В мире наблюдается настоящий бум разработок в области нейрокомпьютерных интерфейсов.
Впереди всех, как обычно, разработчики всякого рода игр и игрушек: от движущихся силой намерения кроличьих ушей, до управляемых волевыми импульсами вертолетиков. Конечно, занятно смотреть, как два игрока, сидя за столом с надетыми на голову бытовыми регистраторами ЭЭГ, пытаются силой мысли сдвинуть магнитный шарик с середины поля и завести его в ворота сопернику. Или, как в другой игре, пытаются волевыми импульсами поддуть легкий шарик, чтобы он оставался висеть в воздухе.
На поверку все эти игры оказываются лишь в небольшой мере похожими на настоящие нейроинтерфейсы, а иные и вовсе являются их симуляторами. Тем не менее с задачей своей они справляются: повышают людям настроение и провоцируют интерес к еще не раскрытым секретам мозга. Многие разработчики и пользователи игрушек потом приходят работать в профессиональные лаборатории, в которых ученые уже очень близко подошли к созданию нейроуправляемых транспортных средств, «аватаров» и к прямому контакту мозга с искусственными супервычислительными системами.
В нашей лаборатории нейрокомпьютерных интерфейсов МГУ мы заняты как разработкой фундаментальных основ анализа и расшифровки ЭЭГ, так и собственно медицинскими проектами. Например, создаем клинический нейрокоммуникатор, который позволит людям с тяжелыми нарушениями речи и двигательной системы, допустим, после инсульта, не потерять канал связи с внешним миром. Они смогут силой своих намерений набирать тексты, управлять курсором компьютера и заходить в интернет, с помощью специальных пультов управления выполнять какой-то объем работ по самообслуживанию: изменить наклон кровати, вызвать персонал, подать себе напиток или еду и так далее.
О возможностях мозга (как их видит современная наука) — на интенсиве
«Разум креативный и беспредельный» в лектории «Прямая речь» 26-28 июня. Можно участвовать очно и онлайн. Подробности по ссылке:
https://www.pryamaya.ru/aleksandr_kaplan_razum_kreativnyj_i_bespredelnyj_26_06_2024_28_06_2024