Деловой журнал "Профиль": Какая миграционная политика нужна России?Автор - Специальный представитель Государственной Думы по вопросам миграции и гражданства, директор Института стран СНГ Константин ЗатулинВсе мы под впечатлением от широко разошедшегося афоризма нового министра обороны Андрея Белоусова: «Ошибаться можно, врать нельзя».
Вряд ли я ошибаюсь, тем более вру, утверждая, что тема миграции, миграционной политики и отношения к мигрантам сейчас в общественном мнении уступает по актуальности и остроте восприятия лишь СВО на Украине. Но если ход спецоперации обсуждается на всех уровнях (а в самых рейтинговых ток-шоу уже набил оскомину), то проблематика миграции вбрасывается исключительно снизу, подогреваемая негативными поводами, информация о которых циркулирует в самых темных закоулках соцсетей. Совершенно очевидно, что верхи, власти не хотят или не торопятся вести разговор на эту тему, оправдывая себя принципом «не буди лихо, пока оно тихо».
Казалось бы, теракт в «Крокусе» пробил защитный слой – ведь исполнителями были те самые «понаехавшие». Но вот только что в Государственной думе и Совете Федерации обсуждали и утверждали министров и вице-премьеров правительства. И, заметьте, у нас в Думе вообще не поднимали тему миграции, а в Совете Федерации Владимир Колокольцев как министр внутренних дел, то есть глава ведомства, которое сегодня является основным ответственным в делах миграции, по необходимости сказал о ней всего несколько слов.
Почему в Думе при обсуждении планов будущих членов правительства миграционная проблематика не упоминалась? Просто потому, что не было повода, ведь в правительстве нет отдельного ведомства, отвечающего исключительно за миграцию. Не с кого спрашивать по-серьезному. Ни министерства, ни Федеральной миграционной службы, которая потеряла свой статус в 1990-е, а в 2000-е исчезла вовсе, став одним из главков МВД.
При всем уважении к МВД, положа руку на сердце, разве это министерство полностью отвечает своему названию? Это министерство полиции. Министерством внутренних дел оно было при Петре Столыпине, когда ему, как министру, подчинялись по должности все губернаторы. И, кстати, осмысленная миграционная политика, примета того времени, была одним из «китов» в деятельности Столыпина как министра и премьера: при нем путем переселения из Европейской части осваивали Сибирь и Дальний Восток, одновременно снижая риск крестьянских бунтов и революций в центре империи. Ведь «вопрос о земле» был и остался после смерти Столыпина ключевым в трех русских революциях XX века.
Можно ли верить, что правительственная комиссия по миграционной политике (ее одно время по совместительству с основными обязанностями первого вице-премьера возглавлял Антон Силуанов, а в последние годы Татьяна Голикова), собираясь раз-два в год, в состоянии формулировать цели, находить решения и отслеживать выполнение работы по миграции? Ответ очевиден. Вся миграционная политика сегодня сводится к трудам Министерства внутренних дел, а все расходы на нее, включая финансирование действующей Государственной программы содействия добровольному переселению соотечественников из-за рубежа, финансируются из года в год по разделу государственного бюджета «Борьба с преступностью».
Как вы корабль назовете, так он и поплывет. Можно сколько угодно взывать к необходимости ставить во главу угла социально-экономические, национально-культурные и внешнеполитические смыслы миграции, но профиль правоохранительного ведомства не даст этому осуществиться. Миграция продолжит рассматриваться прежде всего как проблема, а не инструмент в развитии России. Вполне объяснимая обеспокоенность безопасностью, тем более в период военных действий, в таком случае приведет к гипертрофии и монополии, обратная сторона которой – коррупция. С ней, по признанию руководителей МВД, они не могут справиться в собственных рядах...
Читайте полностью на официальном сайте Константина Затулина