Психофизиолог Каплан Александр


Гео и язык канала: Россия, Русский
Категория: Психология


Каплан Александр Яковлевич — психофизиолог, профессор биофака МГУ имени М. В. Ломоносова, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейрокомпьютерных интерфейсов.
По вопросам сотрудничества: @sveta_bolshakova

Связанные каналы  |  Похожие каналы

Гео и язык канала
Россия, Русский
Категория
Психология
Статистика
Фильтр публикаций


Завтра начинаем курс «Разум креативный и беспредельный». 3 дня в лектории «Прямая речь». Присоединяйтесь!

https://www.pryamaya.ru/aleksandr_kaplan_razum_kreativnyj_i_bespredelnyj_26_06_2024_28_06_2024


В любом буддистском храме вы увидите картинки на этот сюжет: человек, преследующий обезьянку и слона. Обезьяна — это наш блуждающий ум, суета мыслей, а слон символизирует как раз целевую деятельность.

Поначалу животные не даются человеку в руки. Но постепенно, шаг за шагом, его усилия над самим собой дают результат, и на следующих картинках можно увидеть, как слон постепенно начинает белеть, а обезьяна, которая поначалу ведет за собой всех, уже оказывается последней из трех персонажей и даже совсем исчезает. Это означает, что человек овладел своими мыслями, блуждание остается позади и наступает умиротворение ума.

Эта метафора — очень важная. Когда человек овладел объектом, этот объект оказывается извлечен из материального мира, он полностью в ментальном мире и там можно с ним работать. Мы называем это абстракцией. И из этого состояния умиротворения ума, когда физические и психические обстоятельства над ним не довлеют, человек начинает конструировать мир. Это и есть путь шаматхи. А работа над реальностью — это випассана.

Эта метафорическая картинка — руководство, что нужно делать человеку, чтобы стать более эффективным с точки зрения буддизма.

Из лекции «Путешествие вглубь себя»

942 0 46 1 92

Александр Яковлевич Каплан с лекцией «Мозг и информация» на форуме «Движение».

Посмотреть эту интереснейшую лекцию можно и в архиве «Прямой речи»


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram
О тонкостях работы ума и мозга — на интенсиве «Разум креативный и беспредельный» 26-28 июня.

Подробности и билеты: https://www.pryamaya.ru/aleksandr_kaplan_razum_kreativnyj_i_bespredelnyj_26_06_2024_28_06_2024


Для измерения интеллекта уже много десятилетий используется тест на IQ. Он дает некоторое представление об интеллекте: те, кто прошел тест на 140 баллов, как правило, добиваются большего в жизни, чем те, у кого 80 баллов. И к тому же, этот тест имеет длинный ряд наблюдений, чтобы сравнить коэффициент интеллекта людей за прошедший век.

Один австралийский ученый, Джеймс Флинн, собрал всю статистику по IQ-тесту, какую смог найти, и обобщил результаты. Оказалось, что в 1932 году среди всех людей, кто сдавал тест, средний балл был 100. А в 1997 году — 120. Это существенный сдвиг. По шкале теста люди в среднем поумнели — продвинулись от показателя «Норма» к показателю «Одаренность» и далее в сторону гениальности.

Самое интересное, что с ростом информационного давления индекс интеллекта стал уменьшаться — в 2017 году средний показатель снизился до 110. На сегодняшний день такой статистики не собрано, но иногда я опасаюсь, не оказались ли мы по этому показателю снова в 1932 году.

Из лекции «Мозг и информация»

2.1k 0 21 10 48

Репост из: Прямая речь
Вчера был день рождения психофизиолога, доктора биологических наук, профессора Александра Яковлевича Каплана! 🥳

Открыли для вас его лекцию «Мозг в комфорте»

Смотрите сами и делитесь с друзьями!

1.6k 0 31 14 143

В мире наблюдается настоящий бум разработок в области нейрокомпьютерных интерфейсов.

Впереди всех, как обычно, разработчики всякого рода игр и игрушек: от движущихся силой намерения кроличьих ушей, до управляемых волевыми импульсами вертолетиков. Конечно, занятно смотреть, как два игрока, сидя за столом с надетыми на голову бытовыми регистраторами ЭЭГ, пытаются силой мысли сдвинуть магнитный шарик с середины поля и завести его в ворота сопернику. Или, как в другой игре, пытаются волевыми импульсами поддуть легкий шарик, чтобы он оставался висеть в воздухе.

На поверку все эти игры оказываются лишь в небольшой мере похожими на настоящие нейроинтерфейсы, а иные и вовсе являются их симуляторами. Тем не менее с задачей своей они справляются: повышают людям настроение и провоцируют интерес к еще не раскрытым секретам мозга. Многие разработчики и пользователи игрушек потом приходят работать в профессиональные лаборатории, в которых ученые уже очень близко подошли к созданию нейроуправляемых транспортных средств, «аватаров» и к прямому контакту мозга с искусственными супервычислительными системами.

В нашей лаборатории нейрокомпьютерных интерфейсов МГУ мы заняты как разработкой фундаментальных основ анализа и расшифровки ЭЭГ, так и собственно медицинскими проектами. Например, создаем клинический нейрокоммуникатор, который позволит людям с тяжелыми нарушениями речи и двигательной системы, допустим, после инсульта, не потерять канал связи с внешним миром. Они смогут силой своих намерений набирать тексты, управлять курсором компьютера и заходить в интернет, с помощью специальных пультов управления выполнять какой-то объем работ по самообслуживанию: изменить наклон кровати, вызвать персонал, подать себе напиток или еду и так далее.

О возможностях мозга (как их видит современная наука) — на интенсиве «Разум креативный и беспредельный» в лектории «Прямая речь» 26-28 июня. Можно участвовать очно и онлайн. Подробности по ссылке: https://www.pryamaya.ru/aleksandr_kaplan_razum_kreativnyj_i_bespredelnyj_26_06_2024_28_06_2024


Можно ли «тренировкой» мозга предотвратить нарушение когнитивных функций? Это не только память, но и наиболее сложные функции головного мозга, с помощью которых происходит рациональное познание мира и обеспечивается целенаправленное взаимодействие с ним. Если не тренировать свои когнитивные функции, то они будут угасать. А многие люди с возрастом используют свои умственные способности и умения все меньше. Это становится причиной угасания когнитивных функций.

Чтобы в пожилом возрасте поддерживать свои когнитивные функции, очень важно продолжать делать ту работу, которой вы занимались в более молодом возрасте, или выполнять похожую.

Пробуйте что-то новое, открывайте для себя хобби, изучайте иностранные языки. Все это позволит максимально задействовать ресурсы мозга.


Кто кем командует? Мозг телом или тело мозгом?

Конечно, тело и мозг «вплетены» друг в друга. Потому что мозг получает информацию не только от внешней среды. Еще больше он получает информации от тела. Все тело пронизано рецепторными образованиями, которые несут информацию в мозг.

У нас полно сложных процессов. Одно пищеварение чего стоит! Так что если отсечь всю эту информацию от мозга, он потеряется в этом мире. Просто отключится от мира.

Но тем не менее: кто кем командует? Похоже, эволюция ведет к тому, что действительно мозг становится все более эгоистичным. То есть все органы тела в любом организме должны друг другу помогать — ради того, чтобы выжить, дать потомство. Это так вот заведено. Но мозг человека постепенно выделился в отдельную структуру, которая не только адаптирует нас к среде обитания, но и познает, как устроен мир.

То есть мозг человека — со своими сложными механизмами, с воображением и прочим — затеял такую игру, которая выходит за пределы биологической целесообразности. Потому что он хочет познавать тот мир, который ему совершенно не нужно знать для выживания. Он хочет просто знать, как все устроено. И это не шутки.

(Из интервью)

2.9k 1 29 41 97

У человека по сравнению со многими млекопитающими очень большой мозг. Однако мозгу дельфина он несколько уступает, а у слона мозг и вовсе в три раза больше, чем у человека. Что же касается структуры мозга, то она у всех млекопитающих примерно одинакова. Разница лишь в соотношении объемов разных отделов. Например, у человека как ни у каких других млекопитающих развиты лобные доли, а у слона мозжечок намного больше, чем у человека.

Принципиальное отличие, скорее, не в объеме, и не в структуре мозга, а в его функциях. Речь — вот что коренным образом отличает человека от животного. Язык позволил человеку все в этом мире обозначить словами-понятиями, и тем самым, образно говоря, переместить этот мир в свой мозг, где операции с понятиями стали основой мышления. Животные тоже, конечно, общаются между собой, но это не язык, это совокупность достаточно ограниченного круга сигналов, обозначающих жизненно важные для животных ситуации.

(Из интервью)

О тонкостях работы человеческого мозга будем говорить на интенсиве «Разум креативный и беспредельный» 26, 27 и 28 июня в лектории «Прямая речь». Если у вас есть вопросы по теме, вы сможете их наконец задать.

Присоединяйтесь очно или онлайн: https://www.pryamaya.ru/aleksandr_kaplan_razum_kreativnyj_i_bespredelnyj_26_06_2024_28_06_2024


Создавая наш мозг, природа не рассчитывала, что мы будем генерировать и потреблять так много информации. Что говорит наука о последствиях информационного стресса для нашего интеллекта? Может ли мозг понять, что он живет в мире иллюзий, и может ли он преодолеть эти иллюзии? Какие мозговые механизмы лежат в основе творческих озарений? Вы сможете сами убедиться в некоторых моментах, известных науке.

В июне — трехдневный курс для интересующихся работой мозга, в лектории Прямая речь на Маяковской, в Москве.
Но есть и возможность участвовать онлайн.

Подробности на сайте лектория «Прямая речь»


Видео недоступно для предпросмотра
Смотреть в Telegram


В Катманду с Татьяной Владимировной Черниговской и коллегами на конференции «Animal consciousness» («Сознание животных»): от рыб, осьминогов и птиц — до обезьян!


Иногда можно услышать утверждение, что наш мозг использует всего 5–6 процентов своих возможностей, а остальное оказывается незадействованными. Но консолидированное мнение тех ученых, которые занимаются исследованиями мозга, заключается в том, что мы свое серое вещество используем почти на сто процентов. Дело в том, что биологическая эволюция в принципе не может создать ничего лишнего, ничего про запас.

Каждая клетка требует питания. Мозг и так использует 25 процентов энергии тела. Если бы он, к примеру, весил три килограмма, то стал бы съедать 50 процентов энергии. Тело в таких условиях должно было бы сморщиться до размера крысы, на большее не хватило бы энергии.

У неандертальцев мозг был на 200 грамм больше, чем у нас, но разница не такая уж значительная. Естественные колебания веса мозга у людей значительно больше. Вот, например, мозг Ивана Тургенева весил два килограмма двести грамм, а мозг Анатоля Франса — всего 900 грамм. И оба — гениальные писатели. Успех или неуспех зависит все же не от размера мозга. Здесь гораздо большее значение имеет то, как человек использует свой мозг. Как он работает, как отдыхает, как и где учится и так далее.

Это как хороший и плохой завод. Оборудование вроде и там, и там одинаковое, и рабочих поровну. Но на одном выпускается хорошая продукция, а на другом — так себе.

Из интервью Александра Каплана

4.4k 3 46 6 112

Храмовый комплекс Пашупатинатх на берегу Багмати в Катманду. С местными садху.


Повторяем интенсив «Разум креативный и беспредельный»: в этот раз у участников будут целых 3 дня общения с одним из ведущих экспертов по работе мозга, психофизиологом, профессором МГУ Александром Капланом.

«Создавая наш мозг, природа не рассчитывала, что мы будем генерировать и потреблять так много информации. Что говорит наука о последствиях информационного стресса для нашего интеллекта? Может ли мозг понять, что он живет в мире иллюзий, и может ли он преодолеть эти иллюзии? Какие мозговые механизмы лежат в основе творческих озарений? Вы сможете сами убедиться в некоторых моментах, известных науке».

Вы буквально «из первых рук» узнаете все самые актуальные данные о пределах возможностей мозга человека, выполните несколько практических заданий и сможете задать вопросы по теме интенсива. Откройте неизвестную часть себя и представьте собственную картину мира на основе научных знаний.

Если вы будете знать тонкости работы собственного головного мозга, это поможет вам добиваться от жизни большего и при этом сохранять здоровый и ясный ум.

Интенсив пройдет 26, 27 и 28 июня в лектории «Прямая речь». Подробности по ссылке


Так много вокруг информации, мы ее улавливаем, как-то осваиваем — может быть, мы умнеем от этого? Пусть мозг остановился в эволюционном развитии, но, может, интеллект как-то вырос по сравнению с пещерным человеком?⠀

Для измерения интеллекта уже много десятилетий используется тест на IQ. Он дает некоторое представление об интеллекте: те, кто прошел тест на 140, как правило, добиваются большего в жизни, чем те, у кого 80 баллов. И к тому же, этот тест имеет длинный ряд наблюдений, чтобы сравнить коэффициент интеллекта людей за прошедший век. ⠀

Один австралийский ученый по имени Джеймс Флинн собрал всю статистику по IQ-тесту, какую смог найти, и обобщил результаты. Оказалось, например, что в 1932 году среди всех людей, кто сдавал тест, средний балл был 100. А в 1997 году — 120. Это существенный сдвиг. Люди в среднем поумнели: по шкале результатов теста они продвинулись от показателя «Норма» к показателю «Одаренность» и далее в сторону гениальности. ⠀

С ростом информационного давления индекс интеллекта стал уменьшаться — в 2017 году средний показатель снизился до 110. На сегодняшний день такой статистики не собрано, но иногда я опасаюсь, не оказались ли мы по этой цифре снова в 1932 году.


Как работает эволюция? Для результата ее работы требуется много-много поколений. Допустим, стало холодать. А у животных шерсти нет. Чтобы в конце концов способность наращивать шерсть закрепилась в генах, нужны сотни тысяч лет.

Чтобы изменился мозг, нужно много времени, больше, чем 50 тысяч лет, которые существует Homo sapiens, человек разумный. Но самое главное, почему не происходят перемены в мозге: у человека совсем иной способ взаимодействия с природой.

У животных как происходит? Если среда изменилась, надо к ней приспосабливать тело. Например, при похолодании обрастать шерстью. А человеку не надо приспосабливать себя. Он разумный, он сразу схватывает: «Похолодало? Хорошо. Зайдем в пещеру, разведем огонь». Это дело пяти минут. Какие тут 100 тысяч лет эволюции? Даже если все равно будет холодно, человек догадается взять волосяной покров с какого-нибудь другого животного, шубу сделает себе.

Поэтому как-то эволюционировать нашему мозгу не было причин. Как мы знаем, с таким «пещерным» мозгом человек успешно добрался до XXI века: развивал науки, занимался математикой, спутники запускал. Потому что «заряда» у мозга было достаточно. И все было гладко до того момента, как появилось нечто, что не было предусмотрено эволюцией: обилие информации.

Из интервью

2.3k 1 22 22 76

Репост из: Прямая речь
⚡️⚡️Александр Каплан
«Разум креативный и беспредельный»

Интенсив для тех, кто хочет понимать возможности своего мозга

Очно и онлайн в реальном времени

🗓Даты интенсива: 26, 27 и 28 июня

Этот интенсив — возможность учиться новому у одного из ведущих экспертов по работе мозга, психофизиолога, профессора МГУ Александра Каплана. Вы встретитесь с профессором в лектории «Прямая речь» и буквально «из первых рук» узнаете все самые актуальные данные о пределах возможностей мозга человека, выполните несколько практических заданий и сможете задать вопросы по теме интенсива. Откройте неизвестную часть себя и представьте собственную картину мира на основе научных знаний!

Если вы будете знать тонкости работы собственного головного мозга, это поможет вам добиваться от жизни большего и при этом сохранять здоровый и ясный ум.

Билеты и подробности

‼️При ранней покупке действует спеццена


Как в мире хаоса оставаться в комфорте? Ответы предложил Нассим Талеб. Что же нужно развивать?
1) Креативность
2) Эмоциональный интеллект
3) Интуиция (именно она — язык модели, которая говорит с нами)
4) Адекватная самооценка
5) Критическое мышление

Неопределенность мира, некоторая неоформленность наших с ним отношений ощущается как дискомфорт. И наоборот: чем четче мы предсказываем, что произойдет дальше, тем более комфортной нам кажется жизнь. Особенно если мы начинаем предсказывать отношения между людьми. И тут и возникает новое определение счастья.

Показано 20 последних публикаций.