4, «Автостат» – 1,5.


Письмо РОАД 4907 от 23072024.pdf
413.0Кб
Приложение к письму в МПТ от РОАД.pdf
1.2Мб
РОАД умоляет повременить с повышением утилизационного сбора.

В Ассоциации полагают, что с его повышением резко поднимутся цены на автомобили. Доступность автомобилей снизится: если в 2014–м каждый третий россиянин мог позволить себе новый автомобиль, в 2023–м только каждый седьмой (14%), то с запланированным ростом утильсбора машину сможет себе позволить только один из 15–20 (5-7%).

РОАД направила главе Минпромторга Антону Алиханову письмо, с обильными аргументами сначала текстом, а в приложении – и множеством слайдов, в котором:

• просит отложить повышение утилизационного сбора до 2025;

• увязать программу его повышения со стратегией развития автопрома, создать механизмы поддержки отечественного автопроизводства и только после этого вводить повышать сбор;

• скорректировать программу повышения утильсбора, если повышение ставки приведет к отрицательному результату в первый год;

• определить виды автомобилей, производство которых в России практически отсутствует (зачем поднимать сбор, если некого защищать?)

• убрать льготу по уплате сбора для физлиц – не порождать огромный серый рынок (его оборот все равно пойдет мимо дилерских продаж и бюджета).

Дилерская ассоциация пытается остановить состав, набирающий ход (опасаемся, что уже разогнавшийся). Бизнес должен оценить безумство храбрых.


Первая часть опасений сбылась: Центробанк поднял учётную ставку до 18%.

В пресс-релизе говорится о потребительской активности, которая «остаётся высокой на фоне существенного роста доходов населения и уверенных потребительских настроений».

По мнению ЦБ, активность следует пригасить, снизив доступность (авто)кредитов и увеличив цену заёмных средств (дилерские стоки еще подорожают).

Покупатели, колеблющиеся в раздумьях, стоит ли приобретать автомобиль, должны теперь принять правильное решение и отнести деньги не дилеру, а в банк (депозитные ставки тоже ведь вырастут).

Правда, есть и ещё одно потребительское соображение: а ну как автопроизводители и дилеры займутся чем–нибудь, не требующим кредитного плеча. В таком случае деньги надо срочно менять на ещё оставшиеся в продаже автомобили.


Чайнамобили могут опередить по доле в парке французские и американские.

По данным «Автостата», на 1 июля в РФ зарегистрировано 1,86 млн легковых машин китайских брендов (4% парка).

Азат Тимерханов, руководитель пресс-службы «Автостат», прокомментировал быстрый рост «китайской» доли в парке:

В настоящее время на долю «французов» и «американцев» в парке РФ приходится около 6% и 7% соответственно. Очевидно, что при сохранении текущей ситуации на рынке китайские бренды через пару лет обойдут их и войдут в ТОП-5. Выше будут только российские, японские, корейские и немецкие марки


На тройку самых распространенных в РФ китайских брендов приходится около 60% числящихся в стране легковых «китайцев»:

Chery – 444,7 тыс. шт.;

Geely – 341,1 тыс. шт.;

Haval – 296 тыс. шт.

Существенный объем регистраций пришелся на последние полтора года — после ухода глобальных брендов. Беспрецедентная ситуация, когда китайским брендам достался в момент опустевший рынок целой страны без конкуренции.

За 2023 в РФ продано почти 119 тыс. Chery, за шесть месяцев этого года — еще 71,4 тыс. штук. Т.е., почти половина парка бренда (42,8%) встало на учет за последние полтора года. Похожая динамика и у двух других брендов: 111,7 тыс. и 81,5 тыс. шт. – у Haval, 93,6 тыс. и 69,1 тыс. шт. — у Geely.

В топ-5 марок, как и в начале года, входят Lifan и Great Wall. В РФ зарегистрирована 152,1 тыс. машин Lifan. Бренд появился в России еще в 2000-е и поначалу даже был лидером сегмента китайских автомобилей. Автомобилей Great Wall на начало года было зарегистрировано 124,4 тыс. шт. Выбытие автомобилей китайских брендов несущественное, что дает рост доли в парке.

У европейских, японских, корейских, американских марок ситуация обратная: приток новых автомобилей небольшой, а выбытие продолжается.


Данные Росстата за первое полугодие – автопром произвел 330 тыс. легковых авто.

Это +62,2% к прошлому году по остальным типам транспортных средств: грузовики – плюс на 21,1%, легкие автобусы – плюс 7%, автобусы тяжелее 5 т – плюс 18,9%.

Производство, несмотря на рост, все еще в «санкционной яме» (с грузовиками ситуация немного иная). В первом полугодии собрано все равно вдвое меньше легковых автомобилей, чем в досанкционном 2021-м (736 тыс.).

Локомотивом остается «АвтоВАЗ»: за полгода в Тольятти и Ижевске выпущено почти 236 тыс. машин.

Еще примерно 10 тыс. кроссоверов Xcite собрал бывший завод Nissan (не имеющий никакого отношения к «АвтоВАЗУ», но продающий машины через его сбытовую сеть).

УАЗ собрал более 19,2 тыс. автомобилей.

Питерский завод Hyundai, купленный компанией «Арт–Финанс» (не имеющий никакого отношения к «Авилону» ), собрал из доставшихся складских запасов около 10,5 тыс. машин под брендом Solaris.

Перспективы автопрома будут зависеть от государственной политики: решений в области утилизационного сбора и ставки ЦБ.

Эксперты и участники рынка (кроме «АвтоВАЗа», КАМАЗа, «Соллерса» и «Эволюта») волком воют, пытаясь если не отменить или смягчить, то хотя бы отложить драконовское решение по повышению ставок утильсбора.

Китайских автопроизводителей, которые могли бы сотрудничать с отечественными, очень беспокоит риск вторичных санкций. Дополнительный пресс в виде утилизационного сбора может сыграть решающую роль в отказе от такого сотрудничества.


Автопроизводители объявляют о выходе из ценовой войны на китайском рынке.

На Китайском автомобильном форуме Ван Цин, заместитель директора Института рыночной экономики Центра исследований развития Госсовета, заявила, что ценовая война ослабнет во второй половине года.

Руководители Geely, Chery и JAC призвали держаться подальше от ценовых войн и встать на путь совершенствования брендов.

Toyota, Honda и Volvo решили с июля отменить или уменьшить скидки.

Компаниям BMW, Mercedes-Benz и Audi война принесла огромные убытки, не добавив продаж.

BMW Group на китайском рынке потеряла 4,2% продаж. Отменила скидки на многие модели, заявив:

BMW сосредоточится на качестве бизнеса на китайском рынке во второй половине года и поддержке дилерских продаж. Бизнес должен быть устойчивым


После заявления BMW о выходе из ценовой войны, ее дилеры отказываются доставлять автомобили, заказанные клиентами с огромными скидками. Теперь они предлагают клиентам сначала доплатить более четырех тыс. долларов.

Mercedes-Benz продала в первом полугодии на 6% меньше, чем в прошлом году. Сотрудники салонов подтвердили, что ожидают повышения цен – дилеры теряют до $10 тыс. на каждом проданном C-Class.

Аналогичная ситуация и в Audi. Цены на основные модели продаж Q5L, A6L и A4L уже выросли.

Volkswagen тоже прекращает ценопад, но предложив перед этим огромную скидку на Tuyue/Tharu 300TSI (аналог Tiguan) – $6,7 тыс.


О качестве и безопасности китайских автомобилей: Waymo, дочерняя компания Alphabet (куда входит Google), тестирует беспилотный минивэн на базе китайского автомобиля. Ранее генеральный директор КАМАЗа Сергей Когогин говорил о ненадежности китайских автомобилей.


В тундре под Мончегорском (Мурманская обл.) будут добывать литий.

В прошлом году СП «Норникеля» и «Росатома» получило лицензию на разработку крупнейшего в РФ Колмозерского месторождения лития в Мурманской области.

Первая очередь ГОКа (2026-2027) будет ежегодно давать 400 тыс. т руды.

Завод в Мончегорске позволит локализовать в РФ всю технологическую цепочку создания элементов питания.

Область рассчитывает на получение специальных мер поддержки. Для этого Денис Мантуров ездил в Мурманскую область.

Импортозамещение цепочки добычи и переработки лития только радует. В тоску вгоняет то, что тундра – предельно хрупкая экологическая среда (на фото тундра и гора Мончетундра). Малейшее загрязнение рушит чуткий природный баланс. Короче, тундре – хана.


Дилерских центров уже больше, чем нужно рынку.

На середину июля в РФ 3 911 официальных ДЦ. По данным «Автостата», это рекордный показатель за всю историю отечественного авторынка:

При сохранении текущей тенденции в ближайшее время количество автодилеров в России может преодолеть отметку в 4 тыс.


Прежний рекорд (3 797 дилеров) отмечен в январе 2015. В начале 2023 количество дилерских центров падало до 3 164, затем умеренными темпами росло благодаря появлению на рынке новых игроков, расширению дилерских сетей китайских брендов и за счет дробления крупных брендов на суббренды.

Пик числа дилеров в 2015–м был оправдан: продажи почти 2,8 млн в 2013–м и 2,5 млн в 2014–м. То есть в среднем 700 а/м в год на один центр (в США нормой считается около 1 000 продаж на дилерский центр).

Согласно прогнозам, в этом году получим около 380 машин на центр (чуть больше 30 машин в мес.). Большинству дилеров этого не хватит для выхода бизнес–планов на безубыточный уровень.

Подозреваем, что китайские бренды сознательно расширяют дилерскую сеть, поощряя конкуренцию между дилерами. Так будет продано больше машин, а на место «павших» продавцов придут новые.

Похоже, по итогам года продаж не хватит на всех и значимую часть центров дилерам придется закрыть.

Александр Усольцев считает, что схлопнутся до 1 000 центров. Олег Мосеев говорит, что это перебор – дилеры показывают чудеса живучести. Но сокращение количества игроков явно будет.


Крупнейший ролкер SAIC Anji Jincheng передан SAIC.

Судно для перевозки машин, построенное Китайской государственной судостроительной корпорацией, передано крупнейшей государственной корпорации китайского автопрома.

Крупнейший в мире ролкер (судно класса «ро–ро») на 7,6 тыс. машин (двухтопливный BYD Explorer №.1 может перевозить «только» 7 тыс.).

Водоизмещение судна более 40 тыс. т, экологичная силовая установка и 13 палуб 200/38 м (примерно с футбольное поле).

Мы писали о том, что два крупнейших китайских автопроизводителя – SAIC и BYD – хотят захватить мир, увеличивая флот автовозов. BYD заказала шесть новых ролкеров, а SAIC Motor – семь.

Теперь флот SAIC – 32 судна. Компания лидирует среди китайских автомобильных компаний по экспортным поставкам, экспортировав за полгода 554 тыс. машин.

Продажи бренда MG (SAIC Motor) на рынке ЕС превысили 120 тыс. шт., обогнав Tesla и войдя в топ-20 брендов по продажам.


Утильсбор за пикапы, переплаченный из-за непоняток в классификации, можно вернуть.

В течение полугода владельцам некоторых пикапов начисляли сбор как за легковой автомобиль, а не как за грузовик. Теперь Росстандарт разбирается с ошибочно выданными СБКТС.

В 2023-м Минпромторг ужесточил правила оплаты утилизационного сбора, повысив тарифы. Если пикап таможить как легковушку, сбор доходит до 1,2–1,6 млн руб. в зависимости от возраста машины. Если же пикап признается грузовым, то утильсбор – 64,2–93,4 тыс. руб.

В Регламенте таможенного союза прописаны правила отличия пассажирского пикапа от грузового – если масса груза больше массы пассажиров, то это грузовик.

В декабре 2023 Росстандарт направил испытательным лабораториям письмо с предложением классифицировать все пикапы как грузовые ТС. СБКТС, в которых пикап считается легковушкой, могут аннулировать, а владельцы таких средств – потребовать возврата переплаченных средств.

Например, только по одной модели — RAM 1500 TRX — с 4 января 2023 по 30 мая 2024 выдано 692 свидетельства, в 539 из них пикап считается легковым.

Росстандарт потребовал от лабораторий аннулировать 1 432 таких СБКТС. Владельцы, переплатившие утильсбор, могут потребовать возврата из федерального бюджета более одного млрд руб.

Сейчас чиновники разбираются в том, что важнее – уберечь от потерь значительных сумм федеральный бюджет или покупателей. На стороне покупателей – Национальный автомобильный союз (НАС, вице–президент Антон Шапарин) и зампред комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Юрий Григорьев.

Владельцы пикапов, на которые будут выданы новые СБКТС, смогут потребовать от ФТС перерасчета утильсбора, а от ФНС – возврата налоговой переплаты.

Излишне уплаченные суммы налогов ФНС обычно переносит в уплату транспортных налогов следующих периодов. В таком случае пострадавшим не придется платить транспортные налоги в течение 10–20 лет.


#индикатор Продажи грузовых автозапчастей за 2023 без учета комплектующих для сборки машин на конвейерах.

По итогам 2022-го этих продаж было немного больше (даже с учётом выросших в 2023-м цен) – $8,2 млрд: $4,8 млрд для иномарок и $3,4 млрд – для отечественных грузовиков

Доли рынка основныех групп автокомпонентов:

1. шины – более 35% ёмкости рынка;

2. масла – 10,9%;

3. топливная система – 6,5%;

4. тормозная система – 6,5%;

5. детали подвески – 4,5%;

6. аккумуляторы – 3,7%;

7. фильтры – 3,5%;

8. детали двигателя – 3,4%;

9. сцепление – 1,8%;

10. трансмиссия – 1,4%.

На все остальные группы (кузовщина, светотехника, стёкла, детали салона и пр.) пришлось всего 22,5% продаж.


«Атом», вероятно, будут производить и в китайском Харбине.

Соинвестор проекта, Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ), договорился с китайской XY Group о привлечении к проекту китайских инвесторов и поиске площадок для локализации производства «Атома» в Харбине (КНР).

До сих пор собирать электрокар собирались на «Москвиче» и в Набережных Челнах. Но в нескромных экспортных планах уже фигурировали не только страны СНГ, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, но и Китай.

Новое партнерство предусматривает создание в Китае совместного центра исследований и разработок, а также возможность продвижения электромобиля на китайском рынке.


План Tesla – выход в новый «голубой океан»: роботы и ИИ.

Успехи компании, представленные в годовом отчете Маска инвесторам впечатляют, Tesla:

• в 2023-м произвела электромобилей больше всех в мире (не факт, что в 2024-м сможет повторить);

• завод во Фримонте – самый производительный в Северной Америке;

• батареи Model 3/Y реально хороши – сохраняют 85% ресурса при пробеге в 300 тыс. км;

Model Y на 40% экономнее BMW X3 по стоимости владения;

• компания впервые заработает на доп. сервисах (FSD для автономного вождения) более $1 млрд;

• сеть Supercharger (58 тыс. зарядок) больше, чем сети всех других производителей вместе взятые.

Но планы захвата мира еще интереснее. Похоже, Маск нащупал новый «голубой океан»: потенциал индустрии автономных автомобилей – $5-7 трлн, а роботов – $25-30 трлн.

Tesla продолжит создавать экосистему продуктов на базе ИИ. В разработке робо-такси, и это только начало.

Следующая революция - роботы Optimus. В течение нескольких лет Маск планирует вернуться к идее замены рабочих на заводах парой тыс. роботов. Два уже работают на заводе.

На днях Маск объявил о создании самой мощной системы обучения искусственного интеллекта GROK 3:

Отличная работа команды xAI, команды X, Nvidia и компаний поддержки, которые начали обучение в Мемфисском суперкластере примерно в 4:20 утра по местному времени. 100 тыс. процессоров H100 с жидкостным охлаждением на одной RDMA-матрице делают этот кластер самым мощным для обучения искусственного интеллекта в мире


Анализ дилерских продаж от «Авто.ру Бизнес».

Самые продаваемые новые авто:

Lada Vesta NG (около 5,8% дилерских стоков, средняя цена 1,65 млн руб.);
Omoda С5 (5,3%, 2 96 млн руб.);
Chery Tiggo 7 Pro Max (4,1%, 3,05 млн руб.).

На вторичном рынке:

Lada Vesta (2,2% стоков, средняя цена 1 145 тыс. руб.);
Lada Granta (1,7%, 896 тыс. руб.);
Kia Rio IV (1,4%, 1 510 тыс. руб.).

По срокам продаж:

Быстрее всего продаются новые внедорожники премиум– и бизнес-класса. Mercedes-Benz GLC X254 (11,41 млн руб.) и Haval H3 (3,08 млн руб.) продавались в среднем за пять дней, Mercedes-Benz GLB x247 (6,2 млн руб.) – за четыре.

Труднее всего продать Evolute i-JOY (3,95 млн руб.) – экспозиция 158 дней, Forthing Yacht (4,065 млн руб.) – 153 дня и Toyota Avalon (4,94 млн руб.) – 148 дней.

Из машин с пробегом минимальное время экспозиции у Mazda 6 GG (526 тыс. руб.) — 20 дней. Geely Emgrand EC7 (488 тыс. руб.) и Lifan Solano (357 тыс. руб.) – 22 дня.

Дольше всего продаются Toyota Alphard (6,46 млн руб.) – 81 день, Genesis GV80 (7,38 млн руб.) – 73 дня и RAM 1500 (12,46 млн руб.) – 72 дня.

Даниил Шкурыгин, директор по продажам и развитию Авто.ру Бизнес, считает, что продажи автомобилей с пробегом снизились на 6%, т.к. спрос частично перешел в новые авто:

Однако мы видим, что не все ниши еще заполнились, и если рядовой потребитель легко может закрыть свою потребность в автомобиле, то покупатели премиальных внедорожников все еще испытывают дефицит, поэтому данные автомобили достаточно быстро выходят из продажи


Во втором полугодии, считает Шкурыгин, продажи новых автомобилей продолжат доминировать — автомобилей в наличии достаточно, а производители запускают программы поддержки.


Нам не нужны ваши «Тойоты» и онлайн–торговля.

МИД России сообщил, что въезд в РФ запрещен, в частности:

• президенту Японского агентства по международному сотрудничеству Танаке Акихико;

• председателю правления Toyota Motor Тоёда Акио;

• основателю корпорации Rakuten (второй после Amazon японский сайт электронной торговли) Микитани Хироси.


Поведение среднего российского автовладельца в 2022-2023-м не изменилось.

По данным июньского исследования Gruzdev-Analyze:

1. 37% автовладельцев утверждают, что не изменили своего поведения в покупках и обслуживании автомобилей. Это говорит о стабильности и сохранении привычек у значительной части российских автовладельцев;

2. 32% потребителей резко снизили потребление в 2022–м. Однако к концу 2023 полностью восстановили покупки, и теперь их потребление такое же, как и было до 2022;

3. 24% резко увеличили потребление в 2022–м, но также резко снизили его в 2023–м, сейчас они покупают автомобильные товары аналогично периоду до 2022.

4. 7% автовладельцев заявляют, что резко снизили потребление, и не восстановили его. Эта группа, вероятно, столкнулась с финансовыми трудностями.

Александр Груздев, гендиректор компании Gruzdev-Analyze, предлагает следующее объяснение:

Чуть больше трети покупателей не подверглись панике и не изменили своего поведения. Две другие группы, резко снизившие и резко нарастившие потребление, компенсировали друг друга, позволив рынку в целом не заметить особой разницы

Показано 18 последних публикаций.