У нас особый путь? Конечно же нет!
Частенько в дискуссиях о том же трамвае или иных бытовых урбанистических проблемах возникает тезис «вы ничего не понимаете, у нас
__ поэтому сделать это невозможно». Само собой, в 99% случаев это обычный психологический блок, когда аргументов нет, но жизненный опыт с консерватизмом подсказывают, что раз хорошо не жили, то нечего и начинать.
Аргументы про климат разбивает Финляндия; про размеры городов — Лондон, Большой Париж и Сингапур; про менталитет — некоторые города самой России, страны Балтии и так далее. Но фишка в том, что в мире действительно есть 1% городов, где проблемы уникальные и нам они даже не снились. Например, Израиль.
Израиль — хоть и светская страна, но про местных ортодоксов ходят легенды далеко за пределами Ближнего Востока. И именно они — главная проблема местных транспортников: ортодоксы блокируют стройку и работу трамваев, они же не дают властям запустить общественный транспорт в шабат.
В том числе из-за кварталов ортодоксов в своё время в Тель-Авиве решили
пустить трамвай под землёй: чтобы одни евреи не мешали другим евреям строить пути и в перспективе запустить движение без выходных. Правда, в итоге ортодоксы просто садятся на пути у въезда в туннель и всё равно мешают обычным людям, а нормальные люди
протестуют за трамвай в шабат.
В Иерусалиме же, где сейчас планируют и строят новые линии,
тоже проблемы: ортодоксы блокируют стройку и срывают подрядчикам работы, доходит даже до поджогов техники из-за религиозных разногласий вокруг трамвая! Власти уже потратили на компенсацию строителям $60 млн, но их не хватает и в итоге нужно ещё $21,5 млн. При том вряд ли это последнее повышение стоимости проекта — против ортодоксов не помогают ни аресты самых радикальных, ни гражданские иски.
Фото: ארי קופרשטוק