Откуда есть пошел воркшоп (workshop) или как Чикагская школа стала одной из самых влиятельных в мире?
Не знаю, как вы, а я привыкла к тому, что на каждом департаменте есть система семинаров-мастерских, я их буду называть воркшопами. Наверно даже люди не знакомые с экономикой знают про Чикагскую школу, к которой принадлежал, например, Милтон Фридман.
В своей недавней книге «Чикагская школа» Джон ван Овертвельдт утверждает, необыкновенный успех и влияние этой школы стоит на пяти столпах:
- непоколебимая трудовая этика,
- абсолютная вера в экономику как науку,
- академические достижения как единственный критерий для карьерного роста,
- развитая культура дебатов, направленная на оттачивание критического мышления,
- двухмерная [то есть географическая и академическая] изоляция Университета Чикаго» (van Overtveldt 2007).
При этом все признают, что благодаря именно особая культура воркшопов была критически важной.
«Система воркшопов» была создана под началом Т. В. Шульца, главы экономического факультета Чикагского университета с 1946 по 1962 гг. Известные чикагские воркшопы часто неправильно понимают как просто вариант семинаров, которые являются частью жизни каждого экономического факультета сегодня; с этой точки зрения, тот факт, что все имеют семинары, а чикагские были особенно успешны, предполагает, что успех Школы должен объясняться сочетанием уникальной атмосферы Университета и вовлеченных личностей. Но так ли это? Мне ближе мнение Росса Эммета, который не согласен с этим простым выводом.
Изложу кратную историю, и вы сами увидите, что было подлинным отличием чикагских воркшопов.
Все началось с того, что Яков Маршак (одна из самых важных его работ «Economics of language») вводит двухнедельные семинары с докладами как внутренних, так и внешних исследователей. Регулярность!
Семинары были призваны не только экономить время, но и показывали как работать в команде. Вот как это описывает Гейл Джонсон: «В конце 1940-х годов Фонд Рокфеллера был основным спонсором нашей работы по сельскохозяйственной экономике. Был проект, за который я нес основную ответственность, в котором шесть или семь студентов писали свои диссертации. Меня беспокоила проблема координации их работы и достижения целей проекта. Вместо того, чтобы каждый студент работал полностью самостоятельно, мы решили встречаться еженедельно. Перед каждой встречей один студент готовил доклад, который заранее рассылался другим, чтобы они могли его прочитать и прийти на встречу, подготовившись помочь автору в его улучшении. Доклад не представлялся на встрече, за исключением краткого резюме. Почти вся встреча была посвящена обсуждению исследования докладчика» (Джонсон 2002).
Фридман первым формально организовал воркшоп в стиле Джонсона, кода в 1953 г. создал «Мастерскую по деньгам и банковскому делу», благодаря гонорару от Фордской комиссии по деньгам и кредиту.
Вот как он анонсировался:
«Эксперимент по объединению обучения исследовательской работе и изучению предмета исследования денежных факторов в деловых циклах. Студенты участвуют в этом исследовании, как напрямую, так и выполняя индивидуальные проекты в общей области. Каждый проект направлен на подготовку отчета, с последующей публикации. Предоставляются рекомендации по общей литературе в данной области, а также время от времени проводятся неформальные семинары для обсуждения общих вопросов или конкретных проектов. Аспиранты должны полностью посвящать свое время мастерской; они получают три кредита за каждый семестр.»
Аспирантам, зарегистрировавшимся на мастерскую, выделили комнату в ПОДВАЛЕ здания Научно-исследовательского института социальных наук для их работы. Они встречались ДВА РАЗА В НЕДЕЛЮ, чтобы обсудить статью, написанную одним из участников (преподавателем или студентом) или приглашенным профессором. Статья для обсуждения распространялась заранее, и предполагалось, что участники ПРОЧИТАЮТ ЗАБЛАГОВРЕМЕННО. Представленная статья служила основой для обсуждения теоретических, методологических и эмпирических вопросов, с которыми сталкиваются экономические исследователи в своей текущей работе.