Репост из: Invest Assistance
❗️НОВЫЕ НАЛОГОВЫЕ ПОПРАВКИ ЗАТРОНУТ И СРЕДНИЙ КЛАСС?
Минфин отмечает, что включение «пассивных» доходов в общую прогрессивную шкалу НДФЛ затронет около 4 млн человек, или не более 6% населения. На первый взгляд кажется, что речь идёт только о действительно богатых гражданах.
Но давайте просто посчитаем на достаточно обычном примере.
→ Средняя зарплата в Москве за I полугодие 2026 года составила около 197 тыс. руб. в месяц, для простоты округлим до 200 тыс. руб. (см. фото 1).
→ Средний размер брокерского счёта (без учёта небольших счетов) физлица во II квартале 2026 года составлял около 2,3 млн руб. (см. фото 2).
→ Возьмём текущую дивидендную/купонную доходность около 15% годовых:
2,3 млн × 15% = 345 тыс. руб. инвестиционного дохода в год.
💡 Как происходит налогообложение сейчас?
Зарплата:
200 тыс. × 12 = 2,4 млн руб.
НДФЛ 13% = 312 тыс. руб.
Инвестиционный доход:
345 тыс. руб.
НДФЛ 13% = 44,85 тыс. руб.
Итого налог = 356,85 тыс. руб., эффективная ставка ≈13%.
Сейчас зарплата и большинство «пассивных» доходов рассчитываются по разным налоговым базам: для основной базы действует шкала 13–22%, а для доходов от ценных бумаг, вкладов, продажи имущества и ряда других доходов – отдельная шкала 13–15%.
❗️А что будет, если поправки примут?
Доходы будут суммироваться:
2,4 млн зарплаты + 345 тыс. инвестиционного дохода = 2,745 млн руб.
Тогда:
• первые 2,4 млн руб. → 13% = 312 тыс. руб.
• оставшиеся 345 тыс. руб. → 15% = 51,75 тыс. руб.
Итого налог = 363,75 тыс. руб., эффективная ставка ≈13,25%.
☝️Да, рост эффективной ставки выглядит небольшим, но это мы взяли максимально простой пример: среднюю зарплату в Москве и брокерский счёт среднего размера.
А теперь представьте, что:
→ зарплата выше 200 тыс. руб.;
→ брокерский счёт не 2,3 млн, а 5–10 млн руб.;
→ в течение года вы зафиксировали прибыль по акциям или облигациям;
→ получили облагаемый процентный доход по банковским вкладам;
→ продали имущество, по которому нет освобождения от НДФЛ.
И всё это будет суммироваться при определении прогрессивной ставки НДФЛ. Именно это Минфин и предлагает изменить.
❗️То есть новая система потенциально затронет не только сверхбогатых граждан. Под повышение налоговой нагрузки может попасть и часть среднего класса, который получает зарплату, несколько лет формировал капитал, держит деньги на брокерском счёте и вкладах.
Для очень состоятельного человека дополнительные несколько процентов налога означают большую сумму в рублях, но вряд ли сильно изменят привычный уровень жизни. А для человека со средним или выше среднего доходом дополнительная налоговая нагрузка может быть заметнее именно относительно свободных денег, которые остаются на потребление и накопления.
⚫️ Поэтому, на наш взгляд, изменения затронут не 4 млн человек, а намного больше. И чем больше растёт зарплата и накопленный капитал человека, тем сильнее будет эффект новой системы.
В случае принятия поправок вы попадаете под них – 👍 или нет – 👎?
P.S. Напоминаем, что влияние новых поправок на компании рассмотрим на эфире 30 сентября. Приходите, будет суперполезно.
Минфин отмечает, что включение «пассивных» доходов в общую прогрессивную шкалу НДФЛ затронет около 4 млн человек, или не более 6% населения. На первый взгляд кажется, что речь идёт только о действительно богатых гражданах.
Но давайте просто посчитаем на достаточно обычном примере.
→ Средняя зарплата в Москве за I полугодие 2026 года составила около 197 тыс. руб. в месяц, для простоты округлим до 200 тыс. руб. (см. фото 1).
→ Средний размер брокерского счёта (без учёта небольших счетов) физлица во II квартале 2026 года составлял около 2,3 млн руб. (см. фото 2).
→ Возьмём текущую дивидендную/купонную доходность около 15% годовых:
2,3 млн × 15% = 345 тыс. руб. инвестиционного дохода в год.
💡 Как происходит налогообложение сейчас?
Зарплата:
200 тыс. × 12 = 2,4 млн руб.
НДФЛ 13% = 312 тыс. руб.
Инвестиционный доход:
345 тыс. руб.
НДФЛ 13% = 44,85 тыс. руб.
Итого налог = 356,85 тыс. руб., эффективная ставка ≈13%.
Сейчас зарплата и большинство «пассивных» доходов рассчитываются по разным налоговым базам: для основной базы действует шкала 13–22%, а для доходов от ценных бумаг, вкладов, продажи имущества и ряда других доходов – отдельная шкала 13–15%.
❗️А что будет, если поправки примут?
Доходы будут суммироваться:
2,4 млн зарплаты + 345 тыс. инвестиционного дохода = 2,745 млн руб.
Тогда:
• первые 2,4 млн руб. → 13% = 312 тыс. руб.
• оставшиеся 345 тыс. руб. → 15% = 51,75 тыс. руб.
Итого налог = 363,75 тыс. руб., эффективная ставка ≈13,25%.
☝️Да, рост эффективной ставки выглядит небольшим, но это мы взяли максимально простой пример: среднюю зарплату в Москве и брокерский счёт среднего размера.
А теперь представьте, что:
→ зарплата выше 200 тыс. руб.;
→ брокерский счёт не 2,3 млн, а 5–10 млн руб.;
→ в течение года вы зафиксировали прибыль по акциям или облигациям;
→ получили облагаемый процентный доход по банковским вкладам;
→ продали имущество, по которому нет освобождения от НДФЛ.
И всё это будет суммироваться при определении прогрессивной ставки НДФЛ. Именно это Минфин и предлагает изменить.
❗️То есть новая система потенциально затронет не только сверхбогатых граждан. Под повышение налоговой нагрузки может попасть и часть среднего класса, который получает зарплату, несколько лет формировал капитал, держит деньги на брокерском счёте и вкладах.
Для очень состоятельного человека дополнительные несколько процентов налога означают большую сумму в рублях, но вряд ли сильно изменят привычный уровень жизни. А для человека со средним или выше среднего доходом дополнительная налоговая нагрузка может быть заметнее именно относительно свободных денег, которые остаются на потребление и накопления.
⚫️ Поэтому, на наш взгляд, изменения затронут не 4 млн человек, а намного больше. И чем больше растёт зарплата и накопленный капитал человека, тем сильнее будет эффект новой системы.
В случае принятия поправок вы попадаете под них – 👍 или нет – 👎?
P.S. Напоминаем, что влияние новых поправок на компании рассмотрим на эфире 30 сентября. Приходите, будет суперполезно.