Итак,
дорожная диета - это трансформация улицы с целью сбалансированного и справедливого перераспределения пространства, направленная на эффективное использование ценных городских территорий.Для того, чтобы это перераспределение вообще состоялось должны быть две составляющие:
- воля
- нормативное регулирование.
С волей понятно - не каждому дано. Либо дано, но не в данный момент.
А вот с нормативкой все куда интереснее. Даже если и будет воля, то всегда найдется тот, кому изменения покажутся ущемлением его законных прав на передвижение. Из-за этих убеждений и появляются обращения, жалобы и требования "найти и покарать".
Поэтому давайте разберёмся с нормативкой.
Напомню, что первым задокументированным случаем применения
"дорожной диеты" является переразметка улицы в Биллингсе в 1979 г.
Но переместимся в СССР. Оказывается, благодаря стараниям ВНИИБД МВД СССР (НЦ БДД МВД РФ) уже
в 1977 г. было закреплено, что
при наличии резервов пропускной способности проезжей части ширина пешеходного пути может быть увеличена за счет добавления к тротуару полосы проезжей части.
Минимум можно увеличить тротуар на 75 см и забрать ширину полосы движения до величины, необходимой для пропуска машин.
При этом, например, для двух полос движения можно оставить всего 6 метров.
При этом
в 1975 году в ВСН 23-75 было закреплено разделение на новые
ширина полосы зависит от категории по СНиП
и существующие дороги:
на существующих дорогах ширина полосы не должна быть менее 3 м, а в исключительных случаях для легковушек, может быть уменьшена до 2.75
Позже регулятор в
ГОСТ 52289 в 2006 г. убирает слово "существующих" и объединяет абзац в один, требуя ширину полос только в зависимости от категории по СП.
В 2019 г. внесли правки и убрали упоминание категорий дорог, чем развязали руки по переразметке во многих городах России. Из 4 полос стали появляться 5 ну и т.д.
И вот в 2024 г. кое-кто (не будем тыкать) решил вернуть отсылку к категориям дорог. Версия правок готова, каким выйдет итоговый текст из духовки ТехКомитета тот еще вопрос.
Прикиньте, наша страна была первой в мире, которая регламентировала дорожную диету.
Вот только десятки стран, сотни городов мира уже обогнали нас по практическому применению. Реализовано
несколько тысяч трансформаций.
А у нас че там опять мешает🕺🏻🕺🏻🕺🏻?
Яйца или климат?
Во всей этой истории поразительно еще и то, что саму идею дорожной диеты внедрили ГИБДД в далёких 70-ых, а сегодня ГИБДД ГАИ в разных городах на сужение полос напишет разный ответ.
От полного одобрения, до полного отрицания.
Дополнительно дорожная диета прописана в ГОСТ 70716-2023.
Кста, согласно
ст.15 ФЗ-384 вы можете пользоваться методичкой ГАИ 1977 г. так как её никто не отменял 🦖