Налоговый ответ


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Экономика


О налогах и недвижимости - простыми словами, иногда - сложными.
Автор канала: https://t.me/dmvlspb
⛔️ консультациями (в интернете) - не занимаюсь

Связанные каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Экономика
Статистика
Фильтр публикаций


Утрачивается ли право на маткапитал (МСК), в случае его возврата в Социальный фонд России (СФР)?

Сегодня не о налогах, а о материнском капитале. В качестве "заметок на полях" для себя любимого, по текущим рабочим вопросам, ибо тема уже и так основательно "заезженная".

Распоряжение средствами материнского капитала — прямая и исключительная компетенция Социального фонда России (СФР).

СФР является главным государственным ведомством, которое полностью сопровождает данную программу, от выдачи сертификата до перевода денег.

При этом, зачастую, СФР рассматривает случаи возврата средств МСК в бюджет, как основание для утраты права на его повторное распоряжение. Всегда ли, эта позиция СФР, основана на Законе? Разбираемся...

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), приобретшего (приобретших) гражданство Российской Федерации по рождению. К таковым отнесена женщина, родившая (усыновившая) ребенка, а также в определенных данным Законом случаях - отец ребенка или сам ребенок (дети).

Иными словами, из Закона № 256-ФЗ, прямо следует, что единственным основанием возникновения данного права признается юридический факт рождения или усыновления ребенка.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 256-ФЗ, лицо, имеющее право на меры поддержки, вправе обратиться с заявлением о получении государственного сертификата на МСК в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки.

Закон № 256-ФЗ чётко разграничивает:

🌟 основание возникновения права на МСК;
🌟 порядок распоряжения средствами материнского капитала.

Таким образом, возникновение самого права на МСК никоим образом не связано с решением какого-либо компетентного органа (в нашем случае - СФР), а происходит в силу самого факта рождения (усыновления) ребенка.

Как следствие, держатель сертификата не может быть лишен права на распоряжение средствами МСК, даже в случае их нецелевого расходования.

Для повторного распоряжения указанными средствами достаточно фактического поступления (возврата) ранее выданных средств МСК в бюджет СФР. причем, даже тогда, когда такое лицо было привлечено за это к уголовной ответственности по ст. 159.2 УК РФ (Мошенничество при получении выплат), но средства, в добровольном порядке, или, например, судебными приставами, были возвращены в СФР.

Лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.

пункт 9 Обзора судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.)

Ниже - ссылки на судебные акты (кассация), по некоторым из таких споров.

🌟 Добровольный отказ от использования средств МСК и возврат их в федеральный бюджет:
⚖️ Определение Восьмого КСОЮ от 19.09.2024 (УИД 55RS0007-01-2023-005531-11);
⚖️ Определение Второго КСОЮ от 05.12.2024 (УИД 77RS0024-02-2023-008593-91);
⚖️ Определение Второго КСОЮ от 27.03.2025 (УИД 77RS0024-02-2023-001986-27);
⚖️ Определение Седьмого КСОЮ от 11.07.2024 (УИД 74RS0017-01-2023-002888-48);
⚖️ Определение Четвертого КСОЮ от 03.10.2024 (УИД 91RS0003-01-2023-004843-29).

🌟 Отказ/возврат, при продаже квартиры, на приобретение которой использовались средства МСК:
⚖️ Определение Второго КСОЮ от 30.09.2025 (УИД 77RS0016-02-2024-008098-76);
⚖️ Определение Шестого КСОЮ от 28.09.2023 (УИД 43RS0001-01-2022-010807-14)

🌟 Расторжение ДДУ или договора купли-продажи, по условиям которого, часть денежных средств была оплачена за счет средств МСК и, впоследствии, возвращенных истцом в бюджет:
⚖️ Определение Пятого КСОЮ от 25 февраля 2025 г. (УИД 09RS0001-01-2024-000629-02);
⚖️ Определение Седьмого КСОЮ от 3 апреля 2025 г. (УИД 59RS0005-01-2024-003234-37);
⚖️ Определение Шестого КСОЮ от 04.04.2024 (УИД 03RS0003-01-2023-007171-95)

🌟 Взыскание с истца денежных средств на основании решения суда в связи с неисполнением истцом обязательств по оформлению жилого помещения в собственность, в том числе несовершеннолетних детей:
⚖️ Определение Шестого КСОЮ от 5 июня 2025 г. (УИД 12RS0003-02-2024-006115-94)

🌟 Возврат истцом в бюджет денежных средств в полном объеме на основании приговора суда (ст. 159.2 УК РФ):
⚖️ Определение Восьмого КСОЮ от 18 июля 2024 г. (УИД 38RS0028-01-2023-001643-26);
⚖️ Определение Четвертого КСОЮ от 24 апреля 2025 г. (УИД 30RS0004-01-2024-005331-53)

Если у кого-то не открылась ссылка, и прямо "позарез нужно" прочитать судебный акт, пишите, отправлю индивидуально (не обещаю, что быстро).

👮‍♀️ Налоговый ответ


Мысли вслух...

У меня пока совсем нет времени (и настроения) заниматься каналом в телеге. Сижу, между текущими делами, изучаю инфу: "🛑 Минфин России внес в Правительство РФ бюджетный пакет" с пакетами. Опять изменения в налоговое законодательство.

И что-то навеяло...

Помню, в далёком советском детстве, увязался с отцом на зимнюю рыбалку. Мороз трескучий, холодно, бррр! Мы, естественно, плотно укутаны в какие-то тулупы, на ногах валенки. Ещё и волочем с собой каждый по тяжёлому металлическому "ящику рыбака". Мальчик Дима, ты захотел быть как взрослый? "Вот тебе, сына, полная боевая экипировка". В наши времена с детьми особо не церемонились, игр в сыночки-корзиночки - не предусматривалось.

На улице сплошные сугробы, но ветренно, поэтому, на речной ледовой глади - снега нет. Идешь, буквально по тёмному стеклу. Завораживает. А почти на середине реки, видимо в том месте, где лёд подмывает течение, когда ступаешь, лёд начинает немного поддаваться, проваливаться.

Что бы сделал нормальный взрослый человек? Испугался и ушёл с этого участка. А что же Ваш покорный слуга-маленький идиот?😁 Детскому любопытству не присуща осторожность. Адреналин прет, какая уж тут рыбалка? Естественно, хочется этот лёд "дожать", поиграть в "выдержит - не выдержит". Хожу значит, специально надавливаю на свежие трещины, а их - образуется вокруг ещё больше и, эти трещины, живыми змейками, расходятся всё дальше и дальше. Азартно хрупаю ледовую поверхность, жду когда она совсем просядет под ногой. Опасно и весело.

Скажем так, в этой истории всё же нашлось место итоговому слову "треснул", но это был не лёд, а батя... треснул меня по бошке, и с матами утащил с этого участка реки, ближе к берегу. 😁 Улов домой конечно принесли, но, в тот раз, запомнилась именно эта глупая игра со смертью.

К чему вдруг вспомнилось? Налог является публично-правовым изъятием права собственности. Поэтому-то, для стабильного оборота, понятное и долгосрочное налоговое планирование - не последний, а один из самых важных элементов. И для бизнеса, и для обычного инициативного человека.

Изобретать, тем более галопирующими темпами, всё новые и новые подати, или форматировать (усиливать) уже имеющиеся, не лучшая идея, мне кажется. Иногда не отпускает ощущение, что Инициаторы во власти, как тот мой пацан из детства, занимаются тем, что специально усиливают налоговое бремя, и смотрят, выдержит ли ещё налогоплательщик? И что будет? Пока пойдёт только трещинами или уже скоро надломится? Доверие к действиям государства в налоговой сфере разрушить легко. И очень трудно создать. Мда уж...

Всем хороших выхов!


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
Не про налоги, но про 💰 денежки. Нестареющая классика.

50 лет уже песне (1976 год). А строка: "I work all night, I work all day, to pay the bills I have to pay", что, в вольном переводе, означает "Я работаю всю ночь и весь день, чтобы оплачивать счета...." - для многих, актуальна до сих пор. Как тут не опубликовать? 🙃

💿 ABBA — «Money, Money, Money»

👮‍♀️ Налоговый ответ


Налогообложение дохода от продажи воздушного судна.

В качестве ответа к опросу о продаже "Кукурузника".

"Не всё что движется - движимое имущество".

Сегодня, совсем немного, поговорим об интересной юридической метаморфозе, где, вроде бы, вполне себе движимые вещи, которые, в естественно-физическом смысле, таковыми и являются, рассматриваются законом как особый вид недвижимости.

Даже скажу больше. Судебной практике известны случаи, когда такие движимые вещи, будучи, собственно, в движении - являлись недвижимостью, в то время как находясь в покое, поставленные на фундамент - становились движимым имуществом. У Вас уже начали "подкипать" мозги? Ну и чудно.😁

Вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания закона на то, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ).

Пункт 38 Постановления Пленума ВС РФ от 23.06.2015 г. № 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ".


⚠️ К недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания (см. абзац 2 пункта 1 статьи 130 ГК РФ).

Когда-то, в 130-й статье ГК, были ещё и космические аппараты, но потом их убрали.

Регистрация таких недвижимых вещей осуществляется не в привычном нам ЕГРН, а в особых реестрах. Например, воздушное судно подлежит регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ и т.д.

Теперь возвращаемся к срокам владения и налогообложению дохода от продажи "Кукурузника" из опроса.

В соответствии с п.2 ст. 11 НК РФ, под имуществом для налогового законодательства понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ, за исключением имущественных прав.

Воздушные суда, подлежащие госрегистрации, относятся к недвижимому имуществу, поэтому, для целей освобождения от обложения НДФЛ доходов от их продажи, необходимо учитывать особенности, установленные ст. 217.1 НК РФ.

Если иное не установлено ст. 217.1 НК РФ, доходы, получаемые налогоплательщиком от продажи объекта недвижимого имущества, освобождаются от налогообложения при условии, что такой объект находился в собственности налогоплательщика в течение минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества и более (п. 2 ст. 217.1 НК РФ).

⚠️ Минимальный предельный срок владения воздушным судном подлежащим госрегистрации, для целей налогообложения, составляет пять лет.

Мы помним, что Добрыня Сидоров, приобрел "Кукурузник" по договору купли-продажи за 9 млн.руб., владел им чуть более 3 лет, а значит минимальный срок владения - не выдержан, Дедушка продал самолет соседке за 11 млн.руб., как следствие - налогу быть.🙃

👮‍♀️ Налоговый ответ


Давайте отвлечемся от налогообложения сделок с квартирами, земельными участками, апартаментами. И попробуем продать... ✈️ самолёт.

Итак. В марте 2023 года, некий гражданин - Добрыня Гостомыслович Сидоров (83 года), не ИП, не самозанятый, развлечения ради, приобрел воздушное судно (ВС) - исправный самолет АН-2 "Кукурузник" 1985 года выпуска, стоимостью 9 млн.руб. Зарегистрировал ВС в установленном порядке.

Через какое-то время, Д. Сидорову самолет наскучил и, в мае 2026 года, он продал его пенсионерке Агриппине Адихмантьевне Петровой (соседке по даче) за 11 млн. рублей. Бабе Груше "Кукурузник" понадобился, чтобы летать к внукам в соседнюю область, возить им гостинцы.

На момент продажи, Добрыня Сидоров - налоговый резидент РФ, в порочащих его связях - не замечен (отсутствует в реестре РФМ и прочих реестрах), не иностранный агент, военкомат им тоже не интересуется (в силу возраста Сидорова).

Свой ответ опубликую позже, отдельным постом.😉


Репост из: Будзей Елена 🧩 > 3ндфл > вычеты > налоги с продажи
Разбираем нововведения (писала здесь).

✅ Возврат и зачет денежных средств с единого налогового счета (ЕНС), если оплата произведена другим лицом.

Изменения внесены Федеральным законом № 425-ФЗ от 28.11.2025 и вступили в силу с 01.09.2026.

1️⃣ Зачет в счет другого лица

Направить денежные средства со своего ЕНС в счет оплаты за другое лицо можно будет только при наличииу такого лица действующей обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов или процентов.

Это могут быть:
- уже просроченные платежи (долг),
- платежи по ненаступившим срокам, по которым у налогового органа есть декларация (расчет) или налоговое уведомление.

▫️Если задолженность или предстоящие платежи у получателя отсутствуют, зачет произведен не будет.

▫️Если сумма, указанная в заявлении, превышает размер обязательств, зачет будет осуществлен только в пределах имеющейся обязанности.

2️⃣ Возврат денежных средств

▫️Если положительное сальдо сформировано за счет денежных средств, перечисленных за налогоплательщика другими лицами, при возврате такие суммы будут направляться на те банковские счета, с которых они первоначально поступили.

▫️Если ранее был осуществлен зачет денежных средств со своего ЕНС в счет оплаты за другое лицо в отсутствие у него налоговой обязанности, то сумма переплаты на ЕНС другого лица, образовавшаяся после осуществления такого зачета, не возвращается.

▶️ Такие изменения направлены на исключение «передержки/ сокрытия» денег на чужих счетах (ЕНС) в ФНС.


Об особенностях учета обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Вместо поздравлений с Днем знаний.

Приказом 👮‍♀️ ФНС России от 24 июля 2026 г. N ЕД-1-7/514@ утверждены особенности учета обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.

Начало действия Приказа - 01.09.2026 года, но это не точно, ибо я основывался на инфе правового справочника. По авторитетному мнению уважаемого Алексея Масаловича, не доверять которому - себе дороже😉, означенный Приказ вступает в силу с 1 октября 2026 года.

В Приказе изложены смягчающие ответственность обстоятельства, учитываемые налоговым органом при определении размера штрафа, основания для его уменьшения, такие как:

🌟 совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
🌟 совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
🌟 тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
🌟 иные обстоятельства.

Кроме того, налоговой орган, совокупно, оценивает обстоятельства свидетельствующие о незначительности налогового правонарушения, возможное ошибочное толкование налогоплательщиком норм налогового законодательства, несущественность ущерба бюджетной системе РФ и прочее.

Приказом определена процентная шкала уменьшения размера штрафа налоговым органом, в зависимости от обстоятельств совершения налогового правонарушения.

Полезный документ как для специалистов по налогам, так и для любого потенциального налогоплательщика (простого смертного).

👇 Текст Приказа - 'https://t.me/domnalog/811?comment=2237' rel='nofollow'>в комментах.

👮‍♀️ Налоговый ответ




Когда наконец-то дописал все три части поста по 198 УК РФ. 😁😁😁










Письма 👮‍♀️ ФНС России (2026)

Примечание: по 198 УК пост тихонько пишется, но быстро не получается (дела мешают). Поэтому публикую отвлеченную "текучку".🤷‍♀️

Письмо ФНС России от 30 июня 2026 г. N БС-36-11/5499@

По вопросу: НДФЛ в отношении денежных средств, полученных в порядке дарения от физлица до и после 1 января 2006 г.

Значимые выводы:

кроме милого экскурса в налогообложение начала 2000-х г., Письмо повторяет неоднократную позицию ФНС в отношении денежных средств, получаемых физическими лицами от физических лиц в порядке дарения.

Так. пунктом 18.1 статьи 217 НК РФ установлено, что не подлежат обложению НДФЛ доходы в денежной и натуральной форме, получаемые от физических лиц в порядке дарения, за исключением случаев дарения недвижимого имущества, транспортных средств, акций, цифровых финансовых активов, цифровых прав, включающих одновременно цифровые финансовые активы и утилитарные цифровые права, цифровой валюты, долей, паев, если иное не предусмотрено пунктом 18.1 статьи 217 Кодекса.

🌟 Таким образом, доходы, полученные от физических лиц в порядке дарения, в том числе в денежной форме, обложению НДФЛ не подлежат.

🌟 В частности, в случае дарения между физическими лицами денежных средств доход одаряемого освобождается от обложения НДФЛ вне зависимости от способа передачи денежных средств (в наличной или безналичной форме), а также от факта, состоят ли даритель и одаряемый в родственных отношениях.

Текст Письма - в комментах. 👇

👮‍♀️ Налоговый ответ


Боли пост (отвлечённый). Услуга электронной регистрации сделки у Зелёного банка, по ценнику, взлетела и почти "прислонилась" к сделке нотариальной.


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
👮 Уголовная ответственность за налоговые преступления. На правах анонса.

"Кольщик, наколи мне купола,
Рядом чудотворный крест с иконами,
Чтоб играли там колокола
С переливами и перезвонами.
Наколи мне домик у ручья,
Пусть течёт по воле струйкой тонкою,
Чтобы от него портной-судья
Не отгородил меня решёткою..."

М. Круг "Кольщик"


Официальная статистика, уже несколько лет подряд, указывает нам на неуклонный рост благосостояния населения (мы, буквально богатеем не по дням, а по часам), а недавно, ВЦИОМ заявил, что уровень счастья россиян поднялся до 59 пунктов (правда, в декабре 2025 года, индекс счастья, по данным этого же Центра, находился на отметке 66 пунктов, но времена такие - стране важен рост, и не так и принципиально - в какую сторону). О чем бишь я? О том, что в России, со слов чиновников, наблюдается полнейший и непрекращающийся экономический позитив.

Во времена столь стремительного роста благосостояния, совсем неудивительно, если среднестатистический счастливый и внезапно богатый россиянин (не директор фирмы или предприниматель, а именно обычное физлицо), может (конечно же - исключительно случайно), пересечь грань, отделяющую административную ответственность за налоговые правонарушения, от уголовной.

Поэтому, есть смысл ответить на вопросы:

🟣как достичь уголовной ответственности наиболее быстро?

🟣какие суммы отделяют нас от "не заплатил налоги" до "попал к следователю"?

🟣можно ли избежать уголовной ответственности?

Именно об этом мы и поговорим в ближайшей публикации. Текст пока, между основными делами, пишется.

Ах да, про видео к этому посту. В свое время, уже давно-давно, мой хороший друг баловался тем, что накладывал лица знакомых на всякие смешные видяшки. Не минула и меня чаша сия.🤷‍♀️

Вернусь...

👮‍♀️ Налоговый ответ


Видяшка посвящается всем-всем физлицам, у кого был подлежащий декларированию доход в 2025 году, и кто смело решил проигнорировать последний день оплаты налога (НДФЛ). А этот день, кстати, именно сегодня.😉

Даже не сомневайтесь. налоговый инспектор обязательно вернется в Вашу жизнь. Но уже с веселыми конкурсами и подарками.🙂


Письма 👮‍♀️ ФНС России (2026)

По вопросу порядка предоставления налогоплательщикам социальных налоговых вычетов по расходам на оплату образовательных и медицинских услуг.

Письмо ФНС России от 3 июля 2026 г. N БС-36-11/5613@ "О направлении информации"

Значимые выводы:

🌟 налогоплательщики - супруги вправе претендовать на получение социальных налоговых вычетов независимо от того, кем из них произведена оплата соответствующих услуг;

🌟 единственным подтверждением права налогоплательщика на получение налоговых вычетов по расходам, произведенным с 01.01.2024, являются:
🔵 Справка об оплате образовательных услуг,
🔵 Справка об оплате медицинских услуг;

🌟 образовательные (медицинские) организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную (медицинскую) деятельность, вправе выдать Справки на имя любого из супругов независимо от того, кем из них произведена оплата соответствующих услуг.

Текст Письма - в комментах. 👇

👮‍♀️ Налоговый ответ


Репост из: 3-НДФЛ•Налоговые вычеты•Снижение налогов
1️⃣2️⃣3️⃣Родители могут частично компенсировать средства, потраченные на приобретение путевок в спортивные, образовательные и лечебные детские лагеря.


Если у лагеря есть лицензия на ведение образовательной деятельности и реализацию образовательной программы, родители вправе оформить социальный налоговый вычет на обучение. Компенсации подлежат только расходы, непосредственно относящиеся к образовательной составляющей путевки. Расходы на проживание, питание, бытовое обслуживание возмещению не подлежат. Предельный размер расходов на обучение одного ребенка, учитываемый при расчете вычета, составляет 110 тысяч рублей в год на обоих родителей.

Законодательство также предусматривает вычет по расходам на физкультурно-оздоровительные услуги, включая спортивные сборы и занятия в секциях. Для его получения организатор таких мероприятий должен быть включен в перечень, утвержденный Министерством спорта Российской Федерации.

Часть средств, затраченных на путевку в санаторий, где ребенку были оказаны медицинские услуги, может быть включена в состав вычета на лечение (при условии наличия лицензии у санатория).

Общий лимит по расходам на лечение и физкультурно-оздоровительные услуги за себя и детей составляет 150 тысяч рублей в год. Исключение - вычеты на обучение детей и дорогостоящее лечение.

Чтобы заявить вычет, нужна справка об оплате соответствующих услуг установленного образца. С 2024 года используются унифицированные формы:

- для медицинских услуг;
- для образовательных услуг;
- для физкультурно-оздоровительных услуг.

Информация Федеральной налоговой службы от 3 июля 2026 г.


Жиза 😁

Показано 20 последних публикаций.