КАК РУССКИЙ АВАНГАРД СТАЛИ ВЫСТАВЛЯТЬ В МИРОВЫХ МУЗЕЯХ
С конца 1920-х годов история авангардных течений и их выставочная судьба складывались драматически. На смену многообразию пришел единый «имперский» соцреализм. Тотальное неприятие авангардного наследия со стороны власти продолжался до тех пор, пока не стала очевидной идея всемирной ценности явления.
Персональные выставки Казимира Малевича. Варшава. Берлин. 1927
В Варшаве были представлены работы Малевича разных периодов: от реалистического до супрематического. Оттуда художник отправился в Берлин, но окончания выставки дождаться не удалось: из Ленинграда пришло письмо с требованием немедленно вернуться домой.
«Кубизм и абстрактное искусство». Нью-Йорк. 1936
Целью этой выставки в Музее современного искусства было «показать историю развития кубизма и абстрактного искусства и их влияние на прикладные искусства сегодняшнего дня». Один из залов заняли 14 работ Малевича, также были представлены Татлин, Родченко, Степанова, Попова – впервые на Западе им было уделено должное внимание.
«Авангард в России». Нью-Йорк. 1981–1982
Эта выставка в музее Соломона Гуггенхайма стала эпохальной. Благодаря ей русский авангард оказался вписан в мировую историю искусства XX века, а имена Малевича, Татлина, Родченко, Розановой, Поповой получили широкую известность. Многие из работ демонстрировались на Западе впервые.
«Искусство и революция». Лос-Анджелес. Вашингтон. Токио. Будапешт. Вена. 1980–1988
Эта серия выставок демонстрировала одни и те же произведения Малевича, Кандинского, Поповой, Удальцовой и других авангардистов. В СССР в ГМИИ им. А.С. Пушкина в 1981 году прошла единственная выставка такого рода – «Москва-Париж: 1900–1930». В политическом смысле это было событие, предвосхищающее грядущие изменения.
«Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932». Франкфурт-на-Майне – Амстердам – Нью-Йорк – Москва – Петербург. 1992-1993.
Над масштабным проектом работала группа специалистов из России, Германии и США. Около 70 процентов работ предоставили российские государственные музеи и частные коллекции, а также музеи Ташкента, Баку, Риги, Польши. Число экспонатов выставки составляло порядка 1000 единиц.
«Органика. Беспредметный мир природы в русском авангарде XX века». Кёльн. 1999.
Концепция выставки заключалась в том, чтобы объединить девять художников – Елену Гуро, Михаила Матюшина, Бориса Эндера, Марию Эндер, Ксению Эндер, Павла Мансурова, Петра Митурича, Владимира Стерлигова, Павла Кондратьева – на основе их философско-эстетических позиций. Акцент был сделан на периоде 1910–20-х годов.
«Амазонки авангарда». Нью-Йорк – Берлин – Бильбао – Москва. 1999-2000.
Здесь было представлено шесть художниц русского авангарда: Наталья Гончарова, Любовь Попова, Александра Экстер, Ольга Розанова, Надежда Удальцова, Варвара Степанова. Кураторы собрали более 70 работ из государственных и частных коллекций.
«Русский авангард». Палермо. Рим. 2012.
На выставке удалось собрать работы более 20 художников-авангардистов. Она должна была продемонстрировать европейской публике широту русского изобразительного искусства начала XX века, в котором концентрированно проявились самые разные направления, от импрессионизма до конструктивизма.
«Казимир Малевич и русский авангард». Амстердам – Бонн – Лондон. 2013-2014
На этой крупнейшей за четверть века выставке Казимира Малевича было показано около 500 работ. В экспозицию включили и произведения Шагала, Чашника, Ларионова, Гончаровой и многих других. Значительную часть составили коллекция Георгия Костаки и собрание Николая Харджиева.
«Революция. Русское искусство 1917–1932». Лондон. 2017
В честь столетия Октябрьской революции Королевская академия искусств в Лондоне представила масштабный проект, где участвовало более 200 работ из крупнейших собраний. Помимо живописи первых мастеров авангарда экспозицию разнообразили скульптуры, фильмы, плакаты, фарфор, фотографии и фильмы.